Традиционализм в осмыслении истории. Слово о полку Игореве как историографический источник

Рубеж 12-13 вв., сюжет – поход 1185 года – Новгород-северский князь Игорь. Основной мотив – осмысление перемен, которые привели к усобице. Вопрос о соотношении христианского видения истории (тема суда и воздаяния, греха и добродетели, управление Богом истории) с дохристианским устным эпическим восприятием (ценности земли, рода, славы).

Историографический анализ: 3 уровня постижения исторической действительности – элементы и традиционного восприятия истории и христианского. Эмпирический – воспроизведение исторической обстановки, художественный – способы выражения, символический.

На эмпирическом уровне Слово о полке Игореве передает реалии Руси далекие от последовательно христианской картины: видим языческие имена героев, одушевленную природу. Видим храмы Софии и Богородицы Пирогос… из христианского восприятия. Реалии по традиционным канонам (дуализм, мифологическая картина пространства, дань мифопоэтической традиции). Видим троичность в передаче времени – три фазы, которые характерны для ритуала – Жизнь, смерть, возрождение = поход, плен, возвращение. История – глубокая древность – века Трояньи, время дедов – славное время славных предков, время внуков – драматическое время, отступление от традиций славного прошлого.

На художественном уровне эпических реалий больше. Использованы повествовательные приемы чужды книжности – плач, слава, песенная повесть – нарративы устной истории. Манера характеристики персонажей – эпически-дружинная область, архаические характеристики. Битва как пир, также эпическая характеристика боя. Поле битвы – нива. Из христианской книжности – некоторые эпитеты «поганы половчины», «дети бесовы», сюжет божьего знамени – солнечные затмения.

Говорит о вещах и ценностях выпадающих из эпической традиции Решение новых задач старыми методами. Слово посвящено сюжету, который не мог попасть в эпос – не пение славы прошлого. Посвящено бесславному событию. Автор не выполняет главного смысла эпоса – не поет славу. Смысл христианский – говорит о понятии греха и воздаяния, преодолении этого греха через примирение и единение. При помощи старых инструментов автор показывает новое восприятие истории. Эпические ценности вполне вписываются в христианскую картину мира. Синтетическое осмысление русского прошлого. Избежали разрыва с языческим прошлым. Уникальность и выражает амбивалентность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: