Наиболее распространенные свойства мединских айатов и сур. 10 страница

Первые шаги. Али ибн Абуталиб (Мир ему!) – первый со­биратель и составитель Корана после смерти Пророка Алла­ха (С).

Относительно того, кто занимался сбором и составлением Корана после смерти Пророка Аллаха (С), с точки зрения сун­нитских ученых, существуют некоторые разногласия и расхождения во взглядах. Однако и суннитские и шиитские ученые-богословы единодушны в том, о чем с твердой уверенностью и без колебаний можно заявить, что Повелитель правоверных Али (Мир ему!) был зачинателем сбора и составления воедино Кора­на после смерти Пророка (С) согласно его завету и поручению. И хотя суннитские ученые, при всех расхождениях во взглядах, называют в качестве первых собирателей и составителей Корана четыре известные личности, в то же время с позиции представи­телей обоих толков первым собирателем и составителем Кора­на, наиболее привлекающим среди них внимание, является Али (Мир ему!). Эти четыре известные лица таковы: Али, Абубакр, Умар, Салим (вольноопущенник Хузайфы). Однако во главе их всех, согласно свидетельству суннитских источни­ков, стоит Али (Мир ему!).

Предания, суть которых вкратце будет изложена далее, только подтверждают эти слова.

Ас-Суйути со слов Ибн Сирина пишет, что после смерти Про­рока ислама (С) Али сказал: «Алайту ан ла а'хуза ридаи илла ли-салати-л-джум'а, хатта аджма'а-л-Кур’ана, фа джама'туху»[473] («Я поклялся, что я не надену на себя чистые одеяния, кроме как для пятничной молитвы, пока не соберу, наконец, весь Коран. И вот теперь я собрал его»). Затем ас-Суйути добавляет: «Даже после того, как люди присягнули на верность Абубакру, Али (Мир ему!) продолжал находиться в своем доме. Абубакру донесли, что Али, мол, не желает выражать тебе покорность. Тот послал к нему че­ловека, который передал его слова: «О Али! Ты считаешь недо­стойным выражение своей покорности повелителю?» Али отве­тил: «Я вижу воочию, что в Книгу Аллаха вводятся изменения и решил про себя, что не стану облачаться в нарядные одежды, кроме как для пятничной молитвы, до тех пор пока не соберу Коран». Тогда Абубакр сказал: «Ты занялся наидостойнейшим делом».[474]

Описывая время, когда Али (Мир ему!) после кончины Проро­ка (С) занимался собиранием Корана, Ибн ан-Надим пишет, что тот поклялся не одевать нарядных одеяний до тех пор, пока не со­берет весь Коран. Он не выходил из дома три дня пока не собрал весь Коран. И это был первый список, объединивший в себе Ко­ран полностью. А хранился тот Коран в доме Джа'фара».[475]

Предание, аналогичное этому, приведено и в книге «Аль-Масахиф» («Списки Корана»).[476] Да и в большинстве книг суннитов этот факт нашел свое отражение.

Преданий, связанных со сбором Корана по собственной ини­циативе Али, особенно много в шиитских источниках, и в качест­ве примера мы приведем здесь некоторые из них.

В комментарии к «Аль-Кафи» Маула Салиха аль-Казвини приво­дится рассказ из книги Салима ибн Кайса, в котором говорится, что после смерти Пророка (С) Али закрылся в своем доме и за­нялся сбором коранических текстов и составлением Корана. Он ни разу не покинул дом, пока не закончил полностью сбор Ко­рана, расположив айаты в порядке их нисхождения, первоначаль­ности и затем отмененности, достоверности и сомнительности содержания.[477]

Мухаддис Нури приводит многочисленные хадисы, повеству­ющие о том, что после смерти Пророка (С) Али был первым, кто начал собирать воедино разрозненные тексты Корана и даже не выходил из дома, пока успешно не закончил намеченную работу. Он, в частности, пишет, что Али (Мир ему!) показал плоды свое­го труда авторитетным знатокам Корана своего времени и ска­зал: «Это – Книга Аллаха вашего в том виде, в каком она была низведена Его Пророку (С). Ни одной буквы в ней не упущено и ни одной буквы не добавлено». Однако те отнеслись к ней без должного внимания, сказав, что они не испытывают нужды в та­кой книге. Тогда Али (Мир ему!) произнес: «Клянусь, что отныне никогда более не увидите эту книгу. Я лишь считал своим долгом после сбора и составления показать её вам и попросить вас про­честь её».[478]

Аль-Мухаддис аль-Куми, в свою очередь, пишет следующее: «Со слов Али (Мир ему!) рассказывают, что после смерти Про­рока (С) он заявил во всеуслышание: «Аксамту ан ла аз'а ридаи ала захри хата аджма'а ма байна-л-лавхайн» («Клянусь, что я не накину на плечи мой плащ, пока не соберу Коран от листа до листа»). Он же пересказывает в другом месте содержание этого предания несколько иными словами: «Ала Алийун ан ла йаза'а ридааху ала атикихи илла ли-с-салат, хата йуаллифа-л-Кур’ана ав йджама'аху»[479] («И поклялся Али не набрасывать на себя накидку, кроме как для молитвы, пока не соберет и не составит Коран»).

Воистину Али (Мир ему!) занялся этой работой согласно заве­щанию и поручению Благородного Пророка (С). Абубакр аль-Хадрами со слов имама ас-Садика (Мир ему!) рассказывал, что до­сточтимый Пророк (С) наказывал Али (Мир ему!): «Коран лежит у изголовья моей постели. Возьмите его, приведите в порядок и не дайте ему потеряться, как это случилось с иудеями, которые растеряли Тору». Али завернул все это в желтую ткань, опечатал и спрятал у себя дома, после чего поклялся, что «не надену на­кидки, пока не соберу и не составлю Коран целиком».[480]

Преданий, повествующих о процессе сбора и составления Корана руками Али (Мир ему!) после смерти Пророка (С) и его страстной увлеченности этим занятием, существует множество. Но на этом мы завершим пока настоящую беседу, упомянув лишь некоторые из них.

Порядок в списке Корана, составленного Повелителем правоверного Али (Мир ему!). Предварительно хотелось бы от­метить, что порядок айатов и сур в существующем ныне Коране не соответствует времени их нисхождения. Авторитетнейший уче­ный в области коранических наук, аль-Маджлиси в своей работе, озаглавленной «Составленный Коран не соответствует тому, что ниспослал Аллах», приводит айаты из существующего Корана, по­рядок расположения которых не соответствует порядку или оче­редности их нисхождения. Например, срок, в течение которого вдова умершего человека или разведенная женщина после разво­да не имела права выходить замуж, в эпоху джахилийи, то есть в доисламскую эпоху, определялся в один год. Вначале Всевышний Аллах указал на этот срок в айате «Ва-л-лазина йутаваффавна мин-кум ва йазаруна азваджан васийатан ли азваджихим мата'ан ила-л-хаувли гайри ихраджи, Фаин хараджна фала джунаха алайкум фима фа'ална фи анфусихинна мин ма'руфин ва-л-Лаху азизун хаким»[481] («И те из вас, которые уйдут из жизни, оставив овдовев­ших жен, должны им завещать на содержание надел и прожива­ние под крышей дома сроком на год. Но коль они покинут стены дома, на вас греха не будет от той разумности, с какой они соч­тут собой распорядиться. Поистине Аллах Всемогущ и Мудр»), а затем отменил его айатом «Ва-л-лазина йутаваффавна минкум ва йазаруна азваджан, йатараббасна бианфусихинна арба'ата ашх-урин ва ашран, фаиза балагна аджалахунна фала джунаха алай-кум фима фа'ална фи анфусихинна би-л-ма'руфи, ва-Лаху азизун хаким».[482] («И те из вас, которые уйдут из жизни, оставив овдо­вевших жен, им надлежит срок выжидать по вас четыре месяца и десять дней. Когда же истечет назначенный им срок, на вас греха не будет от той разумности, с какой они сочтут возможным собой распорядиться. Поистине Бог ведает о всем, что вы творите»), а срок возможности замужества вдовы или разведенной женщины установил в четыре месяца и десять дней.

Итак, отменный айат в Коране расположен всего через шесть айатов после отменяющего айата, что наглядно показывает разницу между существующим порядком Корана и порядком нисхожде­ния айатов.

Аль-Маджлиси делает второе добавление, согласно которому Кульсум Бинт Акаба после заключения перемирия в Худайбийе бе­жала из Мекки и укрылась в Медине. Пророк Аллаха (С) предоста­вил ей убежище и кров, ибо в соглашении о перемирии в Худайбийе ничего не говорилось об экстрадиции беженцев из числа женщин. И от айата «Йа аййуха-л-лазина аману, иза джа'акум аль-му'минату мухаджиратин фамтахинухунна» («О вы, кто верует! Когда к вам беженки [из Мекки] верные придут, вы испытать должны их...») до айата «Ва-т-таку-л-Лаха-л-лази антум бихи му'минун»[483] («И страх имейте пред Аллахом, в которого уверовали вы») расположены в конце суры «Аль-Мумтахана» (Испытуемая), тогда как начало и конец этой суры рассказывают об овладении Пророком (С) Меккой.

Повествуется также, что Хатиб ибн Абубалта'а поддерживал тайные сношения с неверными и через некую женщину хотел оповестить их о предстоящем нападении войска ислама на Мекку. Всевышний Аллах уведомил об этом своего Пророка (С) и айаты «Йа аййуха-л-лазина аману, ла таттахизу адувви ва адуввакум ав-лийаа»[484] («О вы, кто верует! Ни моего ни вашего врага себе в друзья вы не берите») низведены именно с целью этого предупреждения,[485] однако ведь события в Худайбийе разворачивались до завоевания Мекки. Это и свидетельствует еще раз о том, что пос­ледовательность айатов в этой суре противоречива и расходится с порядком их нисхождения. Аль-Маджлиси демонстрирует и прочие примеры, показываю­щие несоответствие расположения некоторых айатов в сурах по­рядку и очередности их нисхождения.[486]

Учитывая вышеизложенное, а также сказанное выше о коранических айатах и сурах, думается, вопрос несоответствия поряд­ка некоторых айатов в существующем Коране последовательности их нисхождения по времени достаточно прояснился для наших уважаемых читателей.

Итак, после настоящего предисловия мы смело можем утверж­дать, что большое число фактов, документов и материалов гово­рит о том, что Коран, составленный Повелителем правоверных Али (Мир ему!) после смерти Пророка (С) был выстроен в по­рядке последовательного нисхождения его айатов и сур. Ибн Аштах в книге «Аль-Масахиф», ссылаясь на Ибн Сирина, говорит, что Али (Мир ему!) поместил в своем списке Корана и отмененные и отменяющие айаты и далее рассказывает со слов Ибн Сирина, который говорил: «Я долго разыскивал этот список и даже написал по этому поводу письмо в Медину, то так и не смог найти что-либо».[487]

Ибн Хаджар тоже писал, что, как рассказывают, Али (Мир ему!) после смерти Пророка (С) собрал и составил список Кора­на, в котором соблюдены последовательность нисхождения айатов. Как отмечалось ранее, в комментарии к «Аль-Кафи» Маула Салих аль-Казвини пишет, что Али (Мир ему!) в своем списке располо­жил айаты по мере и времени их ниспослания, указал отменяющие и отмененные айаты, ясные и неясные айаты.[488] Аш-Шейх аль-Муфид в своих сочинениях «Аль-Иршад» и «Ас-Саравийа» писал, что в своем списке Али (мир ему!) разместил отменяющие айаты после отмененных, что правильно, и даже дал подробные толкования некоторых айатов.[489]

Выпадение той части книги «Аль-Фихрист» Ибн ан-Надима, где речь идет о порядке списка Повелителя правоверных Али (Мир ему!), вызывает у человека чувство удивления и вопрос: с какой стати эта часть вдруг осталась недописанной или же куда она по­девалась, если все же была написана? Как видно из интонации самого Ибн ан-Надима и его слов, эта часть все же была им напи­сана, но, видимо, в других списках, неизвестно по чьей вине, она была пропущена. По поводу порядка айатов в списке Али (Мир ему!) он пишет: «Али (Мир ему!) три дня, не выходя из дома, не­устанно занимался только сбором и составлением коранического текста и, в конце концов, создал полный список, который хранил­ся у семейства Джа'фара». Далее Ибн ан-Надим продолжает: «В свое время мне довелось увидеть у Абуйа'ла Хамзы аль-Хасани не­кий список, в котором отсутствовало несколько страниц. Это был список, написанный рукою Али (Мир ему!), который впоследс­твии достался по наследству сыновьям Хасана, сына Али (Мир ему!). Последовательность сур в том списке была следующей». Этими словами заканчивается речь Ибн ан-Надима о списке Али (Мир ему!) во всех печатных изданиях его труда, словно во всех древних рукописных экземплярах этого труда, положенных в ос­нову лейпцигского издания (1871-1872) и некоторых других изда­ний, остальная часть его речи была фактически проигнорирована и опущена. Поскольку до настоящего времени этот фрагмент тру­да Ибн ан-Надима не обнаружен и, по всей видимости, ни в одной из других рукописей его найти и далее вряд ли удастся, то поря­док айатов и сур в списке Али (Мир ему!), который Ибн ан-Надиму посчастливилось увидеть, к великому сожалению, останется для нас неведомым. Причина пропуска этого фрагмента, произошед­шего случайно или по вине переписчиков и редакторов труда Ибн ан-Надима, до сих пор остается скрытой от нас и выглядит некоей тайной. Вполне можно допустить, что это сделано ради сохра­нения единства и сплоченности всех мусульман, но могли быть и иные причины. В любом случае этот аспект в сочинении «Аль-Фихрист» Ибн ан-Надима останется от нас сокрытым до тех пор, пока вдруг не будет обнаружен какой-нибудь экземпляр рукописи этого сочинения, содержащий тот пропущенный фрагмент.

Аль-Йа'куби пишет в своей книге, что существует такое пре­дание: Повелитель правоверных Али (Мир ему!) после смерти Пророка (С) собрал Коран и, погрузив его на верблюда, молвил: «Вот тот Коран, который я составил». Он разделил Коран на сле­дующие семь сводов: [490]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: