Осмысление монголо-татарского нашествия в древнерусской историографии. Произведения куликовского цикла как историографический источник

Монголо-татарское нашествие – величайшая катастрофа, оставила мало свидетельств в древнерусских письменных источниках: не остается очевидцев. Другие факторы, сдерживающие рассказы о монголо-татарах и их роли. Дошло очень мало текстов очевидцев и современников. Разорение книжности вместе с разорением городов и монастырей. Повесть о разорении Рязани Батыем дошла до нас в составе цикла повестей об иконе Николы Зарайского, в поздних списках 16 века, полагают, что ядро повести возникло в раннюю эпоху. Место княгини Евпраксии, жены рязанского князя, разбилась (заразилась) о землю. Рассказ об обороне Рязани, гибели князей в битве. Рассказ эпический – сюжет единства рода рязанских князей, вставших на защиту своей земли. Защитники – не только князья, но и их предки. Несколько ярких живописных деталей – современник. Легенда из рассказа очевидцев – легенда о Евпатии Коловрате – из устной основы. Эпический мотив богатырства, погибнуть в бою, предпочтительнее чем вернуться. Наделены необычайной силой, часть дружины в плен – отпустить. Смерти не боятся. Соединение эпических черт и черт христианства.

Слово о погибели русской земли – по прошествии нашествия. Более 200 публикаций посвящено. В полном составе не дошло, только зачин. Воспевание русской земли, плач о потерянном.

Сказание о граде Китеже – утопия. Сохранилось в старообрядческой литературе: 1 часть о князе … и Малом Китеже, 2 часть – преобразование реального в идеальный город, образ земного рая.

Летописное повествование и публицистическая (учительная, проповедническая) традиция.

Летописные тексты – скупость упоминания о монголо-татарах. В Лаврентьевской летописи нет упоминания об обороне Козельска. Почему? 1237 – начало повествования о нашествии. За грехи напускает господь монголов, чтобы наказать. Теория казней Божьих – ключевая. Причина кары – общее падение нравов в русской земле, виновата вся земля и весь народ, не хочет отвратиться от зла. Обоснование наказания. В Тверской летописи конкретизация грехов – княжеские междоусобицы, гордости ради князей.

Ярко теория казни Божией звучит в проповедях архиепископа Серапиона – 5 произведений. Поучение о потрясении… которое относится к середине 13 века, составлено под непосредственным впечатлением. Рассматривает бедствия как прямой результат падения нравов: двоеверие, уклонение в поганские обычаи, маловерие. Монголо-татары посланы в наказание. Рассуждая о причинах нашествия, почему присутствуют – Бог ставит в пример русским, верны своей вере. Зависимость от татар – средство для воспитания! Т.о. в проповедях Серапиона получает развитие малая эсхатология – прижизненное воздаяние за грехи. Начинаем понимать откуда в публицистике 14 веке возникает идея непротивления татарам – божье наказание, нужно покориться, принять в полной мере (объясняет логику поведения московских князей). Монголо-татары становятся и воспринимаются не как чужеземные захватчики, а как внутренний элемент русской истории. Поэтому русские источники не говорят о татарах, как внешних врагах. Они не чужие. Это многое объясняет во взаимоотношениях русских с монголо-татарами. Не охотно звучит мотив защиты христианской веры от монголо-татар, нет житий мучеников. Д. Донской – не защитник от чужеродного элемента, не душепогубители, божий батог.

Куликовская битва с 17 века считается великой победой русского оружия!!! Несколько произведений: летописная повесть о куликовской битве в Составе Троицкого свода 1408 года – краткий рассказ о битве, не стал каноническим, Киприан митрополит восточных и западных земель, имеется литовское влияние, Монголы – поход против веры, христианства. Не стала популярной!

Задонщина – дошло 6 списков, Сказание о мамаевом побоище – очень широкое хождение в русской летописной традицией.

Задонщина – С. Рязанцев, текст не дошел. В спискаах преобладают редакции 16-17 веков, переделки. Создают сводный текст всех списков. Эпическое осмысление куликовской битвы. Куликовская битва – столкновение двух народов, происходящих от Иофета (русские) и Сима (монголы). Мамай – выступление против русской земли, все силы русской земли встают на защиту. Эпическое осмысление битвы, отражает некую традицию.

Сказание о Мамаевом побоище. Пришествие татарских войск в духе теории казни, в начале ремарка «не до конца Бог казнит». Важно – приход татар – приход, поганых, язычников на христианскую землю. Очень важно выламывается сюжет их исторической действительности – важен в символическом смысле. Мамай и Донской обращаются к своим духовным покровителям. Мамай росит помощи у языческих богов (перун, хорс), хотя он мусульманин. Зачем вводится? Не представляет собой неверного, представляет собой свое славянское язычество. В лице Мамая русские победили собственное язычество – разрывается круг Божьего наказания. Куликовская битва – земное отображение духовной победы русской земли в борьбе с маловерием. Мамай не чужой, он включен в систему. Ключевое – победа обеспечена не военным превосходством, а достигнута духовная победа. В этом контексте понимает символическое значение Куликовской битвы – первое более значительное, чем падение ордынского ига 1480 г. Освобождение от ига – Куликовская битва в данном контексте, показала, что грех преодолен. Эта традиция видоизменилась в 17 веке.

«Русское возрождение» и историческая мысль 15 века

Было ли Возрождение, чем было возрождение? Возникает концепция в литературоведении 20 века. В 15 веке лишь отдельные возрожденческие черты мы можем наблюдать в русской культуре. В целом русская культура 15 века не развивалась как рационалистическая, отход от влияния церкви. Напротив, говорят о русском религиозном возрождении. Д.С. лихачев – русского возрождение не было, ренесанса не произошло по классическому европейскому определению. Гуманизм – ключевое, тогда русская культура может быть охарактеризована как возрожденческая. Проникновение идей исихазма, породили нового мира. Интерес к психологии творчества, личности, стимулирование развитие культуры. Исихазм - проявилось византийское влияние (падение Константинополя), второе южнославянское влияние (наступление турок). Исихазм – от греч. Исихия – покой, безмолвие - Аскетическое учение о внутренней духовной сосредоточенности при помощи определенных приемов медитации, разработаны ранними христианскими отшельниками (Иоанн Лествичник); религиозно-философское учение о фаворском свете, которое в 14 веке появилось на Афоне и его родоначальником считается Григорий Палома, афонский священник. Возникает система богословских и философских понятий – интерес к человеку, творчеству. Фаворский свет – евангельский образ, связано с праздником Преображения, ИХ явился в виде Бога, узрели истинную природу Христа – нечто, что помогает познанию, понятию истинного смысла вещей. Это первое христианское учение о природе познания. Ключевой идеей является представление о познании истины как об откровении, внезапное озарение изнутри. Человек должен быть готов к познанию и откровению – представление о познании как о сотворчестве Бога и человека. Человек должен быть открыт для фаворского света. Это становится духовным переворотом в средневековой культуре. В центре внимания должен быть человек, который следует заповедям Божьим. Появляется перспектива – Бог познаваем, познание Бога может преобразить человека – плоть, пронизанная фаворским светом. Исихазм впервые проникает на Русь во второй четверти 14 века при митрополите Феогносте. Развил учение о мысленном рае. Дальнейшее развитие практики исихазма связано с деятельностью С. Радонежского и его учеников: необходим чистый человек, не должно быть препятствий внутри, желание уйти из суеты, практика пустынножительства, нужна внутренняя тишина – связь с монастырской колонизацией – создание Северной Фиваиды (пустынные местности русского севера). С. Радонежский - центральная фигура духовной жизни Руси, быстро канонизирован, а также написано Житие, быстро переработано Пахомием Лагофетом. У человека есть внутренний мир – открытие. До 15 века в представлениях о человеке – принцип средневекового монументализма (представление о человеке из цельного куска, внутри ничего нет, полностью тождественно тому, что снаружи). После этого литература не могла быть прежней. У исихазма еще одно последствие. Учение о знании, как откровении. Противостоит рационализму. С позиций исихазма – истина ведет к Богу только знание-откровение, все остальное знание от того, что откровение не случается, от бедности духа. Это знание второсортно, вредно: от человека, может привести к гордыне, суемудрии. Не появляются библиотеки, университеты именно по этому, нет академической книжной традиции. Влияние исихазма двойственное – усилил литературную… и осложнил работу историописания как исследования. Книга – не инструмент познания, это уже познанное.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: