Наиболее распространенные свойства мединских айатов и сур. 8 страница

Из содержания некоторых преданий проистекает, что Пророк Аллаха (С) давал указания и делал нередко весьма дельные и тон­кие замечания по поводу правописания некоторых букв и слов. Второй мученик (Да упокоит его Аллах!) в своей книге приводит в пример несколько таких эпизодов. Так, он пишет: «Пророк на­ставлял одного из писцов Откровения: «Обмакни вначале хоро­шо перо, немного наклони его, букву «ба» выпиши яснее, отдели друг от друга зубцы буквы «син», не искривляй, а пиши округ­лее букву «мим», выпиши ярче слово «Аллах», растяни немного слово «ар-Рахман», лучше выдели слово «ар-Рахман», карандаш держи за левым ухом».[398]

Второй мученик рассказывает в своей книге немало подобных эпизодов,[399] свидетельствующих о тонком вкусе и требовательнос­ти Пророка Аллаха (С), особенно в том, что касается правиль­ности написания текста Священного Корана. Конечно, вполне возможно, что этот вкус выработался и оформился в последние годы жизни Пророка (С), когда он уже обрел знакомство с буква­ми алфавита.

Каким шрифтом писали Коран во времена Пророка ислама (С)?

Ранее в «Предисловии к писанию Корана» было сказано, что арабы были знакомы с двумя видами письма – «насхом» и куфийским письмом. В эпоху Пророка (С) шрифтом «насх» обычно пользовались в делопроизводстве и текущей переписке и лишь иногда при записывании Корана. Абуабдуллах аз-Зинджани пи­шет, что писцы Откровения во времена Пророка (С) для записи Корана пользовались преимущественно шрифтом «насх»,[400] хотя некоторые утверждают, что для записи Корана больше использо­вался куфический шрифт.

Одним из искусных каллиграфов, пользовавшихся куфичес­ким шрифтом, считался Али ибн Абуталиб. Говорят также, что красивый шрифт или почерк «насх» стал использоваться при написании Корана после куфического шрифта. Это значит, что до конца четвертого века хиджры (Х в.) и начала пятого века хиджры (XI в.) Коран записывали и переписывали куфическим шрифтом,[401] после чего для этого вошел в употребление шрифт «насх» и его многочисленные разновидности. Поскольку этот шрифт в ту пору получил большое распространение, почти вытеснив куфический шрифт в написании Корана, то потому, быть может, он и получил отсюда свое название «насх», что означает «отмена».

К сожалению, мы не располагаем каким-либо письменным образцом, чтобы делать категоричные выводы о виде и форме шрифта и почерка, каким пользовались при записывании Корана или в обычной переписке при жизни Пророка ислама (С).

Шрифт посланий времени Пророка (С), хранящихся в Стам­бульском и Венском музеях, не имеют сколько-нибудь близкого сходства с куфическим. Древнейший список Корана, который посчастливилось видеть автору настоящих строк в Британском музее в Лондоне, написан почерком, который не имеет ни малей­шего сходства с куфическим, обычно применявшимся в третьем и четвертом веках хиджры (IX-X вв.). Этот список Корана, запи­санный, по всей вероятности, в Мекке или Медине на больших кусках кожи, относится к концу второго века хиджры (VIII в.) и шрифт, которым он написан, нельзя назвать ни «насхом», ни куфическим. Большинство вертикальных линий в буквах текс­та написано несколько выше обычного. Для тех, кто знаком со шрифтом или почерком «насх», чтение этого текста, по всей веро­ятности, не представит затруднения по сравнению с чтением куфического шрифта. В силу этого можно сказать, что шрифт этого списка Корана более походит на «насх», нежели на куфический. На эту тему мы еще поговорим в ходе нашей беседы «О порядке исправления и корректирования записи Корана» где представим специалистам и простым читателям еще более обширную инфор­мацию, интересную для них.

Письменные принадлежности, обычно использовавшиеся во времена Пророка (С) для записи Откровения.

В Коране и хадисах вообще нередко упоминаются различные средства и письменные принадлежности, использовавшиеся в той или иной мере писцами Откровения при записывании Свя­щенного Корана еще при жизни Пророка (С). В Коране мы встре­чаем отдельные названия этих принадлежностей, которые ниже и перечислим.

Киртас – пергаментный лист, бумага. В айате «Ва лав анзална алайка китабан фи киртасин фаламасуху баиайдихим, лакала-л-лазина кафару: Инна хаза илла сихрун мубин».[402] («И если б даже на пергаментных листах тебе мы Книгу ниспослали, так чтоб они руками ощутить ее могли, то и тогда б неверные сказали: «Сие есть явно колдовство!») и в айате «Кул ман анзала-л-китаба-л-лази джа'а бихи Муса нуран ва худан ми-н-наси тадж'алунаху фи кара-тиса тубдунаха»[403] («Скажи: «Кто Книгу ниспослал, с которою явился Муса как со Светом и руководством для людей? Они же, целостность её нарушив, её являют на пергаментных листах...») употреблено слово «каратис», являющееся формой множествен­ного числа слова «киртас».

Калам – перо или ручка, встречается в Коране в четырех слу­чаях как в единственном, так и во множественном числе – «аклам».[404]

Мидад – чернила, в смысле – сложный чернильный состав. Встречается в айате «Кул: лав кана-л-бахру мидадан ликалимот рабби ланафада-л-бахру кабла ан танфада калимот рабби ва лав джи'на бимислихи мададан»[405] («Скажи: «Если бы воды океана в чернила обратились для записи Господних Слов, они бы исто­щились раньше, чем истощились бы Слова Бога моего, если б мы даже к этому прибавили подобное ему»).

Сухуф – свитки, листки бумаги, исписанные с одной стороны. В этой форме множественного числа встречается в восьми коранических айатах.[406]

Сиджилл – в смысле книги обязательств или регистрационного журнала, то есть книги, куда судья записывает обращения, жалобы и решения по ним в виде досье. Это слово употреблено в айате «...йаума натви-с-сама'а катайи-с-сиджилли ли-л-кутуб...»[407] («Тот День, когда свернем Мы небеса, как писец свертывает свитки»).

Ракк – тончайшая мягкая кожа, используемая для писания, беловатого цвета. Слово использовано в айате «фи раккин ман-шур»[408] («развернутом на свитке»)

Эти слова, обозначающие различные предметы и принадлеж­ности, предназначенные для письма, неоднократно упоминаются в разных айатах Корана, но, разумеется, не в качестве вещей, ис­пользовавшихся только для записывания именно Корана во вре­мена Пророка (С).

Письменные принадлежности, обычно применявшиеся для писания Корана. В хадисах, связанных с записыванием Ко­рана в эпоху Пророка (С), упоминаются весьма любопытные принадлежности, применявшиеся писцами Откровения. Опираясь на сведения этих хадисов, мы хотели бы привести названия некото­рых из этих принадлежностей.

Усуб – это форма множественного числа слова «асиб», озна­чающего пальмовый лист или пальмовую дощечку, на которой и записывали Коран.

Лихаф – форма множественного числа от слова «лухфа» в зна­чении «тонкие, гладкие, плоские, и податливые камни».

Актаф – форма множественного числа слова «китф», означа­ющего «плечо» или «лопатка». Обычно брали верблюжью или баранью лопатку, сушили, обрабатывали добела, чтобы на ней можно было писать.

Актаб – множественное число слова «катб», означавшего до­ски, устанавливаемые на спине верблюда для удобства сидения.

Рика‘ – множественное число слова «рук‘а». Имеет множест­во значений, в том числе, лист пергамента, дерева, кустарника и кожа животных.

Харир – шелковая материя, на которой тоже можно было пи­сать.

Вышеперечисленные термины и названия мы встречаем в преданиях и историях, связанных с писанием Корана во времена Пророка (С). Поэтому приведем из них несколько примеров.

Ибн ан-Надим рассказывает, что когда при Абубакре Зайду ибн Сабиту предложили заняться сбором и систематизацией текста Корана, он сказал: «Клянусь Господом, что для меня было бы легче, наверное, переставлять горы, чем заниматься упорядочиванием Корана, которое мне поручили. Я собираю его с пергамента, паль­мовых листьев и дощечек, камней, деревянных поленьев и памяти людей».[409] В одной из своих заметок он же пишет: «Арабы пишут на верблюжьих лопатках, гладких окатышах, то есть камнях, а так­же кожах и досках, пальмовых дощечках и листьях...»[410]

Со слов Зайда ибн Сабита известный собиратель достоверных хадисов имам аль-Бухари передает, что тот рассказывал: «Присту­пив к сбору текста Корана, я занялся поисками и собрал его с кос­тей верблюжьих лопаток, пальмовых дощечек, гладких камней и людской памяти». В тафсире аль-‘Аййаши также повествуется, что Повелитель правоверных Али (Мир ему!) говорил: «Пророк Ал­лаха (С) завещал и даже приказал мне после его кончины не выхо­дить из дома до тех пор, пока не соберу Коран, так как Коран в то время был записан на пальмовых дощечках и костях верблюжьих лопаток».[411]

Передают от имени имама ас-Садика (Мир ему!), что Пророк Аллаха (С) говорил: «О Али! За моим ложем находится Коран, записанный на свитках, кусках шелка и листках бумаги. Соберите их все и не дайте Корану пропасть, подобно тому, как евреи неве­домо куда дели, разбросали и растеряли Тору».[412]

Из уст того же Зайда ибн Сабита передают, что он говорил: «Мы находились у Пророка Аллаха и записывали Коран с лоску­тов кожи».[413]

В книге «Фахм ас-сунан» («Понимание установлений») Харис аль-Мухасиби говорит, что упорядоченное записание Корана во время правления Абубакра не было делом совершенно новым, ибо Пророк Аллаха (С) сам еще при жизни велел сделать это. Од­нако Коран был разрознен, так как записывался на шкурах, лис­тьях, бумаге, пергаменте, на костях лопаток верблюдов и овец, на гладких окатышах. Абубакр распорядился собрать все, что оста­валось из записей в доме Пророка (С), дабы не растерять их.

Кто-нибудь может задать такой вопрос: почему Абубакр и его соратники были столь уверены в верности текстов Корана, соб­ранных на основании разрозненных записей и несовершенной человеческой памяти? Ответ на такой вопрос может быть один. На протяжении двадцати с лишним лет они были прямыми и не­посредственными свидетелями чтения Корана перед Пророком (С) и чтения Корана самим Пророком (С). Каждый из них занимал довольно высокое положение в качестве авторитетного зна­тока Корана и потому заслуживали особого доверия и уважения.[414] Кроме того, как мы знаем, расположение и упорядочение айатов и сур Корана производилось по указанию и под присмотром самого Пророка (С) и в его непосредственном присутствии.

Что касается слова «актаб», то ас-Суйути поясняет в своей книге его значение, когда говорит о процессе собрания Корана. Это – дощатое сиденье, которое водружают на спину верблюда для удобства сидения наездника. Кроме того, он дает пояснения значений всех предметов и письменных принадлежностей, ис­пользовавшихся в те времена.[415]

Как уже говорилось, писцы Откровения в эпоху Пророка (С) записывали текст на всем, на чем только можно было писать. Вы­шепоименованные письменные принадлежности, перечисленные в различных преданиях, особо привлекают внимание любозна­тельного читателя или историка. И записи любого рода, запечат­левавшие текст Корана, называли «сахифа», а производили её указанными принадлежностями для писания.

Таким образом, на основании изложенного можно прийти к выводу, что Коран весьма аккуратно и со всей тщательностью был записан уже при жизни Пророка (С) и под его непосредственным контролем.

Был ли Коран собран и сведен воедино при жизни Про­рока (С)?

Во множественном числе слово «Кур’ан» имеет два значения и оба значения встречаются в текстах Корана и хадисов. Так, на­пример, Всевышний говорит в Коране: «Инна алайна джам'аху ва Кур’анаху» («Воистину на нас собрание и чтение его»). Одним из значений «собирания Корана» является запоминание Корана наизусть и сохранение его в памяти. Отсюда хафизов Корана, то есть людей, знающих его наизусть, называют «джумма' аль-Кур’ан» («собиратели Корана». Другим значением «собирания Корана» является писание Корана, которое могло быть осущест­влено тремя путями:

а) писание всего Корана, но при этом айаты и суры его разроз­нены, неупорядочены и непоследовательны;

б) писание Корана, в котором последовательно расположены только айаты, а суры записаны в отдельных свитках;

в) писание Корана, в котором и айаты и суры расположены в определенном и уже установившемся порядке.

Собрание Корана в первом значении, то есть заучивании Ко­рана и сохранении его в памяти, известном как «первый сбор», окончательно завершилось уже во времена Пророка ислама (С), и группа лиц, именовавшихся хафизами (чтецами), кариями (декла­маторами) и джумма' (собирателями) Корана, знала его полно­стью от начала и до конца, помнила и воспроизводила с порази­тельной точностью. И, конечно же, во главе их всех стоял Пророк ислама (С) как первый чтец Священного Корана.[416]

Как уже отмечалось нами выше, в одном из разделов своей книги, озаглавленном «Аль-Джумма' ли-л-Кур’ан ала ахд ан-наби» («Собиратели Корана в эпоху Пророка») Ибн ан-Надим называет группу лиц, чтецов и знатоков Корана, возглавляемую Повели­телем правоверных Али (Мир ему!).

За ним по порядку следуют Са'ад ибн Убайд ибн Ну'ман ибн Амр ибн Зайд,[417] Абуддарда, Уаймир ибн Зайд,[418] Ма'аз ибн Аус,[419] Абузайд ибн Сабит ибн Зайд,[420] Убай ибн Зайд ибн Кайс,[421] Убайд ибн Муавия,[422] Зайд ибн Сабит[423] и некоторые другие.[424]

В своем сочинении «Аль-Манакиб» аль-Хаваризми, говоря о чте­цах Корана времен Пророка Аллаха (С), называет в их числе Али ибн Абуталиба (Мир ему!) и Убайя ибн Ка'ба.[425] Однако, согласно некоторым преданиям, к этим именам следовало бы прибавить также имена Убады ибн ас-Самита,[426] Абуаййуба аль-Ансари,[427] Муджми'а ибн Хариса[428] (или Муджма'а ибн Джарию).[429]

Что же касается собрания Корана в виде первого варианта (а) или второго (б), то, исходя из сведений источников и различных исторических свидетельств, это было делом весьма ценным и значительным, давшим всходы еще при жизни Пророка (С). Ни один исследователь в области коранических наук не допустит и доли сомнения в значимости этого дела.

Однако проблемой, занимающей умы ученых, увлеченных изучением истории Корана, и представляющейся в их работах достаточно тяжело решаемой, является проблема писания и собрания Корана по третьему варианту (в), который, как мы помним, заключается в том, были ли айаты и суры Корана упорядочены и систематизированы в ныне существующем виде еще при жизни Пророка Всевышнего (С) или это было осуществлено после того, как он ушел из жизни? Иначе говоря, были ли последовательно расположены и сами суры Корана так же, как еще во времена Пророка (С) были расположены в определенном порядке айаты в сурах? Ответ на этот вопрос – при таком разнобое и противоречии в источниках – представляется невероятно трудным и неод­нозначным. Сочинения сторонников и противников версии сис­тематизации и упорядочения Корана во времена Пророка (С) до сих пор не дают основания для вынесения единого или хотя бы компромиссного решения. Поэтому после изложения позиций сторонников и противников данной версии мы постараемся изло­жить свою точку зрения на эту проблему.

Доводы сторонников собрания и систематизации Корана во времена Пророка ислама (С).

Знакомясь с некоторыми древними источниками и новыми ма­териалами из области коранических наук, можно прийти к выво­ду о том, что Коран был собран и составлен уже в эпоху Пророка ислама (С), и айаты и суры были тогда же систематизированы.

Из содержания высказывания Зайда ибн Сабита, который го­ворил, что «мы находились у Пророка Аллаха и списывали Ко­ран со шкур и лоскутов»,[430] проистекает, что писцы Откровения, кроме простого записывания текста Корана, занимались его сбо­ром и соединением текста воедино уже во времена Пророка (С). Ведь составление означает не только писание, но и упорядочение и системное расположение текста Корана. Значит, кроме того, что, согласно этому высказыванию, писцы пользовались такими средствами для записи Корана, как шкуры и кости животных, пергаментные листы и деревянные дощечки, оно же свидетельствует о том, что они же занимались приведением в определенный поря­док коранических айатов и сур, начертанных на распространенных во времена Пророка средствах, использовавшихся для письма.

Однако здесь возникает вопрос: были ли завершены упорядо­чение и систематизация Корана во времена Пророка (С) и был ли он сведен тогда же в одну книгу? Для ответа на этот вопрос необ­ходимо проведение более обширных и углубленных изысканий, дабы получить положительный или отрицательный результат.

В старейших сведениях или рассказах об истории Корана мож­но увидеть отдельные замечания и указания на то, что нынешний порядок айатов и сур Корана был установлен уже во времена Пророка ислама (С). Зайд ибн Сабит обучился получившей у народа популярность манере чтения Корана у самого Пророка (С), ибо он сопровождал его постоянно во время пребывания того в Меди­не, и благодаря этому он смог выучить вначале одну часть Кора­на, так как был еще совсем юным, а впоследствии смог выучить и читать уже весь Коран. А Убай ибн Ка'аб выучил Коран в уже существующем поряд­ке, начиная с суры «Аль-Фатиха» («Открывающая»), потом суры «Аль-Бакара («Корова») и далее до суры «Ан-Нас» («Люди») и чи­тал его перед Пророком (С). Этот рассказ основывается на хадисе, переданном Убай ибн Ка'абом со слов Пророка (С). Когда Убай перечисляет достоинства каждой суры, о которых слышал от самого Пророка Аллаха (С), он называет их в том порядке, каком они существуют в наши дни.

Многие близкие и сподвижники Пророка (С) хранили в па­мяти суры Корана в том порядке, в каком они слышали от него самого. Возможно, что и Зайд ибн Сабит подражал порядку сур, которого придерживался Убай ибн Ка'аб, хотя вполне допустимо, что он заимствовал его непосредственно у Пророка (С), так как многие летописцы утверждали, что сам Зайд ибн Сабит расска­зывал: «Мы усаживались подле Пророка (С) и составляли Коран из записей на шкурах и лоскутах. И вдруг Пророк (С) издал воз­глас: «Туба ли-л-Шам!» («Да здравствует аш-Шам!») Мы спроси­ли его: «Что это значит?» Он сказал: «Ангелы распростерли свои крылья над ним».

Следовательно, Сабит ибн Зайд, принимавший участие в сис­тематизации айатов и сур Корана, без сомнения, соблюдал и в дальнейшем этот порядок, перенятый им от Пророка (С).[431] Этот эпизод показывает, что сподвижники Пророка, а с ними и Сабит ибн Зайд, кроме писания текста, занимались также систематиза­цией и упорядоченным раскладом сур Корана.

Из многих хадисов мы знаем, что после нисхождения айата или айатов Пророк Аллаха (С) указывал писцам Откровения в каком месте какой суры их помещать,[432] из чего можно сделать вероят­ный вывод, что системный расклад и порядок айатов и сур Корана осуществлялись под внимательным и требовательным оком Про­рока ислама (С). Хотя и здесь может быть некоторое расхождение во мнениях, выраженных в преданиях, так как в них речь о поряд­ке сур вообще не идет.

Некоторые ученые-богословы и историки, опираясь на эти предания и различные эмоциональные моменты, безоговорочно придерживаются версии собирания, упорядочения и сведения в единую книгу текста Корана уже во времена Пророка ислама. Аль-Балхи – один из знаменитых ученых – в своем комментарии под названием «Джами' илм аль-Кур’ан» («Свод науки о Коране») пишет: «Выглядело бы странным и удивительным, если бы мусульмане поверили в то, что Пророк Аллаха (С) при жизни мог оставить Коран без внимания, не утвердив нормы и правила его чтения и озвучания, не предприняв шаги к составлению и упоря­дочению айатов и сур Корана, являющегося для мусульман самым главным документом и основополагающим уставом исламского призыва, выразителем его религиозных правил и предписаний, установлений и положений.

Один из древних и авторитетных шиитских ученых Сайид Муртаза (355/965-436/1045)[433] был убежден, что уже во времена Пророка (С) Коран был составлен в том порядке, какой мы име­ем сегодня в своем распоряжении, потому что уже тогда людей начали обучать Корану некоторые близкие к Пророку (С) лица, и его соратники знали Коран наизусть, другие, как, например, Абдуллах ибн Мас‘уд и Убай ибн Ка'аб несколько раз от начала и до конца перечитывали Коран Пророку (С). Так, Сайид Муртаза говорит, что все эти исторические свидетельства указывают на то, что Коран безо всякой спешки и суеты целиком был собран и составлен уже во времена Пророка (С), и не следует обращать внимания на выпады некоторых ученых-богословов и мухаддисов-верхоглядов,[434] ибо их несогласие с другими основы­вается на хадисах слабых и не вызывающих доверия, хотя выгля­дящих вполне достоверными. Но, конечно же, вопрос собрания и составления Корана в эпоху Пророка (С) доказан явно и никакому сомнению не подлежит.[435]

Один из современных теологов[436] также выдвигает свои дово­ды в пользу сбора и систематизации Корана во времена Пророка (С), опровергая тем самым доводы своих оппонентов. Он пишет, что чем больше углубляешься в изучение жизни и деятельности Пророка ислама (С) и его сподвижников, тем больше убеждаешь­ся, что Коран был собран и сведен воедино в его времена. Пере­сказывая предания и сведения предшествующих авторов о начале процесса собирания разрозненных записей коранического текста во времена правления праведных халифов, этот ученый подвер­гает их тщательному всестороннему анализу с критической точки зрения, используя специфические методы исследования мифов, наглядно доказывает сомнительность, несостоятельность и вымышленность или даже подложность этих рассмотренных им пре­даний и сведений. Он отмечает, что утверждения о сборе и систе­матизации Корана по инициативе халифов в Коране противоречит всем установившимся положениям и нормам шариата, не говоря уже о Коране, Сунне, единодушно выработанном суждении при­знанных знатоков исламского права (иджма') и здравом смысле. Затем, напоминая о событии, подтверждаемом и предшествовав­шими учеными, он пишет: «Это верно, что Усман в период своего правления приступил к сбору и составлению Корана, но он не ставил целью создание систематизированного и последовательно упорядоченного списка Корана, ибо это было осуществлено еще при жизни Пророка (С). Он лишь хотел устранить разночтения и многообразие в существовавших списках Корана, приводившие иногда к его искажению. Усман приказал собрать все имеющиеся списки, сличить их и сжечь те, что отличаются от общепризнан­ных и установившихся образцов, дабы люди пользовались списками, обладающими единообразием и идентичностью.[437] На этот факт обращает внимание не только этот досточтимый ученый, но и до него многие другие авторитетные знатоки Корана и коранических наук высказывались по этому поводу достаточно ясно.

Харис аль-Мухасиби отмечает, что шаги, предпринятые Усманом для сбора и систематизации Корана, достаточно широко известны, но истина заключается не в этом, ибо Усман не пред­принял ничего нового. После обмена мнениями и консультаций с мусульманами, в особенности с авторитетными знатоками Ко­рана, он постарался объединить людей на основе единообразно­го чтения Корана, ибо процесс разночтений во времена Усмана особенно усилился. В результате этого возникла угроза того, что на этой почве в будущем между мусульманами могут произойти нежелательные эксцессы, которые потенциально могут повлечь за собой противостояние и даже враждебные столкновения.

Усман направил усилия к тому, чтобы дать возможность наро­ду привыкнуть к тому единообразному чтению Корана, которое было распространено, пользовалось популярностью и ценилось при жизни Пророка (С) и было перенято от него самого, что под­тверждалось достоверными свидетельствами. Он стремился удер­жать людей от чтения различных вариантов, основывавшихся на предании о ниспослании Корана из семи разных букв, и предосте­речь их от разночтения, ибо многообразие вариантов чтения, не поддававшееся контролю и становившееся среди людей обыден­ным делом, могло создать почву для противостояний между му­сульманами и обвинении ими друг друга в неверном понимании и истолковании Корана, в богохульстве, ереси и безбожии. А это способствовало бы возникновению напряженности между ними, разлада и раскола. Именно поэтому, желая предупредить возмож­ные трагические последствия, Усман хотел создать один список Корана, зиждящийся на единообразном чтении, и тем самым, на­вести порядок и устранить разногласия в чтении коранического текста. В этом смысле инициатива Усмана достойна уважения и всяческих похвал, и его не в чем упрекнуть. Единственное критическое замечание, направленное против его инициативы, за­ключалось в том, что он приказал собрать и сжечь все остальные списки Корана, содержавшие расхождения с общеутвержденным списком, что, разумеется, не могло восприниматься частью его современников-мусульман равнодушно и невозмутимо.[438]

Один из современных комментаторов Корана также обраща­ет внимание на этот аспект действий Усмана, однако в принципе считает, что процесс собрания и составления текста Корана пере­жил три следующих основных исторических этапа:

1. Эпоха Пророка (С).

2. Время правления Абубакра.

3. Период правления Усмана.

На первом этапе Коран записывался и систематизировался одновременно по мере низведения айатов. На втором этапе, то есть во времена правления Абубакра, по инициативе и поруче­нию последнего, а также при заинтересованности и поддержке Умара, на одного из писцов, точнее, на Зайда ибн Сабита была возложена обязанность сбора и упорядочения коранических текстов. То есть в этот период была проигнорирована очеред­ность ниспослания айатов Корана. И при этом, конечно, пока не ставилась задача устранения нежелательных разночтений и без­основательных подмен при чтении Корана. На третьем этапе, в период правления Усмана, все эти разночтения были уже окон­чательно устранены.[439]

Вышеизложенное отражает лишь некоторые доводы о сборе и упорядочении Корана в эпоху Пророка ислама (С), но эти до­воды при учете доводов противников идеи сбора и упорядоче­ния во времена Пророка (С) не позволяют вынести какие-либо категоричные и окончательныо ясные заключения по этой про­блеме. Поэтому мы считаем вполне уместным привести также высказывания и противников идеи о том, что Коран в конечном виде был собран и составлен во времена Пророка ислама (С).

Аргументы противников идеи сбора и систематизации Ко­рана во времена Пророка (С).

Невзирая на свидетельства, явно доказывающие, что сбор и упорядочение текста Корана состоялись во времена Пророка ис­лама (С), выдвигаются и иные свидетельства и аргументы, проти­воречащие этой идее.

Со слов того же Зайда ибн Сабита, который рассказывал, что они усаживались перед Пророком (С) и списывали Коран с лос­кутов, передают, что он говорил: «Пророк (С) ушел из жизни, но Коран так и не был собран воедино». Вполне очевидно, что меж­ду этими рассказами существует противоречие. На взгляд автора этих строк, есть два пути для совмещения и стыкования этих двух противоречивых рассказов. Во-первых, Зайд ибн Сабит и другие, согласно первому рассказу, во времена Пророка (С), действитель­но, участвовали в процессе сбора и составления записанных коранических текстов, но так и не завершили этот процесс до кон­чины Пророка (С), то есть не успели установить в надлежащем порядке суры Корана. Во-вторых, под составлением Зайд ибн Сабит мог иметь в виду упорядочение последовательности айатов и сур Корана, осуществлявшееся под присмотром и под руководс­твом Пророка (С). Но они не сумели свести все это в одну книгу, хотя Пророк именно им поручил и специально показал систему и порядок последовательного размещения айатов и сур в Коране.

В любом случае, согласно второму рассказу, Коран к тому вре­мени не имел окончательно оформившегося вида единой книги, ибо мы знаем, что после ухода Пророка (С) из жизни Повелитель правоверных Али (Мир ему!) тоже прилагал усилия к сбору и со­ставлению Корана.

Проблема, вызвавшая противостояние двух групп, является ярким свидетельством того, что Коран в эпоху Пророка (С) не был собран в единый свод, и потому Али (Мир ему!) принялся за дело, не имевшее аналога при жизни самого Пророка (С). Иначе пред­приятие, за которое взялся Али (Мир ему!), не имело бы смысла. В самом деле, он считал своим святым долгом выполнить то, что не было завершено при жизни Пророка (С). Этим он желал испол­нить поручение и завещание Пророка Аллаха (С). Хотя действия Али в отношении Корана можно объяснить и несколько иначе. Дело в том, что в большинстве преданий повествуется о собрании и составлении Корана во времена Пророка (С) и представлении в том виде, как мы имели его сейчас. Новизна же предприятия Али заключается в том, что он выстроил и разместил айаты и суры Ко­рана согласно очередности и датам их нисхождения.[440]

Некоторые другие ученые прямо заявляют, что в эпоху Пророка (С) Коран так и не был собран и составлен в форме единой книги. В ответ на вопрос, почему во времена Пророка (С) Коран не был собран и сведен в единый свод, аль-Хаттаби отвечает, что Пророк (С) постоянно пребывал в ожидании нисхождения очередного айата, то есть не было такого большого промежутка времени, в те­чение которого прерывалось бы нисхождение Откровения, дабы писцы могли спокойно заняться собранием и последовательным расположением айатов и сур Корана в едином списке, и всегда су­ществовала вероятость нисхождения айатов, которые отменяли бы какие-либо предыдушие айаты или бы изменяли варианты их чте­ния. И каким образом в такой ситуации можно было собирать и упорядочивать Коран? Совершенно естественно, что такое стало бы возможным только после полного прекращения нисхождения Откровения, что и случилось со смертью Пророка (С). Поэтому только после кончины Пророка (С) каждый его сподвижник поочередно начинал заниматься этим. Затем аль-Хаттаби пишет, что Коран в эпоху Пророка был записан весь целиком, но не был соб­ран воедино, а суры его не были расположены в определенном порядке.[441]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: