Провиденциализм как основа средневековой историографии

Провиденциализм теоретичен. Бог ведет историю к определенной цели – раю, восстановлению гармонии между Богом и человеком, спасению человека и его души. -> движение истории (спасти как можно больше людей). Провидение – не фатализм. Помимо человеческой воли Бог не может ничего сделать.

П. находит отражение – первооснова истории – святая история в Библии. С т.зр. в каждом событии 2 пласта – мирской и сакральный, перспектива божественного замысла – описана в моделях событий в Библии. Отрицание мифологического сознания и его воспроизведение на новом уровне – одновременно!!! Цитаты из Библии – объяснительный механизм, отражающий сакральный смысл произошедшего. Соотношение мирской истории с сакральной.

Периодизация истории провиденциальной историографии

В первые представлен в труде Августина Блаженного О граде Божьем. Начинается складываться информация о поступательности движения истории, необратимость. Осознание важности фиксации каждого шага, каждой ступени, не перепутать их в последовательности. Внимание к хронологии – развертывание истории по замыслу Бога. Сознание – хронистическое, жанр – хроника. Отсюда периодизации истории – основаны на священном писании. 6 периодов у Августина по количеству дней сотворения мира. Деление по 4 царствам: Вавилонское мировое царство, персидское, греческое, римское. От Рождества Христова и Страшный Суд – последний период. Москва – Третий Рим (идея вечного Рима). Незавершенность последнего периода. Отсюда и хроники. Подстроены под понимание этой истории – хроники можно дописывать. Последний период заканчивается в будущем – нет противопоставления истории и современности! История в настоящем, он живет в истории, и она творится на его глазах, история – настоящее. Особенность – нет исторических сочинений в привычном нам понимании. Создается специфическое восприятие истории. Рассмотрение божьего промысла. Соотношение предопределённости и свободы воли человека. Пелагианство против Августина. Ключевое в этом вопросе – идея синергии в восточной церкви. Пан-этизм восточной христианской историографии как направляет. Особое внимание уделяется выбору человека, мирская история – совокупность личных выборов людей. Попущение Божие – оставление без защиты, отказавшихся от веры в Бога. Предустановленность конечной судьбы человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: