Русское искусство первой половины 19в

Исторический период русской художественной культуры первой половины 19в. насыщен важными переломными событиями, отразившимися на искусстве в разных его видах и жанрах. В стране развертывался глубокий кризис, складывались капиталистические отношения, русский народ пробуждался к сознательной жизни, происходит первое революционное выступление декабристов. В 1812г. совершена победа над Наполеоном.

Никогда прежде Россия не переживала такого «брожения умов». К этому периоду относятся замечательные достижения науки и географии, творчество выдающихся ученых, писателей и философов, таких как М.Ю.Ломоносов, А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, А.И Герцен, Н.П.Огарев, В.Г.Белинский. Выходили журналы, выражавшие программу того или иного направления общественной мысли. Разгорались споры между западниками и славянофилами. Создавались тайные общества. Всех волновали революционные события, происходившие в европейских странах, и вопросы о том, каким путем должна пойти Россия, как избавиться от пут крепостного права. Кумирами передовой молодежи становятся немецкие философы Шеллинг и Гегель. Этот период в истории России назван просветительским.

Историю русской культуры и искусства этого периода нельзя рассматривать вне исторических событий. Общая ситуация сложившаяся в России открыла для русского искусства новые возможности, темы и перспективы развития. Пафос победы европейского масштаба над Наполеоном и разочарование прежними закостенелыми русскими порядками, нарастание протеста против власти, затем восстание декабристов и суд над ними, потрясшее все передовое общество, и в первую очередь передовую молодежь, становятся глубокими темами рассуждения для деятелей искусства в своих произведениях.

Путь русского искусство, начинаясь с классицизма, пролегал через романтизм к критическому реализму. Художники, начиная играть новую роль, перестают быть ремесленниками, простыми исполнителями заказов. Романтический художник был окружен легендами; его облик представлялся современникам в ореоле вдохновения; он приобретал новые общественные права, утверждался в понимании самоценности своей личности. Живопись становиться средством борьбы, нравственного воспитания.

Первую половину 19 века условно можно разделить на два периода: 1800-1830гг. – классицизм, 1830-1850гг. романтизм. Живописцы шедшие проторенным путем классицизма не достигли больших высот, но исторический жанр, в котором они работали, высоко ценился современниками и считался в Академии художеств самым высоким. Романтики же стремились по-новому осмыслить и истолковать современную действительность.

В романтизме цвет – самое важное выразительно средство. Он привлекает внимание, придает взволнованность картине. Очень часто художники берут широкие кисти и наносят краски порывисто и свободно, так что на поверхности картины заметны размашистые мазки. Это вносит в картину элемент динамики движения. Такая фактурность мазка является выразительным средством.

Орест Адамович Кипренский (1782-1836) – русский художник-портретист. Представитель романтизма. Учился и в Петербургской Академии художеств. Получил большую золотую медаль за картину «Дмитрий Донской на Куликовом поле» и право на пенсионерскую поездку в Италию. Пристрастие к портрету и особенность живописной манеры определились рано. Контрасты света и тени, напряженность и энергия в выражениях лиц, разметанные волосы создают яркий романтический образ. Кипренский становиться блестящим портретистом своего времени. Каждый портрет – запоминающаяся личность: «П-т Д.Н.Хвостовой», «П-т А.Челищева», «Автопртрет», «П-т Е.С.Авдулиной». По впечатлению Отечественной войны 1812г. создает галерею военных портретов, подчеркнув в их образах самоотверженный патриотический настрой, готовность защищать Родину. Одним из лучших поднятых до уровня образа-типа стал «П-т Е.Давыдова». Кипренский утвердил в русском искусстве рисованный портрет, который позволял не упустить мимолетность состояния души, более проникновенно передать черты человека: «Слепой музыкант», «П-т А.Р.Томилова». После подавления восстания декабристов Кипренский вновь уезжает в Италию. Он написал там групповой портрет «Читатели газет в Неаполе» и один из лучших портретов скульптора Б.Торвальдсена. Кипренскому принадлежать также лучшие из прижизненных портретов поэтов его эпохи В.Жуковского, А.Пушкина и И.Гете.

Именно портреты Кипренского говорят нам о том времени; в них душа тех лет. В них красота волнения и порыва, стремление к динамике внутренней жизни. Кипренский не удовлетворялся окружающей его действительностью, он искал в человеке возвышенное начало, изображая своих героев в лучшие минуты, передавая их способность чувствовать, их стремление жить духовной жизнью.

Художник всегда как бы держал перед глазами высокий человеческий идеал; он искал его отблески в тех конкретных людях, которые оказывались перед его мольбертом. Им постоянно руководила вера в способности человека, в истинные человеческие качества, не зависимо от сословия и общественного положения. Художник часто обращается к автопортрету. Он через собственный характер, на опыте своего мира чувств познавал человеческие страсти. Ранние автопортреты Кипренского могут вызвать в памяти автопортреты Жерико и Делакруа. Всюду мы встречаем образ молодого человека, известного нам по романам Стенделя, живущего в сфере чувств, не имеющего отношений с государственными и социальными системами, противостоящий им своей индивидуальностью. Но присутствуют и отличия. Автопортреты Кипренского сдержанны, подчас даже наполнены робостью чувств перед открытым миром. Герои Кипренского еще не самоутвердились. Романтизм Кипренского не знает проявлений крайней взволнованности, не знает неразрешимых противоречий. Он вбирает в себя нечто от классической гармонии. И тем не менее творчеством Кипренского, стремившегося весь мир пропустить сквозь собственную душу, отрицавшего своим искусством нормативность классицизма, начинается русский романтизм.

О.Кипренский «П-т Е.В.Давыдова».

Вот молодцевато подбоченился на портрете Евфрат Давыдов. Гусар, герой, храбрый воин, готовый, не задумываясь, отдать свою жизнь за Родину. Но…не только воин, а еще и поэт. Как задумчиво его лицо, как непринужденно упал на лоб – «на чело», как тогда говорили, темный локон! Звонкие яркие цвета, резкие контрасты света и тени, взволнованный пейзаж за его спиной – все говорит о человеке, умеющем глубоко чувствовать. О таких людях сказал Пушкин: «Мы ждем с томлением упования / Минуты вольности святой», потому что для них любовь к Родине не долг, а естественное личное чувство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: