double arrow

Конфликтологическая мысль в Древнем Китае

4

Для всей китайской традиции мышления характерны:

1)прагматизм, или практичность, направленность на практические вопросы.

2) социальность, сосредоточенность прежде всего на взаимоотношениях индивида и общества, социально-этических проблемах.

Мифологические элементы в мировоззрении древних китайцев, конечно, присутствовали, но их роль была гораздо меньше и скромнее по сравнению с тем влиянием, которое оказала мифология на формирование научной и философской мысли древних индийцев или древних греков.

"И Цзин" (Книга перемен"). Китае существовали представления о двух конфликтующих силах инь и ян.

1) Ян - свет, тепло, а также мужское начало; Ян изображается сплошной чертой (--); две сплошные черты, расположенные друг над другом, символизируют Солнце и тепло (большой ян); прерывистая черта над сплошной символизирует день (малый ян)

2) Инь - холод, тьма, а также женское начало; ин - прерывистой (- -); две прерывистые черты - Луну и холод (большая инь); сплошная черта над прерывистой - ночь (малая инь).

Сочетания инь и ян по три образуют 8 триграмм. При этом три яна символизируют небо, а три инь - землю. Эти 8 триграмм могут попарно комбинироваться в гексаграммы (комбинации из 6 элементов). 64 гексаграммы, каждая из которых имеет свое название, и их толкования содержатся Гдревнейшей китайской книге " И цзин" ("Книга перемен"). Такое название она получила потому, что силы инь и ян, даже пребывая в конфликте, не могут существовать порознь, взаимно дополняя и постоянно переходя друг в друга.

Расцвет социально-философской мысли Китая приходится на VI - III вв. до н. э. - эпоха Чжан-го - Борющихся царств, поскольку территория Китая тогда была разделена на несколько царств, соперничавших друг с другом за гегемонию. В этот же период возникает несколько конкурирующих философских школ - большинство из них интересовалось прежде всего проблемами морали и общественного управления:

- конфуцианство ("школа образованных людей");

- даосизм;

- "школа закона" ("фа-цзя").

Конфуций (Кун-цзы, букв. "Учитель Кун", 551 - 479 гг. до н.э.) был родом из знатной, но обедневшей семьи. У него были развиты представления о сословной чести, но он не чуждался и физического труда. Он считал достойным занятием для человека - происхождение государственной службы;

Около 500 г. до н.э. Конфуций основал свою школу для подготовки "благородных мужей" (цзюнь цзы) - будущих администраторов, обладающих высокими этическими принципами, им должна принадлежать основная роль в управлении. Основные черты этого образа Конфуций изображает в контрастном сопоставлении с чертами его антагониста - "низкого человечка" (сяо жэнь).

1)Благородный муж следует долгу и закону; требователен к себе; нельзя судить по мелочам, и ему можно доверить большие дела; живёт в согласии с другими людьми, но не следует за ними;

2) Низкий человечек думает лишь о выгоде; требователен к окружающим; большие дела доверять нельзя, и о нём можно судить по мелочам; следует за другими людьми, но не живёт с ними в согласии.

Таким образом, одной из черт конфуцианского идеала личности является бесконфликтность, умение ладить с окружающими, сочетающаяся с глубокой принципиальностью и бескорыстностью.

Различие между "низким человечком" и "благородным мужем" носит в первую очередь этический, а не социально-классовый характер. Сяо жень - это не нищий и безграмотный простолюдин, он заносчив и алчен. Возможно, говоря о "низком человечке", Конфуций едва ли не в первую очередь имел в виду недостойных министров и вельмож, как считают некоторые из его комментаторов. В то же время и цзюнь цзы мог стать если не каждый, то почти каждый: Конфуций говорил, что в деле обучения ни для кого не существует "никаких различий".

Принципы конфуцианства:

1) Соблюдение традиций, обычаев и ритуалов - перевод термина "ли", переводимого также как "ритуализированный этикет". Традиции-Ли обращены к прошлому; Конфуций исходит из убеждения, что мир "испортился": в древности люди вели себя правильно, были сдержанны и честны. Теперь этого нет.

2) "Исправление имен": "пусть государь будет государем, поданный - подданным. Пусть отец будет отцом, а сын - сыном" – это не просто тавтология и не просто слова, обозначающие родство или взаимную подчинённость; в Китае это понятия, подразумевающие целый комплекс обязанностей и прав (например, почтительный сын в знак траура после смерти отца не имел права ничего менять в доме в течение года и т.д.). Конфуций хотел вернуть понятиям, ставшим пустыми словами, их первоначальный смысл, чтобы все твёрдо придерживались своих обязанностей: старшие руководили, младшие подчинялись.

3) Правила-Ли и "исправление имен" включают уважение к старшим (сяо), патриархальность и уподобление государства большой семье. Верхи - старшие - не просто руководят, а проявляют отеческую заботу о подчиненных, народ же обязан трудиться и выказывать властям сыновнюю почтительность. Традиции заменяют законы; зачем законы, если все - одна семья? Верхи несут и свою долю тягот: "Разве кто из государей испытывает нужду, когда народ в довольстве? Если же народ не живёт в довольстве, то кто из государей может жить в довольстве?"

4) Принцип гуманности (жэнь): сначала следует обогатить народ, а потом обучить (правилам-ли). Отвечая на вопрос, можно ли убивать людей, лишенных принципов, ради этих принципов, он заметил: "Зачем же вам убивать? Вам только стоит захотеть добра, и народ станет добрым ".

5) Доверие народа к проводимой политике. Можно поступиться вооружением, даже пищей, но без доверия нет основы для государства.

Конфуций стремился создать гуманное и гармоничное общество, отношения социальных групп в котором основывались бы на убеждении, с одной стороны, и на добровольном подчинении - с другой.

(+) Положительная черта конфуцианства - культ знания, учения. Неслучайно именно в Китае примерно через тысячу лет после Конфуция (4 в. н.э.) едва ли не впервые в мире вводится система экзаменов для поступающих на государственную службу. Претенденты писали сочинение, в котором должны были показать знание учения Конфуция и умение рассуждать в его духе. В то же время неуклонное стремление следовать традиции и ритуалу, крайне формализованным и неизменным, поиски идеала в прошлом делало конфуцианство учением консервативным, ведущим к застойной стабильности.

37. Николло Макиавелли о практической политике.

Конфликтность эпохи Возрождения отразилась в творчестве политика, дипломата и писателя, уроженца итальянского города Флоренции Никколо Макиавелли (1469 – 1527 – 58 лет). Жизненный путь Макиавелли можно разделить на 2 периода. Первый период можно назвать практическим. С 1498 по 1512 гг.(14 лет – с 29 лет) он занимал видные политические должности во Флоренции, выполнял ряд важных дипломатических поручений, принимал участие в посольствах. Но после падения республики в 1512 г. Макиавелли оказался отстраненным от дел и посвятил досуг написанию политических и исторических трудов.

Главной его работой является труд "Государь". Эта небольшая книга - систематизированные советы практическому политику о том, как в политической борьбе достичь эффективного результата. При этом практическая политика рассматривается Макиавелли как сфера, независимая и от религии, и от морали.

Хорошие средства - это прежде всего эффективные средства. Макиавелли проводит мысль, что государь не просто имеет право, но обязан в определенных ситуациях прибегать к аморальным средствам. Если же он будет честен, то тогда он рискует проиграть в борьбе с теми, кто бесчестен. Великие дела, замечает он, совершали те, кто действовал хитростью и обманом. Однако средства должны быть целесообразными и эффективными, поэтому Макиавелли против бессмысленной жестокости. Важным методом удержания власти является и манипулирование общественными настроениями. Главным правилом является то, что нельзя вызывать ненависть и гнев подданных. Макиавелли выделяет 2 средства, которые позволяют удержать подданных в повиновении, - это любовь (если необходимо добиться власти) и страх (если удержать власть). Макиавелли дает ответ и на вопрос, как нужно творить благодеяния и жестокости: благодеяния нужно расточать мало-помалу, а жестокости - наносить разом.

Столь резкое отделение политики от религии и морали навлекло на Макиавелли многочисленные обвинения в аморализме и цинизме. Взгляды Макиавелли далеко не столь однозначны. Так, прусский король Фридрих II (1712 - 1786), будучи кронпринцем, написал сочинение "Анти-Макиавелли", чтобы защитить человечество от "этого монстра, который хочет его уничтожить". Но после нескольких лет правления он писал: "Во многих важных вопросах я вынужден признать, что Макиавелли прав".

Чуть позже "Государя" Макиавелли написал " Рассуждение на первую декаду Тита Ливия" (Тит Ливий - римский историк, а декада - это десять книг). Предпочтительной формой правления в "Рассуждениях" выступает не монархия, как в книге "Государь", а республика.

Противоречие между "Государем" и "Рассуждениями" историки политической мысли нередко называют " парадоксом Макиавелли ".

Как может быть, чтобы один и тот же человек придерживался столь разных идеалов и предлагал столь разные методы для сохранения желательной формы правления? Есть несколько путей выхода из этого парадокса. Один из них был предложен французским мыслителем Ж.-Ж. Руссо (1712 - 1778). По его мнению, в "Государе" Макиавелли описывает монархию столь откровенно, что тем самым её и развенчивает, то есть "Государь" написан как скрытая сатира. Подлинный же идеал Макиавелли изложен в "Рассуждениях". "Парадокс Макиавелли" анализировал и представитель немецкой классической философии Г. Гегель (1770 - 1831). Он полагал, что произведения Макиавелли имеют разных адресатов: "Рассуждения на первую декаду Тита Ливия" написаны для вечности, для всех времен и народов, исключая то место и время, когда он жил, а "Государь" - книга для конкретного случая, времени и места.

Коль скоро Италия была бы объединена, были бы решены и другие задачи - прекращение внутренних конфликтов и изгнание иностранных войск. Перед решением этих задач для Макиавелли меркло всё остальное, и он возлагал надежды на некую сильную личность, монарха, который "железом и кровью" объединит Италию.

Наконец, в 1970-е гг. Ф. Бурлацкий, один из основоположников отечественной политологии, предложил и такой вариант разрешения "парадокса Макиавелли": итальянский мыслитель давал советы и монархии, и республике, выступая в качестве эксперта или политического консультанта: кто даёт заказ, тем он и даёт советы.

38. Диалектика в учении Г. Гегеля.

Г. В. Ф. Гегель. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831) немецкий философ. Идея всеобщего развития посредством конфликта и преодоления противоречий; "Феноменология духа" (1807).

Разработка диалектики - учения о всеобщем развитии посредством борьбы и преодоления внутренних противоречий. Значение термина не всегда было таким: в Древней Греции диалектика - учение об искусстве ведения спора. Понятием, противоположным понятию "диалектика" является понятие " метафизика ": учение о неизменности, постоянстве всего существующего, игнорирование развития.

Законы диалектики:

1) каждый предмет, каждое явление и каждое понятие состоит из внутренних противоречий или же предполагает собственную противоположность;

2) эти противоречия и противоположности являются источником внутреннего развития явления или предмета.

Противоречие Г. Гегель называл "источником всякого движения". Лишь постольку, поскольку предмет, явление или понятие заключают в себе противоречие, они могут двигаться, "обладать импульсом и жизненностью". Поставьте вместо слова "противоречие" слово "конфликт", и перед вами - исходный пункт конфликтологической теории. Смешно поэтому говорить, иронизировал он, "что противоречие нельзя мыслить". Наоборот, присутствие в мысли противоречия - критерий её истинности, а отсутствие противоречия - признак заблуждения;

3) развитие идет по троичной схеме (триада) или же через "отрицание отрицания": тезис? антитезис? синтез.

Это можно выразить схематически следующим образом:

А? не-А? (А+не-А) = В.

Каждый тезис уже несёт в себе свой антитезис, и оба снимаются в синтезе. Синтез - это в какой-то мере возвращение к прошлому, прежнему, пройденному состоянию, но на более высокой ступени или уровне.

Некоторые из триад Г. Гегеля.

I. - Бытие? Ничто? Становление.

=> можно мыслить "бытие" как нечто, обладающеетолько свойством быть, и этим оно отличается от "ничто" => бытиепорождает свою противоположность, своё отрицание: тезис порождает антитезис. При этом "бытие" и "ничто"существуют лишь в единстве, взаимоограничивая и взаимоопределяя друг друга. Их взаимодействие и борьба приводят к синтезу; это - становление. Становление является принципиально новым, не сводится ни к тезису, ни к антитезису. Становление - это процесс возникновения новых вещей, явлений и понятий: только что их не было, они представляли собой "ничто", и вот они возникли - обрели бытие.

II. - Качество? Количество? Мера.

- это главная триада понятий в учении Г. Гегеля о бытии.

Качество - основная характеристика предмета или явления, то, благодаря чему они являются именно тем, чем являются, а не чем-то иным. По мере своего развертывания явление или предмет обретают количественную определенность (количество). Пр: было однозерно, упало в землю, проросло, и вот вырос колос со многими зернами. Синтезом противоположных категорий "количество" и "качество" выступает мера - это некий предел, выход за который - нарушение меры - вызывает качественное изменение предмета или явления. Г. Гегель писал о том, что процесс изменения меры, который приводитто к изменению количества, то к изменению качества, можно наглядно изобразить в виде узловой линии, узлы которой - названные переходы.

=> механизм процесса изменения бытия: постепенно нарастающие количественные изменения ведут к резкому, скачкообразному изменению качества предмета или явления.

Изменения в природе и обществепроисходят не постепенно, он считал, в определенные моменты имеет место разрыв постепенности - скачок из одного состояния в другое.

Развитие мираподчиняется выведенным Г. Гегелем законам:

В основе реальности лежит абсолютная идеальная сущность - Абсолютная Идея; её свойство - способность к развитию. В своём развитии она проходит три основные стадии:

Абсолютная Идея? Природа? Дух.

I-стадия: Абсолютная Идея развивается сама по себе, "варясь в собственном соку", раскрывая своё содержание в системе абстрактных логических понятий.

II-стадия: Абсолютная Идея отрицает себя, воплощаясь в форме Природы - "овнешнение".

III-стадия: Природа порождает Дух, человеческий разум, который создаёт науки, мораль, философию и тем самым осознает сам себя, то есть рефлексирует. Абсолютная Идея вернулась к самой себе.

По закону «отрицания отрицания» развивается история, основная тенденция развития которой - возрастание свободы.

Восточная деспотия? Античность? Германо-христианский мир.

Восточные деспотии (Египет, Вавилония, Персия) были первой формой государственности, известной Г. Гегелю. Все люди в них, в прямом или переносном смысле - рабы, никто не свободен, никто не имеет представления о правах человека. В античных обществах некоторые уже свободны. Наконец, в германо-христианском мире, или западноевропейской цивилизации, как полагал Г. Гегель, несколько опережая события, свободны все.

Отношение Гегеля к государству и войне. В юности Г. Гегель также симпатизировал французской революции. С большим уважением относился Г. Гегель к Наполеону. "Я видел императора - этот Мировой Дух ".

Он надеялся на отмену феодальных привилегий и обеспечение равноправия граждан. Поражение Наполеона стало для Г. Гегеля личным ударом. Он даже упомянул, что если бы у Наполеона были какие-то шансы на победу, то "вскинул бы на плечо ружьё" и отправился вслед за ним.

Государство как институт Г. Гегель оценивал чрезвычайно высоко, характеризуя как высшую социально-духовную ценность и называя его "шествием Бога в мире". Его социально-политическим идеалом была конституционная монархия с сословно-представительными учреждениями. Г. Гегель в сфере практической политики был сторонником весьма консервативной формы. Он критиковал идеи всеобщего избирательного права и народного суверенитета, Г. Гегель всемерно поддерживал развитие гражданского общества, публичность общественной жизни, свободу слова и печати; Г. Гегель одобрял прежде всего такое политическое устройство, в котором механизм насилия и господства функционирует в строгих правовых рамках, т.е. правовое государство.

Касаясь конфликта гражданского общества и государства, он подчеркивал важность постепенного и спокойного протекания и разрешения межгосударственных конфликтов, их сглаживания и примирения. Иной была его позиция по отношению к межгосударственным конфликтам. Суверенитет государства, абсолютен, поэтому какой-либо международный орган, улаживающий конфликты, невозможен. Если государства (или группы государств) не могут прийти к обоюдному соглашению, то спор между ними может быть решён, считал Г. Гегель, только войной. Ведение войны себе на благо, невзирая ни на какие заключенные ими договоры и ни на какие принципы международного права (за исключением гуманного отношения к пленным и мирному населению) - это не только право, но и обязанность государств.

Война имеет особую нравственную значимость: в мирное время "люди погрязают в болоте повседневности", а во время войны "суетность временных благ и вещей" становится более явной, поэтому "высокое значение войны состоит в том, что благодаря ей сохраняется нравственное здоровье народов".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


4

Сейчас читают про: