Реформы и преобразования в русском искусстве в начале 18 века. Новые черты в архитектуре, живописи, декоративно-прикладном искусстве, появление скульптуры

При Петре 1, который назвал себя не царем, а императором, в России произошли огромные перемены. Петр 1 хотел преодолеть отсталость России и сделать ее великой европейской державой. Реформы Петра 1, названного потомками «Великим», вызвали огромное недовольство, но проводились неукоснительно и с большой жесткостью. Важной вехой стали реформы Петра в русском искусстве. Россия перенимала, осваивала опыт западноевропейских стран в разных областях человеческой деятельности, в том числе и в сфере искусства. Этот процесс шел несколькими путями: приобретение из-за границы готовых произведений; привлечение иностранных специалистов для работы в России и для подготовки отечественных кадров; посылка русских людей за государственный счет за границу в качестве «пенсионеров» для учения или совершенствования в своем деле.

В 18 веке в России работало очень много художников-иностранцев. Чаще всего они приезжали в чужую, полудикую, как им казалось, страну, в поисках легкого заработка. Но некоторые именно в России создали лучшие свои произведения. Все произведения, сделанные иностранцами в России, называют одним слово – россика.

Позднее вступление на новые активные позиции роста обусловило ряд специфических особенностей развития России. На протяжении пятидесяти лет ценой огромного напряжения отечественное искусство сумело пройти путь, который многие страны проделывали за два-три столетия. Но быстрые темпы приводили к параллельному существованию нескольких стилевых направлений одновременно, которые в Западной Европе сменяли друг друга. Появившееся, в 40-50гг. барокко сменяется на рубеже 50-60гг. стилем рококо, после чего появляется полоса классицизма господствовавшего вплоть до 30-х годов 19 века.

Первая четверть 18 века сыграло особую роль в художественном развитии России. Искусство становиться светским и общегосударственным делом. Зарождаются новые отношения между художником и заказчиком, осведомленность которых играет определяющую роль в создании произведения. Возрастает воспитательная роль искусства. Центром расцвета нового искусства становиться новая столица России Петербург основанного в 1703г.

В 1757г в Петербурге открывается Академия художеств. При императрице Екатерине 2 она играла очень важную роль в развитии искусства. Суда принимали талантливых мальчиков с пяти-шести лет. Они учились и жили при Академии около 15 лет, и жизнь их была полуголодной и суровой. Несмотря на это, многие воспитанники Академии, работая с утра до вечера, становились хорошими живописцами, скульпторами и архитекторами.

Архитектура.

В архитектуре происходит изменение художественного языка и конструктивной системы, приобщение к закономерностям античности, ренессансной, барочной и классической направленности. Ведущее место занимает градостроительство с характерными прямоугольными, лучевыми и веерными планировками, строгой прямоугольностью улиц, соблюдения «красных» или «фасадных» линий. При строительстве городов сооружаются дворцы, церкви, общественные и промышленные здания. Наиболее ярким элементом в архитектуре становиться применение ордерной системы утвердившейся в мировом наследии. Вооружения принадлежащие к началу 18 века, построенные при Петре 1 отличаются строгостью, отсутствием декоративности, простотой. Примеры: Д.Терезини Петропавловский собор; ДТерезини и А.Шлютер Летний дворец Петра; Ф.Растрелли Екатерининский дворец в царском селе, Собор Смольного монастыря. Постройки Ф.Растрелли принадлежавшие к середине 18 века, возведенные при Елизавете 2 и принадлежащие к стилю барокко, нарядны и торжественны, богато украшены скульптурой, пышны, эффектны, прославляют могущество, богатство государство и императрицы.

Живопись.

Начиная с петровской эпохи, огромные изменения происходят в живописи. Складывается искусство станковой картины и композиционного строя. В произведениях появляется новое понимание пространства и новые средства передачи объема. Художники овладевают техникой масленой живописи. Обостряется чувство фактуры. Художники обретают способность передавать конкретные свойства мягкого бархата, жесткого меха, тяжелой золотой парчи и т.д. изображение обнаженного тела составляет тяжелую и трудную задачу. В начале 18 века живопись представлена станковыми произведениями, монументальной росписью в виде панно и плафонов, миниатюрным письмом. Портрет включает в себя разновидности – парадный, камерный. Художники осваивают аллегорические и мифологические сюжеты. Примеры: И.Никитин п-т Г.Т.Головкина; А. Антропов п-т А.В.Бутурлиной; И.Аргунов п-т неизвестной в русском костюме; И.Вишняков п-т Сары Э.Фермор; Ф.Рокотов п-т А.П.Струйской; Д.Левицкий п-т П.А.Демидова, п-т графини Урсулы Миншек; В.Боровиковской п-т М.И Лопухиной. Историческая живопись представлена работами А.Лосенко «Прощание Гектора с Андромахой», пейзажная живопись произведениями С.Ф. Щедрина «Каменный мост в Гатчине», Вид на готический дворец с Длинного острова».

Скульптура.

Подобно живописи, скульптура с первых шагов овладевает искусством портрета, монументальной статуи, декоративного барельефа, медальерным делом. В соответствии с законами нового времени используются восковое и бронзовое литье, реже – белый камень и мрамор. Широкое распространение получает лепнина из алебастра, терракота, резьба по дереву. Большую роль в становлении принципов и приобщения зрителя к их восприятию сыграли заграничных путешествия русских людей, впервые ознакомившихся с памятниками прославленного Версаля итальянских садов. Не меньше воздействие имела покупка работ венецианских мастеров и античных подлинников. Наиболее крупной фигурой того времени является Б.К.Растрелли (1675-1744), приехавшего в Россию в 1716г. созданные портреты - типичные барочные произведения. Растрелли работал много над образами Петра 1. Он также создает скульптурный портрет императрицы Анны Иоанновны с арапченком – скульптурную композицию. Глядя на нее, мы понимание, каким страшным было время ее правления. Пышность одежд и многочисленных украшений, выполненных с большим искусством, не отвлекают внимания от грубого, неподвижного лица, переданного очень правильно. Растрелли использует контраст гигантского большого тела императрицы и порхающего изящного арапченка. Сияющие глаза, лицо, плечи контрастируют с испещренной драгоценными камнями и рельефным шитьем поверхности парчового платья императрицы.

Во второй половине 18 века происходит подъем в русской скульптуре. Такие замечательные мастера, как Ф.Шубин, Ф.Гордеев, М.Козловский, Ф.Щедрин, И.Мартос ничем не уступают зарубежным скульпторам. Все ведущие мастера скульптуры окончили Академию художеств и были учениками выдающегося педагога Никола Жилли. К 1765-1782гг. относиться прославленный памятник Петру 1 на сенатской площади созданный Фальконе («Медный всадник»). При естественности движения, позы, жеста и одежды всадника они очень символичны. Конь вздыбленный у края скалы, вымывшейся вверх. Змей попираемый копытами коня олицетворяет преодоление зла. Эта деталь важна в конструкции. Она служит третьей точкой опоры для скульптурной композиции. Логика движения раскрывает напряженность пути и победный финал реформаторских идей Петра.

ДПИ.

Стиль середины 18 века сказывается и на ДПИ. Для изделий из фарфора и других материалов характерны криволинейные формы, сочный лепной орнамент, восходящий по рисунку к раковине и гибким растительным побегам. Причудливый силуэт предметов органически сочетается с яркими цветами, обилием позолоты, блеском зеркальных поверхностей, дополняющих праздничную картину интерьера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: