Древнерусская духовность как итог христианизации Руси. Основные жанры христианской книжности. Дуализм русской средневековой культуры и его отражение в историческом сознании

494 древнейших рукописных книги (137 – Евангелия) дошли до нас. Уже на основе этх книг можно сделать о разнообразии древнерусской книжности.

Жанровый этикет – форма, содержание, ее стиль, оценки – диктовалось положением книги в системе жанров. Свои этикетные стили и формулы, отсекали все, что не вписывалось в канон. Иерархия жанров древнерусской книжности – более высокие и низкие жанры.

Скриптурный жанр – священное писание. Только одна книга – Библия. Самый высокий жанр. Абсолютная каноничность, любая ошибка недопустима – ересь; максимальная неизменность текста. Это модель для всех остальных жанров.

Литургический жанр – жанр богослужебных книг. Разного рода требники, служебники, часословы, молитвословы, служебные минеи (чтение на богослужении), месяцеслов (какие праздники). Не менее канонизирован, мог пополняться, но очень медленно. Жанр задавал и образцы поэтического творчества, стилистически. Каждый средневековый текст – для будущего.

Вероучительный жанр – жанр символов и изложения веры. Толкования Библии (толковая Палея), катехизис, поучения, изложения веры и т.д. Обращен к человеку! Возможность полемических рассуждений.

Проповеднеческий жанр – из сборников постоянного состава. Слова, поучения, Златоструй, Пчела,… Связан с потребностями мирян.

Житийный жанр (агиография) – процесс создания очень долгий. Сказание в преддверии канонизации, на уровне краткого обращения. Исторического описания. Житие святого. Входит в сборники и другую литературу. Большая свобода творчества. Много биографического материала. Предусматривает различные редакции текста. Авторский текст. Текст более каноничный, чем мемориальный. Жанр ритуализированный. Учитываем срединное положение, пограничное между мирской и богослужебной литературой. В Житиях есть и исторические детали, но они не самоценны. Т.к. выполняет и литургическую функции.

Канонико-юридический – церковные установления (уставы, кормчие книги), светские книги (Русская Правда, судебники), а также актовый материал, духовная грамота, рядная грамота, вкладная грамота.

Мемориальный жанр – исторический жанр. Жанр погодных, исторических и путевых записей. Летопись, хронограф, хожения. Текст малоканонический, возможно переписывание, исправление, много редакций. Открыт влияниям мирским. Может видоизменяться. Допускает включение языка и сюжетов фольклора. Размытые границы авторства

Естественно-научный жанр – травники, космографии, шестодневы (средневековая энциклопедия).

Бытовой – жанр неформальной переписки. Берестяные грамоты, эпиграфика, граффити. Выходит за пределы книжности. Выписки из священного писания, выписки из литургии,…

Чем выше жанр, тем он авторитетней, тем более сакрален, возвышен и нормирован его язык, более тщательно написан. Письменная речь – разговор с Богом. В силу положения исторических произведений в иерархии жанров, открыты к книжности и исторической памяти.

Дуализм русской средневековой культуре – книжная культура, культура книжного христианства и народная устная культура, культура людей далеких от книжности, осована на устных традициях передачи информации, самовоспроизводства, по своему интерпретировавшая христианство с позиций прошлого опыта, языческой традиции. Тесным образом переплетались дохристианские представления с христианскими. Переосмысления житийного материала, появление устных рассказов о святых (Николае Чудотворце). Двойственность отражалась в историческом сознании и книжности. Проникают образы из жизни в историческую книжность. Тесное переплетение традиции устной исторической памяти и реалии исторического жанра.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: