Наука в СССР в 1923-1941-х гг.: новые достижения советских ученых

Потребность в науке усилилась под влиянием начавшейся в кон. 1920-х гг. индустриализации страны. В 1925 Академия наук получила статус АН СССР и включила в свой состав комплекс институтов, занимавшихся фундаментальными и прикладными исследованиями, осуществляла координацию научной деятельности в масштабах страны. Вузовская наука теперь оказалась слабее академической, т.к. не все университеты и вузы обладали потенциалом, необходимым для проведения исследований. Формировалась ведомственная отраслевая и заводская наука. Определённая изоляция СССР в международном плане потребовала подготовки собственных специалистов и создания научных подразделений по всем основным отраслям современного научного знания. Военная угроза стимулировала использование науки в интересах укрепления обороны страны. Эти процессы сопровождались быстрым ростом численности научных кадров: в кон. 1929 в СССР насчитывалось 30,5 тыс. научных работников

В годы завершения социалистического переустройства страны советская наука получила дальнейшее развитие. Еще более повышается ее роль в социалистическом строительстве. Этому способствовали меры, принятые партией и правительством по совершенствованию планирования и координации научной работы в масштабе страны. Важное значение для обеспечения более полной связи научных исследований с практикой социалистического строительства, установления планомерного и тесного сотрудничества Академии наук СССР с наркоматами и центральными ведомствами имело подчинение АН СССР в 1933 г. непосредственно Совету Народных Комиссаров СССР и переезд ее в 1934 г. из Ленинграда в Москву.

В 1938 г. в составе АН СССР было восемь отделений — физико-математических наук, химических наук, геологических наук, биологических наук, технических наук, истории и философии, экономики и права, литературы и языка. Возникают новые центры науки — филиалы Академии наук СССР. В 1935 г. ее Закавказский филиал разделился на Азербайджанский, Армянский и Грузинский филиалы. В 1938 г. возник Казахский филиал, в 1940 г. — Узбекский и Туркменский, в 1941 г.— Таджикский. В 1941 г. в стране работало 2359 научных учреждений.

В соответствии с задачами развития промышленности, сельского хозяйства, культурного строительства в годы второй и третьей пятилеток советские ученые разрабатывали крупные теоретические проблемы, про водили исследования большого народнохозяйственного значения. На обширной территории страны интенсивно продолжалась разведка месторождений полезных ископаемых. Активизировалась работа по изучению свойств металлов и сплавов, исследованию новых видов сырья и источником энергии.

Значительный размах получили научные разработки, связанные с помощью сельскому хозяйству — его механизацией и химизацией, борьбой с засухой, повышением урожайности.

Развивались новые, перспективные направления науки. Ощутимый результат начала давать ядерная физика. В 1934 г. А.И. Алиханов совместно с М.С. Козодоевым и А.И. Алиханьяном открыли явление испускания электронно-позитронных пар возбужденными ядрами. П.А. Черенковым, С.И. Вавиловым и И. М. Франком было открыто свечение, получившее название черенковского. П.Е. Там разработал теорию этого важного явления. В 1935 г. И.В. Курчатов, Б.В. Курчатов и Л.И. Русиков открыли изомерию искусственных радиоактивных ядер, а в 1936 г. А.И. Алиханов, А.И. Алиханьян и Л.А. Арцимович доказали сохранение импульса в случае аннигиляции позитрона с электроном. В том же году Я.И. Френкель предложил капельную модель ядра и ввел термодинамические понятия в ядерную физику.

Билет

1) Рубеж XVII—XVIII вв. стал началом нового этапа и в истории России. Данный период был ознаменован реформами и преобразованиями Петра I, затрагивавшими все сферы общественной жизни.

Петровские реформы впечатляют своими масштабами и последствиями. Они способствовали решению остро стоявших перед государством задач, прежде всего в сфере внешней политики. Однако реформы не могли обеспечить долговременного прогресса, так как проводились в рамках существовавшего строя и, по сути, консервировали прежние социально-экономические и социально-политические отношения.

Особенностью развития русской промышленности в первой половине XVIII в. стало широкое применение подневольного труда. Мануфактурное производство было основано на труде посессионных и приписных крестьян, что предопределяло отставание России от Европы. Государственное вмешательство в экономику, отсутствие рынка рабочей силы тормозили вступление России на путь, по которому уже шли многие европейские страны.

После смерти Петра I развернулась острая борьба дворянских группировок за власть, приводившая к частым сменам царствующих особ на престоле, перестановкам в их ближайшем окружении.

Центральным направлением внутренней политики в эпоху дворцовых переворотов стали мероприятия, расширившие и укрепившие привилегии дворянства. Нередко они проводились за счет ревизии петровских преобразований. Бюрократизация государственного аппарата, снижение боеспособности армии и флота, фаворитизм — вот характерные черты того времени. Прогресс в социально-экономической сфере был связан преимущественно с колонизацией южных районов страны, Урала и Сибири. Новой чертой в экономике было появление большого числа вотчинных мануфактур, что стимулировало развитие мануфактурного производства.

В XVIII в. были решены многие внешнеполитические задачи. Страна стала многонациональной империей, занявшей свое место среди великих держав. Однако успехи на международной арене не были подкреплены переменами в социально-экономическом и политическом развитии страны, что предопределило отставание России от стран Запада в дальнейшем.

В XVIII в. в России утвердилась светская культура, распространившаяся, однако, только на высшие слои общества. Новая русская культура складывалась на основе сформировавшегося национального языка, профессионального театрального, музыкального и изобразительного искусства. Российская наука достигла высокого по тем временам уровня развития знаний.

2) Среди ключевых факторов, которые позволили Союзу ССР в небывало короткие исторические сроки – к исходу 30–х годов – стать второй индустриальной державой мира (после США), был качественный поворот в сфере культурного развития народной массы. Этот социальный процесс вошел в историю страны как культурная революция. Ее основные задачи заключались в создании всеохватывающей системы народного образования и просвещения, развитии науки и подготовки кадров народной интеллигенции, воспитании человека, способного плодотворно участвовать в строительстве нового общества, приобщении людей труда к духовным богатствам, выработанным человечеством. Упор в становлении советской культуры был сделан на то, чтобы обогатить народы страны «знанием всех богатств, которые выработало человечество».

Это была чрезвычайно сложная задача – наверстать в короткий срок то, что было упущено в течение столетий. До Великой Октябрьской социалистической революции три четверти населения России были неграмотными. Большинство народностей и этнические группы, в том числе малые народности Севера, Дальнего Востока, отчасти Северного Кавказа, не имели даже своей письменности, находились на крайне низком уровне культурной жизни. Положение осложнялось острой нехваткой подготовленных или просто грамотных кадров, материальных и финансовых средств, разрушительными последствиями империалистической и гражданской войн, иностранной военной интервенции.

Государственные, партийные и общественные организации, преодолевая трудности, противоречия и ошибки, настойчиво решали многочисленные проблемы коренной перестройки всего дела народного образования и просвещения, развития высшей школы, науки и творчества, культуры и быта рабочих, крестьян, всех слоев населения.

Уже в первые дни и месяцы после революции Советы в центре и на местах приняли энергичные меры по сохранению культурного наследия прошлого. Так, 25 октября (7 ноября) 1917 г. Петроградский Военно–революционный комитет назначил комиссаров по охране музеев и дворцов; а 27 октября (9 ноября) Наркомпрос организовал учет библиотек, создал комиссию по учету и контролю сокровищ Зимнего дворца.

В первые месяцы Советской власти Совнарком принял ряд декретов об учете и регистрации памятников искусств и старины, о запрещении вывоза и продажи за границу предметов особого художественного и исторического значения, о сохранности библиотек и книгохранилищ, о национализации Третьяковской галереи и других художественных коллекций, о взятии под охрану усадьбы Льва Николаевича Толстого в Ясной Поляне, об увеличении средств (и это при крайнем дефиците финансов) на развертывание культурно–просветительской и издательской деятельности.

В разгар гражданской войны местные Советы, партийные и общественные органы помогли Наркомпросу РСФСР взять на учет и сохранить более 550 старинных усадеб, около тысячи частных коллекций, 200 тысяч произведений искусства.

Владельцам этих усадеб, ценных коллекций выдавались специальные охранные грамоты. «Мы ходим без сапог, – писал видный историк, заместитель наркома просвещения М.Н. Покровский (1888–1932), – а Эрмитаж во время революции и благодаря ей становится первым собранием мира после Лувра и Ватикана... Когда–нибудь русскому пролетарию поставят памятник именно за то, что он, далеко отброшенный всем своим тяжелым прошлым от науки и искусства, им, казалось, совсем чужой, в критические минуты не дал загубить эти редкие у нас тепличные растения, и, голодая и холодая сам, отогрел и выходил их для будущих поколений».

В качестве приоритетной Советская власть выдвинула задачу приобщения к грамоте всей массы трудящихся, особенно подрастающих поколений. Например, уже 9 (22) ноября 1917 г. ВЦИК и СНК своим декретом учредили Государственную комиссию по просвещению под председательством Наркома просвещения А.В. Луначарского, а 18 июня 1918 г. Совнарком РСФСР принял Положение об организации дела народного образования в Российской республике, согласно которому в стране вводилось бесплатное и обязательное общее и политехническое образование для всех детей в возрасте до 17 лет. С осени 1918 г. начало действовать Положение ВЦИК о единой трудовой школе РСФСР, вводится новая орфография, разворачивается сеть курсов по подготовке учительских кадров, способных строить новую школу, растить человека в человеке. Это была одна из главных задач культурной революции. Ибо «культура, – по меткому высказыванию М. Горького (1868–1936), – есть организованное разумом насилие над зоологическими инстинктами людей».

Значительно возросла сеть начальных, неполных средних и средних школ: со 124 тысяч в 1914/15 уч.г. – до199 тыс. в 1940/41 уч. г. Соответственно, число учащихся в школах возросло с 9,7 млн. до 34,8 млн. В 1940/41 учебном году численность учителей превысила 1,2 млн. против 280 тыс. в 1914/15 уч. г.

Огромную работу проделали созданное в 1923 г. Всероссийское добровольное общество «Долой неграмотность», добровольцы–культармейцы и комсомол. За 1920–1940 гг. грамоте обучили 60 млн. человек. Общая грамотность граждан в возрасте от 9 до 49 лет достигла в 1939 г. 87,4%. Советская власть помогла впервые обрести национальную письменность 48 нациям и народностям СССР, в том числе 13 малым народам Крайнего Севера. Добровольно принятым народами СССР средством общения более чем для 120 этносов страны стал русский язык, который открыл всем им широкий доступ к духовным богатствам отечественной и мировой культуры. Русский народ оказал огромную по объему бескорыстную помощь нациям и народностям СССР в развитии культуры, организации книгопечатания, издания газет и журналов на 60 языках, в возрождении разнообразных видов национальных искусств.

В 30–е годы в стране стало обязательным всеобщее начальное образование, завершился переход к обязательному семилетнему образованию. Интенсивно развивалось среднее, общее и специальное профессиональное образование молодежи. Это заметно сказалось на повышении уровня развития производства, росте производительности труда и рационализаторского движения. Все расходы на образование, включая высшее, взяло на себя государство.

Качественные сдвиги произошли в развитии сети высших учебных заведений, подготовке кадров специалистов различного профиля. Государство, несмотря на напряженный бюджет, связанный с форсированием индустриализации, изыскало средства для финансирования вузов, численность которых выросла со 105 в 1915 г. до 817 в 1940. Соответственно, численность студентов в них выросла со 127 тыс. до 812 тыс., или в 6,4 раза. В 1937 году в СССР на тысячу жителей студентов вузов стало приходиться почти вдвое больше, чем в Англии и Италии, втрое больше, чем в Германии. Важную роль в подготовке кадров из числа рабочих и крестьян сыграли рабочие факультеты. Успешно окончившие рабфак имели право поступать в вузы без экзаменов.

Билет

1) После смерти Петра I в январе 1725 года Россия вступила в эпоху дворцовых переворотов. В течение 37 лет (1725–1762) на престоле сменилось 6 царствующих особ. Из 37 лет 32 года царствовали женщины.

Причины дворцовых переворотов:

1) указ Петра I от 1722 года о наследовании престола, предоставляющий императору самому назначать своего наследника

2) большое количество прямых и косвенных наследников;

3) личные интересы аристократии и дворянства.

Инициаторами переворотов были придворные группировки, опиравшиеся на дворян из гвардии. Таким образом в результате каждого переворота дворянство только усиливало свои позиции.

Екатерина I (1725–1727), возведена на престол после смерти Петра I, фактически передала всю власть Верховному тайному совету, куда входили ближайшие сподвижники Петра.

Петр II (1727–1730), внук Петра I, сын Алексея Петровича, вступил по завещанию Екатерины в 13-летнем возрасте. Фактически правили князья Голицыны и Долгорукие. Умер от оспы в Москве не оставив завещания.

Анна Иоанновна (1730–1740), дочь брата Петра I Ивана Алексеевича, герцогиня Курляндская. Взошла на престол в результате избрания Верховным тайным советом. Условием воцарения было подписание условий (кондиций) об ограничении власти в пользу Совета. По восшествии на престол условия отвергла, члены совета арестованы и сосланы. Во время правления Анны Иоанновны наблюдается отход от петровских реформ. Между монархом и Сенатом возникает особый совет из наиболее доверенных лиц, сокращаются расходы на армию, чиновничество, ограничивается власть губернатором в пользу местного самоуправления. В центральном аппарате происходит засилье немцев.

Иоанн VI Антонович (1740–1741) – правнук Ивана Алексеевича и племянник Анны Иоанновны, вступил на престол в возрасте 6 месяцев при регентстве фаворита Анны герцога Бирона. Свергнут Елизаветой I Петровной и заточен в Петропавловской крепости.

Елизавета I Петровна (1741–1761) дочь Петра I, пришла к власти в результате дворцового переворота 25 ноября 1741 года. Во время переворота Елизавета опиралась на антинемецкие настроения в обществе, среди промышленников, дипломатов и в гвардии. Движущей силой переворота стал Преображенский полк. Во время правления Елизаветы усилилась роль и влияние дворянства. Фактически произошла передача административно-полицейских функций государства к дворянству. Елизавета попыталась реставрировать некоторые порядки и государственные учреждения, созданные Петром I. Она упразднила Кабинет министров (создан Анной) и расширила функции Сената, из управления устранены немцы и введены русские. Пыталась систематизировать законы, но безрезультатно. Годы правления Елизаветы отмечены ростом патриотизма в обществе, расцветом науки и образования (открыт Московский Университет), созданы условия для благоприятного развития России и блистательного царствования Екатерины II.

В социальной политике происходило укрепление крепостничества: крестьянам запрещено самостоятельно открывать промысловую деятельность, при смене монарха присягу на верность престолу за крестьян произносил помещик. При Елизавете отменена смертная казнь. Дворянам разрешено заниматься мануфактурами и торговлей, с целью финансовой поддержки открыт Дворянский банк, разрешено дворянам ссылать провинившихся крестьян в Сибирь без суда. Вместе с тем Елизавета затруднила вхождение недворян в дворянское сословие через выслугу, повысив ценз в Табели о рангах.

Петр III (1761–1762) внук Петра I и племянник Елизаветы, вступил на престол по завещанию. В 14-летнем возрасте привезен из Германии, отличался болезненностью и слабохарактерностью. Кумиром жизни для него был прусский король Фридрих Великий. Глубоко ненавидел все русское. До 30-летнего возраста находился в удалении от двора в Ориенбауме. Вступив на престол отказался от победы над Пруссией в ходе Семилетней войны, вернул все занятые территории и выплатил контрибуцию, чем сразу же настроил против себя гвардию и общество. «Манифестом о вольности дворянства» освободил дворян от обязательной государственной службы, разрешил свободный выезд дворян за границу. Другим указом лишил Церковь ее земельных владений, монастырские крестьяне перешли в разряд экономических государственных крестьян. Провел амнистию сосланных Елизаветой приближенных Анны (Миних, Бирон, Остерман). В области религии прекратил гонения на старообрядцев, разрешил свободу веры протестантам. В управлении империей ведущие роли опять стали занимать выходцы из немцев. Петр III был свергнут в результате дворцового переворота свой женой Екатериной II, заточен в Шлиссербургской крепости где был убит фаворитом Екатерины графом Григорием Орловым.

2. Развитие Советского Союза в предвоенные годы происходило в сложной международной обстановке. Наличие очагов напряженности в Европе и на Дальнем Востоке, тайная подготовка стран капиталистического мира к второй мировой войне, приход к власти в Германии партии фашистского толка ясно свидетельствовали о том, что международная ситуация активно и быстро приближалась к военному конфликту.

За период между концом первой и началом второй мировой войны в расстановке сил в мировом сообществе произошли качественные изменения: возникновение первого социалистического государства, обострение противоречий между мировыми метрополиями и колониями, восстановление и новый быстрый экономический подъем побежденного в первой мировой войне и неудовлетворенного своим положением в мире государства - Германии. Следствием этих изменений на международной арене явилось перемена характера приближающегося конфликта. Из спора между империалистическими державами за передел мира, какой, по мнению В.И. Ленина, была первая мировая, приближающаяся война должна была превратиться в арену противодействия и сталкивания интересов как империалистических государств между собой, так и всего блока с государством иной социально-экономической формации - Советским Союзом. Именно это обстоятельство, на наш взгляд, определило политику ведущих капиталистических государств и СССР накануне второй мировой войны.

Билет

1. Екатерина II объявила себя преемницей Петра I. Уже в начале царствования она сосредоточила в своих руках всю законодательную и распорядительную власть. Законодательным органом был Сенат. В 1763 г. Екатерина разделила Сенат на 6 департаментов, каждый с определёнными полномочиями и компетенцией. Тем самым она ослабила его как законодательный орган. В 1764 г., чтобы подавить стремление к отделению на Украине, Екатерина II ликвидировала гетманство (автономию). В 1654 г. Украина вошла в состав России на правах самой широкой автономии. Екатерина II считала, что для внутренней прочности многонациональная империя должна управляться по единым принципам. Осенью 1764 г. она назначила на Украину генерал - прокурора П.А. Румянцева. В самом начале правления Екатерина решила урегулировать отношения Церкви и светской власти. Со времён Петра I Церковь была подчинена государству. Финансовая ситуация в стране была тяжёлой, а Церковь была крупным собственником в государстве. Екатерина II была православной, выполняла все православные обряды, но она была прагматичной правительницей. Чтобы пополнить государственную казну, в 1764 г. она провела секуляризацию (обращение государством церковной собственности в светскую) церковных земель. Было упразднено 500 монастырей, казне перешёл 1 млн. душ крестьян. За счёт этого государственная казна была значительно пополнена. Это позволило ослабить финансовый кризис в стране, расплатиться с армией, которая давно не получала жалованья. Влияние Церкви на жизнь общества значительно сократилось. В своей политике Екатерина II стала опираться на дворянство. Дворянство было опорой престола и осуществляло важнейшие функции: дворяне были организаторами производства, полководцами, крупными администраторами, придворными.

Екатерина II стала проводить так называемую политику просвещённого абсолютизма. С самого начала правления Екатерина II начала стремиться к достижению внутренней устроенности государства. Она считала, что несправедливости в государстве можно искоренить с помощью хороших законов. И она задумала принять новое законодательство вместо Соборного Уложения Алексея Михайловича 1649 г., которое бы учитывало интересы всех сословий. С этой целью в 1767 г. была созвана Уложенная Комиссия. Екатерина II была европейски образованной женщиной и разделяла взгляды западноевропейских мыслителей на крепостничество как антигуманное явление. Но ко времени вступления на престол она хорошо изучила страну и общество, которыми теперь управляла. Она понимала, что между отвлечёнными рассуждениями западноевропейских просветителей о свободе и российской реальностью - огромная разница. Около половины помещичьих крестьян находились на положении рабов. На крепостном праве держалось всё помещичье хозяйство. Крепостное право стало привычным, будничным явлением, естественным состоянием для крестьян. Кроме того, Екатерина была убеждена, что русский народ духовно не развит и пока не готов сам заботиться о себе. К столь радикальным изменениям в судьбе, как отмена крепостного права, его нужно готовить постепенно в течение длительного времени. Россия была не готова к новому общественному устройству, и ставить вопрос об отмене крепостного права в России она не могла.

Екатерина II провела ряд реформ, в том числе губернскую реформу, судебную реформу, дала «Жалованную грамоту дворянству», «Жалованную грамоту городам», пыталась проводить реформу и в области образования. Оценки ее правления (См. в хрестоматии статью «Историческое значение деятельности Екатерины II. Различные оценки историков.») в исторической науке не однозначны.

2. От СССР война потребовала широкой мобилизации финансовых средств в интересах экономического обеспечения военных действий. Объём ресурсов государственного бюджета, использованного на военные цели в 1941 – 1945 гг., составил 582,4 млрд. руб.
В решениях Всесоюзной коммунистической партии (большевиков), советского правительства и указаниях товарища Сталина в первые же дни Великой Отечественной войны была определена программа перехода мирной социалистической экономики на рельсы военной социалистической экономики.
Создание Государственного Комитета Обороны, объединившего советскую исполнительную и законодательную власть и партийное руководство в стране, обеспечило планомерность и единство действий в деле мобилизации всех ресурсов народного хозяйства на нужды Великой Отечественной войны.
Война поставила перед советскими финансами чрезвычайно сложные и ответственные задачи. Необходимо было обеспечить финансирование военных мероприятий, покрыть расходы, вызванные переводом экономики на военные рельсы, эвакуацию большого числа промышленных предприятий и населения из прифронтовой зоны и восстановление хозяйства в освобождённых районах.
Решение этих задач происходило в обстановке, когда обычные источники дохода были не в состоянии покрыть возросшие финансовые потребности государства

17 билет:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: