Летопись и летописный свод как основные формы исторических сочинений. ПВЛ как памятник древнерусской историографии

Особенности летописания как жанра исторических сочинений. Круг источников. Способ осмысления исторического материала в летописи – композиционное и стилистическое построение текста, особенности компоновки материала, сохранность текста первоисточника, соотношение текста первоисточника и авторского текста. Замысел создания летописи и концепция истории в древнерусском летописании.

ПВЛ – 3 редакции, 113,1116,1118 ггг. Первая дошедшая до нас редакции. Самая первая редакция включала более ранние летописные своды, по мнению Шахматова. Летопись как произведение мемориального жанра занимает низовое положение. Отсюда важная особенность – возможность менять, варьировать текст – открытость летописного текста. Отсутствие авторов в современном смысле этого слова. Передается понятием свод – летопись, своеобразный сборник разновременных и разнородных сочинений. Появилась в 19 веке уточнялась концепция сводов. Сводный характер – универсальная черта исторической книжности. При этом такой характер – особенность не только их формы, но и содержания. Сама форма сводов тесно связана с историческим сознанием их составителей: 1) характеризуют – ретроспективность мышления и аргументации (опора на старое, как на безусловный авторитет), проявляется в желании сохранить старое в новом – цитаты, опора, апелляция к традиции как самый важный аргумент; 2) позволяет фиксировать постепенное движение общества во времени, постепенное наращивание слоев повествования; 3) нет законченных периодов – с рождества или крещения – закончиться должно Страшным судом, летопись можно постоянно наращивать и дописывать. Летопись – свод разных источников.

Главным источником – священное писание и священное предание, т.к. ни задают основу видения исторического процесса. Все модели уже есть, земная история – повторение моделей священной истории. Объяснить события – найти модель в Библии, которой событие соответствует. Библия – источник объяснительных моделей. Объяснить суть происходившего. В качестве источников использовались и апокрифические сочинения (тайное знание) – неканонический текст, свяязан со священным писанием но не признанный церковью. Неканоническое откровение Мефодия Потарского – 6-7 вв. подробно описывал признаки конца света. Агиография – как источник исторического материала, для показа смысла событий. Ранние летописные своды – начальный свод 11 века в ПВЛ – протографы, которые составляли документальное ядро летописи. Переводные памятники – византийские хроники, Георгия Марткла, южнославянские сказания и повести – чтобы заполнить лакуны в русско-язычном повествовании. Фольклор и устные рассказы непосредственных участников событий. Мастерство средневекового автора больше, чем больше он мимимкрирует, может писать разными стилями, манера повествования была разная.

Способ осмысления. Упорядочение источников – линейно-хронологическое, погодном изложении с 852 года – 1го упоминания. Летописец может проводить сложные хронологические изыскания, создает погодную сетку, разносит по годам. Были исключения для произведений более высоких жанров: Жития (Берман Читатель жития) – смысл – моральный, нравоучительный урок, усваиваемый благодаря эмпатии – сохранить смысл. В летописи трудно проследить причинно-следственные связи в материале. На первый план – хронологические, а не логические рамки. Еремин предложил концепцию допрагматичного мышления летописца – не был в состоянии увидеть это причинно-следственный контекст. Д.С. Лихачев – выпадение причинно-следственных связей результат особого исторического сознания летописца, каждое отдельное событие определяется богом, отрицая горизонтальные события. Хронологические изыскания занимали большую часть времени летописца. И только закончив работу сводчика летописец дополнял своими записями. Нового текста о старых событиях не писал. Давал авторский текст только о современных ему событиях. Авторское выражение только последней части (Нестор конец 11, начало 12 вв.) летописец устранял противоречия, редактировал текст, мог заменять слова. Шахматов: политическая пристрастность летописца, отражала позицию того или иного политического центра. Присёлков согласен. Д.С. Лихачев – отражал интересы земли, определенного социального слоя (борьба старой и новой дружины). Еремин, Данилевский – вопреки общепринятому - описывал то, что считал нужным и то что знал. Летописец живо реагировал на события современности, другой компелировал – обнулялись субъективные оценки. Составлялись в монастырях – опирались на процесс иконописания, произвол ограничен перед Богом, соответствие канону, внутренняя самоцензура – соприкасается с вечностью, высшими силами, пере Страшным судом. Не имеет однозначного ответа. Ответ о пристрастности определяется в зависимости от замысла летописи. Лихачев: летопись – мозаика, что объединяет? Каков замысел? – патриотизм содержания, прославление истории своей земли, показать укорененность в истории - главный замысел. Формирование этно-культурной идентичности. Единого общерусского патриотизма не существовало. Т.о. при таком замысле – летописец Смотрел на историю с точки зрения земли. Данилевский – замысел эсхатологический контекст, временные лета – фразеологизм из Евангелия, срок отпущенный до Страшного суда, отчет перед страшным судом. -> о пристрастности речи быть не может, политически не ангажирован, более моралист, чем политик; борьба греха и добродетели. Есть промежуточные точки зрения: вопрос о позиции летописи нужно рассматривать в динамике, замысел не был постоянным – первоначальный – эсхатологические ожидания, обуславливает лаконизм и безоценочность, в конце 15 века эсхатологические ожидания слабнут, тогда в замысле новые идеи – государственные, изменяют в характере летописания. Эсхатологические ожидания формировались на основе апокрифического откровения Мефодия Потарского: об изгнании измайлитян, нашествие их – земное наказание за грехи, это может облегчить судьбу на страшном суде. Этого в каноническом откровении нет! Эта идея заимствована – удобная схема интерпретации нападений иноплеменников. Идея божьего наказания, кары, батога. Неканоническая трактовка не испытания, а наказания. Это наказание за языческие обычаи – указание за что это наказание. Летописец позволяет себе подробное объяснение – что обычно не характерно. Эта теория своеобразная получила название теории казней божьих. Становится универсальным объяснением каких-либо явлений, несчастий. Призыв к покаянию и смирению – основа для своеобразного русской теории исторического процесса. Конкретное наказание за конкретный грех, искупление при жизни – прямое вмешательство Бога в историю.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: