Материальная культура Казахстана в Х1Х веке. Кризис традиционного хозяйства, отходничество

Окончательное вхождение Казахстана в состав империи повлекло за собой проникновение российского и иностранного капитала, активную разработку месторождений полезных ископаемых, вывоз сельскохозяйственных продуктов, скупаемых по крайне низким ценам.
Первым происходящие изменения почувствовал казахский аул. Нарушение традиционных маршрутов кочевок, запрет подходить к большинству водных артерий, казачьим поселениям (еще по указам Х1Х века) привели к разрушению производительных сил общества, а отсутствие достаточных территорий - к уменьшению поголовья скота. Там, где казахи занимались землепашеством, лучшие земли были отданы переселенцам. В результате на остатках земель могли продолжать заниматься скотоводством лишь наиболее богатые люди аула, остальные становились батраками у своих же сородичей, либо у зажиточных переселенцев, или уходили на отхожие промыслы. Разрушалась социальная и родовая структура аула.
Зародившаяся в Х1Х и развивавшаяся в ХХ веке промышленность являлась добывающей и перерабатывающей продукты сельского хозяйства.
Пищевая промышленность развивалась в основном в сельской местности: табаководство – в Семиречье, мукомольная – в Семипалатинске, винокурение – в Усть-Каменогорске, маслоделие – в Центральном и Северо-восточном Казахстане.
Важной стороной экономического развития Казахстана стало строительство железных дорог, прокладка трактов.
Со второй половины XIX века начала складываться финансовая система. На территорию Казахстана распространилась деятельность Государственного, Крестьянского и Дворянского банков. Их филиалы существовали в Уральске, Петропавловске, Семипалатинске, Омске, Верном, поселке КояндыОгромное значение имели ярмарки, на которых основными объектами торговых сделок были скот и сырье. Наиболее крупными были Таинчикульская, Кояндинская в Акмолинской области, Чарская, Каркаралинская в Семипалатинской области, Уильская в Уральской и Каркаринская в СемиречьеУсилилось значение городов как центров торговли, общественной жизни, культуры. Наиболее важными были Омск, Семипалатинск, Верный, Акмолинск, Атбасар, Аулие-Ата (Тараз).
В целом экономическое развитие Казахстана отмечено во второй половине XIX века все более активным проникновением в традиционные структуры рыночных отношений.

40.Духовная культура Казахстана в ХІХ веке. Просветители: Ч.Валиханов, А. Кунанбаев, И.Алтынсарин. Музыкальное искусство: Курмангазы Сагырбаев, Даулеткерей Шигаев, Жаяу Муса. Важным направлением в жизни казахской литературы в XIX веке был сбор образцов фольклорного наследия и устного народного творчества, их издание, появление первых отзывов об их содержании и художественных особенностях. Прибывшие еще в начале века в Казахстан путешественники и ученные, в основном из числа русских, важное внимание уделяли изучению быта и образа жизни, истории и литературных творений казахов. Начиная с середины века, сбором и публикацией таких материалов из духовной жизни народа систематически занимались ученые исследователи: Валиханов, Радлов, Потанин и др. Валиханов стремился выделять и рассматривать в тесной связи с литературными образами устного народного творчества, созданными и переданными из поколения в поколение самими казахами. Тем самым, собирался изучать те исторические связи, которые устанавливались между соседними народами, в научных трудах Валиханова большое внимание уделяется изучению эпических произведений казахов.Ученый-тюрколог Радлов третий том своего десятитомного сборника сочинений «Образцы Казахской народной литературы тюркских племен» целиком посвятил казахскому фольклору. Он отметил, что казахи владеют большим ораторским искусством, что они щедро одарены природным талантом и, благодаря этому всегда придают значение ритму и рифме даже в обычной разговорной речи. Плодотворно влияние на развитие музыкального искусства в Казахстане во второй половине XIX века оказали влияние Курмангазы, Даулеткерей, Таттимбет, Ихлас Дукенов и многие другие.Курмангазы (1806-1879гг). Сохранилось более 60 кюев.Даулеткерей (1820-1887гг). Выдающийся композитор. Все его произведения лирического содержания, ярки и выразительны.Таттимбет (1817-1860гг). Внес вклад в инструментальную музыку XIX века. Он прославился как автор и исполнитель произведений для домбры.Огромное влияние на формирование кобызовской классики оказали композиторский талант и исполнительское мастерство Ихласа Дукенова.Создателем классических кюев для сыбыза и выдающимся исполнителем был Сары Малай (1835-1885г)Крупный казахский просветитель И. Алтынсарин широко известен в истории общественной мысли, культуры и литературы казахского народа, как выдающийся педагог-новатор, организатор новых школ, этнограф, фольклорист, поэт, прозаик и переводчик произведений русских классиков, в частности басен Крылова.

Абай Кунанбаев родился в Чингиских горах Семипалатинской области Абай написал стихотворение, назидания в прозе «Искандер», «Масгуд», «Сказание об Азили»

41.Культура Казахстана в начале ХХ века (1900-1917 гг.): национальная политическая пресса, научное изучение Казахстана, литература (М.Дулатов, М.Жумабаев)

К началу ХХ века на территории Казахстана сформировалась новая волна просветительского движения. Это были представители прогрессивной демократической части интелигенции: А. Байтурсынов, С. Торайгыров, М. Дулатов, М. Жумабаев и др. Главной отличительной чертой их деятельности представляется связь задач просвещения с идеями национального пробуждения казахского народа. Просветители новой буржуазной формации выступали за национальное образование, за сохранение языка и культуры. Заметный след в истории просвещения, оставил замечательный казахский поэт пореформенного периода Султанмахмут Торайгыров (1893-1920). За свою жизнь С.Торайгыров написал шесть поэм, среди которых выделяется «Заблудившаяся жизнь», которая является лирико-философской поэмой, где основное содержание - это размышления о смысле жизни человека, о его призвании и возможностях. Большую роль в развитии казахской литературы сыграли романы С.Торайгырова «Красавица Камар» и «Кто виноватКрупный ученый лингвист, литературовед, талантливый поэт и переводчик, деятель культуры, общественный деятель, видный педагог – просветитель Ахмет Байтурсынов (1873-1938) занимался вопросами обучения и воспитания. Байтурсынов главную задачу школы и воспитания видел в сохранении, углублении и развитии национальной самобытности, культуры, языка, литературы, духовно – нравственных традиций казахского народа. Во всех просветительских трудах Байтурсынова красной нитью проходит мысль о развитии родного языка, сохранении его чистоты, о необходимости его широкого внедрения в массовую национальную школу. Историческая значимость деятельности А.Байтурсынова заключается в том, что он создал национальную систему письменности, занимался изучением казахской духовной культуры. Особое место в творчестве великого просветителя занимал труд «Теория словесности» 1928 года издания, где собраны образцы устного народного творчества и некоторые произведения представителей казахской письменной литературы. Прогрессивные взгляды А.Байтурсынова на развитие теории воспитания и обучения, становление массовой национальной школы во многом разделял талантливый журналист и писатель, поэт – просветитель, общественный деятель и педагог Мыржакип Дулатов (1885 - 1935). Его многогранный талант проявился в различных сферах: образовании, науке, культуре. Общественно-политическая деятельноть каз интеллигенции в нач 20в. Газета «Казах», журнал «Айкын Вокруг газеты "Казах" (1913-1918) группируется наиболее значительная часть патриотически-настроенной интеллигенции, выступающей за автономию Казахстана и проведение в крае прогрессивных реформ демократического толка. Газета выражала идеи либерально – демократического направления..В главном, аграрном вопросе, они выступали с требованием отмены государственной собственности на землю и передачи ее в собственность казахам, запрета продажи земли. Ратовала за эволюционное развитие общества. Журнал Айкап и газета Казах на своих страницах смогли выразить, несмотря на разногласия, сумели выразить общенациональные идеи и интересы казахского народа в условиях колониальной окраины империи

Активизация общественно-политической деятельности национальной интеллигенции в начале ХХ века (А.Букейханов, А.Байтурсынов, Ж.Акпаев, Б.Каратаев и другие лидеры либерально-демократического движения).

Вопреки ожиданиям колонизаторов, лучшая часть новой интеллигенции встала на защиту интересов родного народа, пройдя через мучительные духовные происки, она выступила против духовного порабощения и возглавила освободительное движение.
Как свидетельствует исторический опыт, в периоды резких социальных перемен всегда отличались значительной активностью, самостоятельными инициативами интеллигенция.
Интеллигенция, обладая обостренными социальными, интеллектуальными и нравственными чувствами поднимает вопросы о положении личности в обществе, об отношении ее к созданию нового общества.
Главная заслуга казахской интеллигенции заключалась в том, что она вовремя разглядела начало этапа всероссийского развития, занялась поисками средств приведения в движение казахского общества, используя для этого социальные и политические свободы, предоставленные первой русской революцией, стремилась вызволить народ из патриархального-родовой отсталости, освободить от царского гнета, указать ему пути знания и прогресса, приобретения государственной независимости.
Несомненно, это был путь трудной борьбы, сложных конфликтов и поисков.
Первая казахская интеллигенция начала XX века считала главным в своей политической деятельности, защиту как национальных, так и общественных ценностей. Она стремилась помочь своему народу в борьбе за независимость и освобождение от колониального рабства, боролась за такие общественные ценности, как право каждого человека и каждого народа за своюличную свободу и свободный доступ к достижения и завоеваниям своей человеческой культуры.
С этой челью казахская интеллигенция, начиная с 1905 года, развивает бурную деятельность степи.
Значительное место в деятельности казахской интеллигенции начала XX века занимали правовые проблемы, поскольку действовавшее царское законодательство грубо нарушало, ущемляло права качевого народа, что вызвало его естественный протест.
Центральное место правовой деятельности лидеров казахской интеллигенции М. Тынышпаева, Ж. Арменова, А. Байтурсынова, М. Дулатова занимал вопрос о землеВ ту пору становятся известными мастера айтыса Кемпирбай, Кулмамбет, Биржан, Сара, Суюнбай и его ученик Джамбул.. Особое место в культуре Казахстана начала ХХ века принадлежит выдающимся поэтам, писателям и общественно-политическим деятелям – Ахмету Байтурсынову, Мыржакыпу Дулатову, Шакариму Кудайбердиеву, Магжану Жумабаеву, Жусупбеку Аймаутову, открывшим новую страницу в истории национальной культуры.
В это же время начинается освоение новых для казахской культуры жанров искусства – драматургии, живописи, театра.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: