Восточные славяне в 8-9 веке

Расселение:

Занимали территорию от Карпатских гор до средней Оки. Осваивали Восточно-Европейскую равнину, вступали в контакт с финно-угорскими и балтийскими племенами. В этот время славяне объединяются в племенные союзы, каждое племя состояло из родов. Поляне жили по среднему течению Днепра,на северо-восток от них расположилисьсеверяне, в районе верхней Волги жили кривичи, у озера Ильмень – ильменские словене, по реке Припять дреговичи, древляне. К югу от реки Буг – бужане и волыняне. Между Днепром и Южным Бугом тиверцы. По реке Сожь – радимичи.

Хозяйство: основным занятием восточных славян было земледелие (подсечно-огневое, перелог). Основными орудиями труда были соха, деревянный плуг, топор, мотыга. Серпами собирали урожай, молотили цепами, размалывали зерно каменными зернотерками. С земледелием тесно связано скотоводство. Разводили коров, свиней, мелкий рогатый скот. Тягловая сила – волы, лошади. Промыслы: рыболовство, охота, собирательство, бортничество (сбор меда диких пчел).

Жили славяне общинами, сначала родовой, потом соседской. Это определяло уклад и характерные черты жизни. Хозяйства имели натуральный характер (производили все для собственного потребления). С появлением излишков развивается обмен (продукты земледелия на ремесленные товары).

Появляются города как центры ремесла, торговли, обмена, опорные пункты власти, обороны. Города строились на торговых путях. Историки считают, что в 9 веке на Руси было не менее 24 крупных городов (Киев, Новгород, Суздаль, Смоленск, Муром …) Во главе восточно-славянских племенных союзов стояли князья. Важнейшие вопросы решались на народных собраниях – вечевых сходках (вече). Существовало ополчение, дружина. Собирали полюдье (сбор дани с подвластных племен).

Верования – древние славяне были язычниками. Славянские боги олицетворяли силы природы и отражали общественные отношения. Перун – бог грома, войны. Сварог – бог огня. Велес – покровитель скота. Мокошь – оберегала женскую часть хозяйства. Верили в духов – леший, русалки, домовой. Обряды и праздники связаны с земледелием. Отмечали рождение, свадьбы. Почитали предков. Поклонялись явлениям природы.

Г енезис и становление древнерусского государства.

Возникновение Древнерусского государства традиционно связывают с объединением Приильменья и Приднепровья в результате похода на Киев новгородского князя Олега в 882 г. Убив княживших в Киеве Аскольда и Дира, Олег стал править от имени малолетнего сына князя РюрикаИгоря.

Образование государства явилось итогом длительных и сложных процессов, происходивших на огромных пространствах Восточно-Европейской равнины во второй половине I тыс. н.э.

К VII в. на ее просторах расселились восточнославянские племенные союзы, названия и местоположение которых известны историкам из древнейшей русской летописи «Повести временных лет» преподобного Нестора (XI в.). Это поляне (вдоль западного берега Днепра), древляне (к северо-западу от них), ильменские словене (по берегам озера Ильмень и реки Волхов), кривичи (в верховьях Днепра, Волги и Западной Двины), вятичи (по берегам Оки), северяне (по Десне) и др.

Северными соседями восточных славян были финны, западными — балты, юго-восточными — хазары. Большое значение в их ранней истории имели торговые пути, один из которых соединял Скандинавию и Византию (путь «из варяг в греки» от Финского залива по Неве, Ладожскому озеру, Волхову, озеру Ильмень к Днепру и Черному морю), а другой связывал приволжские области с Каспийским морем и Персией.

Особенностями формирования Древнерусского государства являются:

1. Географические и климатические условия (большие слабонаселенные территорий, трудности сообщения между отдельными землями - реки, озера, что затрудняло координацию всех земель и проведение единой государственной политики);

2. Проживание на территории Древнерусского государства различных по этническому составу племен, что выразилось в образовании многонационального государства;

3. Взаимоотношения с соседними народами и государствами.

Основные теории образования Древнерусского государства:

1. «Норманнская теория», создателями которой являются немецкие ученые Г.З. Байер, Г.Ф. Миллер и А.Л. Шлецер. Основанием для норманнской теории послужила древнерусская летопись XII века «Повесть временных лет», где говорилось о призвании на княжение на Русскую землю варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора, опираясь на которую сторонники этой теории делают вывод о том, что братья-варяги основали Древнерусское государство и дали ему название «Русь»;

2. «Антинорманнская теория» (М.В. Ломоносов, В.Г. Белинский, Н.И. Костомаров и др.) считает, что образование Древнерусского государства явилось следствием глубоких эволюционных исторических процессов (разложение первобытно-общинного строя и развитие феодальных отношений), а не было создано выходцами из Скандинавии. Опровергая норманнское происхождение слова «Русь», российские исследователи доказали, что племя «рось» существовало среди восточных славян задолго до появления варяжских князей.

П ервые киевские князья их роль в развитии государства.

Внутренняя и внешняя политика древнерусских князей была направлена на объединение всех восточных славян в рамках единого государства, централизацию власти и укрепление международного авторитета Руси. В 882 г. новгородский князь Олег захватил Киев и превратил его в столицу Древнерусского государства.

В конце IX в. ему удалось освободить древлян, северян и радимичей от уплаты дани Хазарскому каганату, а их земли включить в состав Киевской державы. В 907 и 911 гг. Олег воевал против Византии. В результате походов Олега был заключен русско-византийский договор (911 г.), определивший характер дипломатических и торговых связей между двумя странами.

В 980г. великим князем киевским становится Владимир Святославич. Именно его тридцатипятилетнее правление стало началом эпохи расцвета Киевской Руси. Новый князь много внимания уделял обороне государства от печенегов.

П онятие христианства на руси. Его значения и последствия.

Причины принятия христианства:

  • необходимость укрепления власти киевского князя.
  • потребность государственного объединения на новой духовной основе.
  • оправдание социального неравенства.
  • необходимость приобщения Руси к общеевропейским политическим реалиям, духовным и культурным ценностям.

Значение принятия христианства для развития Руси:

- утверждало идею равенства людей перед Богом, что способствовало смягчению жестоких нравов бывших язычников.

- укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси.

- укрепление международного авторитета (Русь становилась равной другим христианским странам, что способствовало расширению связей).

- повлияло на развитие русской культуры, на проникновение византийской и античной культуры.

Большое значение для укрепления княжеской власти имело крещение Руси. Созрели необходимые предпосылки: налаживались торговые пути с востоком, протесты против жертвоприношения, развитие государства движется к феодализму. После тщательного знакомства с крупнейшими монотеистическими религиями Владимир решил остановить свой выбор на православии. Вероятно, главной причиной такого решения была политическая ориентация на Византию – одно из наиболее могущественных государств Европы и Азии того времени, где православие было господствующей религией

Крещение Руси началось в 988 г., после того как крестился сам Владимир и его дружинники. Несмотря на то, что этот процесс проходил сложно и драматично (так как значительная часть населения Руси не желала расставаться с верой в языческих богов), принятие Русью христианства во многом способствовало дальнейшему укреплению и развитию Руси.

Р ассвет киевской руси.

Ярослав (1019-1054), прозванный за свою политику Мудрый, одержал победу в схватке за власть со Святополком Окаянным и возглавил Древнерусское государство. Период его правления считается расцветом Киевской Руси, при нем получило широкое распространение обучение грамоте, каменное строительство.

В 1036 году он одержал победу над печенегами и этим освободил Русь от их набегов. В память о победе над печенегами князь заложил знаменитый собор Святой Софии в Киеве, для росписи храма были вызваны художники из Константинополя.

В этом же году после смерти брата Мстислава Владимировича Ярослав стал единоличным правителем большей части Киевской Руси, за исключением Полоцкого княжества, где княжил его племянник Брячислав, а после смерти последнего в 1044 — Всеслав Брячиславич.

В 1038 году войска Ярослава совершили поход на ятвягов, в 1040 году на Литву, а в 1041 году водный поход на ладьях в Мазовию. В 1042 году его сын Владимир победил ямь, причём в этом походе случился большой падёж коней. Примерно в это время (1038-1043) от Кнуда Великого к Ярославу бежал английский принц Эдуард Изгнанник.

Кроме того, в 1042 году князь Ярослав Мудрый оказал большую помощь в борьбе за польский королевский трон внуку Болеслава Храброго — Казимиру I. Казимир взял в жены сестру Ярослава — Марию, ставшую польской королевой Добронегой. Этот брак был заключен параллельно с женитьбой сына Ярослава Изяслава на сестре Казимира — Гертруде, в знак союза с Польшей.

Д робление русских земель- причины и последствия.

Причины раздробленности:

- Подъем экономики Киевской державы;

- Господство натурального хозяйства;

- Развитие феодальной собственности на землю, рост княжеско-боярского землевладения;

- Борьба за власть между князьями – междоусобицы;

- Постоянные набеги кочевников и отток населения на северо-восток Руси;

- Рост городов как центров удельных земель.

Последствия раздробленности:

- Раздробление Руси не привело к ее упадку. Она переживала время дальнейшего развития и подъема хозяйственной и культурной жизни. Осваивались новые земли, строились новые города, которые становились крупными центрами ремесла, торговли и культуры. Более быстрыми темпами шел рост вотчинной собственности на землю.

- Но в то же время между князьями шла упорная борьба за первенство, за владение землями, городами, крестьянами. Это приводило к постоянным междоусобным войнам, которые ослабляли страну и мешали объединять все силы для отпора внешним врагам.

Причины раздробленности. Среди множества различных причин можно выделить 3 основные:

1. Стремление князей к самостоятельности. Особенно это относится к так называемым младшим князьям. Старшие князья, а к ним в ту эпоху относились Мономаховичи и Ольговичи (смотри лекцию «Русь при внуках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах,»), в своих интересах часто меняли места княжения для всех остальных князей. В результате князь за свою жизнь мог поправить в десяти, а то и больше княжествах.

Причем о его желании, как правило, никто не спрашивал. Такой князь чувствовал себя временщиком и не был уверен в завтрашнем дне. Далеко не всех устраивала такая полукочевая жизнь, многим хотелось осесть на одном месте и потом передать его по наследству своему потомству. В условиях же существования сильной центральной власти, как мы видим, это было сделать крайне сложно.

2. Недовольство княжеских дружинников постоянными переездами. Князь переезжал из города в город не один, а вместе со своей дружиной. Мы уже останавливались на том, что постепенно начинается формирование боярских вотчин, а при переезде землю с собой не заберешь. Конечно, на новом месте дружинник мог получить новый надел, и, как правило, его получал, но это тоже было временно. Как и в случае с князьями, дружинники хотели иметь вотчину, которую они бы передали по наследству своим детям. А для этого было необходимо осесть на одном месте.

3. Недовольство городов постоянной сменой князей. К XII веку города на Руси окрепли и начали претендовать на роль определенной политической силы. Князья-временщики, стремящиеся в силу своего статуса вытянуть с горожан максимум, их уже не устраивают. Горожанам хочется своего собственного князя, которого они прекрасно знают, и который не будет их чересчур обирать, т. к. ему в этом городе еще долго жить и править, а затем править его детям и внукам.

Конечно, русским городам того времени далеко до городов Западной Европы, многие из которых как раз в это время добились существенных льгот и привилегий, а некоторые из них и широкой автономии, но определенные успехи в этой области были достигнуты. Особенно это касалось Новгорода, о котором речь пойдет в одной из следующих лекций, но и другие города добились некоторых результатов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: