Влияние доктрины Москва – третий Рим на осмысление русской истории

Хронологические рамки влияния на русскую книжность доктрины. 1. Непродолжительная в чистом виде (Шапиро) – 16 век, в 17 веке после Смуты. 2. Трансформированный вид – до 18 века, символика еще при первых Романовых (Зимин, Юрганов). 3. Синицына, эволюция доктрины, влияние до 20 века. 4. Бердяев, идея продолжала жить в советское время.

Доктрина получила обоснование в цикле сказаний: сказание о Вавилоне, повесть о белом клобуке, Сказание о князьях Владимирских.

Сказание о князьях Владимирских появилось в первой четверти 16 века,, на основе послания о мономаховом венце Спиридона Саввы. Две легенды в основе вошли в русскую историографию 16-17 вв. Первая – происхождение Рюриковичей от римского императора Августа, титул августейших, идея братства монархов Европы, потомков императора Августа (начало христианства). Связывает через брата Августа Пруса (править на берегах Вислы), потомок – Рюрик. Гольдберг: вставка имени Пруса отразила политическую ситуацию. В 1517 году – договор России и Тевтонского ордена о совместных действиях против польско-литовского войска. Вторая легенда – о передаче царских регалий византийским императором Константином Мономахам Владимиру Мономаху (внуку): царский венец – шапка Мономаха, царские барны (ожерелье наплечное), посох (частица от древа распятия). Зримо символизирует акт передачи высшей власти и символической передачи верховенства от Византии на Русь. Политическая и идеологическая направленность. Антилитовская направленность, нет символического права на верховенство. Идея непрерывность политической истории Руси: перемещение столиц Новгород – Киев – Владимир – Москва. Это используется в документах, летописании (корректировка летописей). Сказание – один из памятников переведенный на латинский язык целенаправленно. Именно эта символика положена в основу чиновенчания на царство Ивана 4 митрополитом Макарием. Это произведение – степенная книга царского родословия, сквозное повествование от Владимира до Ивана 4, не по годам, а по правлениям.

Возрастает интерес к Всемирной истории. Стимул – идея о смене Трех Римов, что приводит к падению их. Первые русские хронографы в начале 16 века (1512, 1516, 1522) – выдержанное в летописном духе повествование о ходе всемирной истории начиная с вавилонского столпотворения (разделения языков). На основе Ветхого и Нового завета, византийских, античных источников – история Рима, Византии, Древнего Востока, история Руси. В хронографе – преемственность Руси от первых двух Римов. Идеи в Слове о законе и благодати противоположны. идея равенства народов перед благодатью – неравномерное распределение истории, сгусток истории, центр истории – Рим (центрическое восприятие истории). Центричность восприятия истории имела важные духовные и политические последствия: изоляционизм (Сюжет флорентийской унии). Заключение Флорентийской унии – Византия подписывает себе приговор, отступает от веры. Необходимость отъединиться от остального мира, чтобы не вступать в контакты, но переплетается с идеями взять под свою руку всех христианских народов.

Доктрина оказала влияние на летописание. Прежде всего, летописание изменяется чисто внешне. Время грандиозных летописей, воздействие величиной произведений. Почему? Под влиянием внутреннего наполнения летописей – зачем их писать. Три крупных летописных произведения: Воскресенская летопись к началу 40х гг. 16 века (по месту хранения), Никоновская летопись 1526-30гг. (по обладателю), Лицевой летописный свод – крупнейшее летописное средневековое произведение 60-70е гг. 16 века (история в лицах – картинках, миниатюрах, 16 тыс.). Изменение замысла летописания – эсхатологические мотивы на 2ой план, понятие отчетности становится не более чем вдохновляющей метафорой. На первый план – задача написания истории Третьего Рима (история государства, развития). Превращение летописи – меняется состав источников, более широкий за счет местного летописания, переводных памятников - западнославянских, государственных документов. Д.С. Лихачев – летопись все более становится сводом государственных документов, не только содержание, но и внешнее описание документов. Летописец сосредотачивается на истории династии – летопись выводит на первый план государственной власти, комплементарное описание правителя. Стиль плетения словес, начинают перерабатывать в новом стиле старые сочинения, подчеркивая высокий сакральный статус носителей государственной власти. Перемещение центра составления летописи из монастырей (по настоянию митрополитов) к великокняжескому двору. По мнению Черепнина в 16 веке официальное летописание сосредотачивается в Посольском приказе. Были планы создания записного приказа, только проект. Во второй половине 15-середине 16 вв. – существовало неофициальное писание (местные летописи) – Северное летописание и Заволжские районы. Я.С. Лурье – другие оценки государей и государственности. За государственным летописанием был подписан летописи смертный приговор, основывается на идеологии государства. Цели индоктринации идей в повествование – невозможно через летописный текст (не показать причинно-следственные связи). Не выложить последовательное развертывание идеи Третьего Рима. Размер летописи не повлиял на качество.

Произведения исторические не летописные наиболее распространены. 60е гг. 16 века – Степенная книга царского родословия. В основе лежит новый принцип повествования по степеням родства (по правителям) – образ лествицы, восхождение русской государственности. Впервые такая форма позволила развить идею преемственность Руси от Киева и Владимира.

Зарождение иной манеры повествования истории более частного характера – История о Казанском царстве = Казанская история. Первая попытка сюжетного рассказа о большом историческом промежутке. Материал не по годам, а по главам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: