Доктрина Москва – Третий Рим: истоки и сущность, характер. Произведения Филофея и филофеев цикл

Русская культура 15 века – культура в ожидании конца света, 7тыс год. Подготовка к страшному суду шла основательная. Завершен перевод Библии на русский язык в кружке Новгородского архиепископа Геннадия. Переосмысление роли России в мире, связано с формированием единого государства, с установлением титулатуры, включение в систему внешнеполитических связей и т.д. Ожидания настолько серьезны, то пасхалии до 1492 года. Необходимость новых Пасхалий. Московский митрополит Зосима в 1492 году составляет новое изложение Пасхалий, во вступительной части бросает взгляд на окружающее время и пространства. Москва – новый Константинополь. Сравнение русских городов, и князей с императорами были раньше. Но в пасхалиях звучит противопоставление Москвы Царь-граду, о перемещении центра государственности и православной веры на Русь. Новое в традиционном обществе – воспринимается как что-то качественно отличное, что вырастает из старого и упраздняет его и спорит с ним одновременно, не в дополнение к тому, что было! Москва – единственный настоящий град Константинов, а не очередной. Не все исследователи с этим согласны. Полное становление восприятие получило в посланиях старца Филофея в 20-30 е гг. 16 века (Старец Елиазарова монастыря). Послание на звездочетцев. Время мутное – не состоялся конец света, толкуют как провал православной эсхатологии – новгородские книжники, астролог и врач – Николай Булев, наступление конца света можно прогнозировать по звездам, но есть вечный Рим, он бессмертен, обращается за помощью к Филофею. Ответ: критика предсказания будущего по звездам, конец света не актуален более, т.к. появился новый Рим, который будет стоять до конца времен. Был первый Рим – от языческих императоров к католическому – неправильное толкование веры, второй Рим – усомнился в вере, заключить унию с католиками – пал. Символически пали оба Рима, их роль перешла к Московскому царству, как опоре православия. 2 пали, 3й стоит, 4му не бывать.. Излагаются в посланиях к Василию 3 и Ивану 4. Составлены кругом учеников Филофея – филофеев цикл. Доктрина обретает и политическое звучание. О Третьем Риме как о православном царстве, управляемом православным правильным государем – обретает всемирное, вселенское звучание, покровитель всех православных христиан. В доктрине мы видим первый шаг к сакрализации царской власти, функции царя не такие как у обычного правителя. Власть сверху хранить православное царство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: