8.1. Реформа образования начала XIX в.
Эпоха начала XIX в. обладает непреходящей ценностью в истории российского образования, ведь именно тогда была фактически создана стройная децентрализованная по учебным округам система народного просвещения. Во многих городах России в первую четверть XIX в. возникли университеты, лицеи, гимназии, училища, школы. Именно тогда отечественное образование обрело четкую концепцию и ценностные ориентиры.
По рекомендации Дени Дидро в 1786 г. Екатерина пригласила для внуков Александра и Константина воспитателя швейцарца Фредерика Сезара де Лагарпа. Вопреки традиционной парадигме самодержавного воспитания республиканец Лагарп прививал отрокам идеалы французских мыслителей эпохи Просвещения. Считая желательным и неизбежным установление республиканского строя, учитель читал юным великим князьям классиков: Демосфена, Плутарха, Тацита. Повествуя об античной демократии, он переходил к Декарту, Монтескье и другим властителям дум уходящего столетия. Воспитатель полагал, что убеждения, усвоенные на уровне чувства в отрочестве, невозможно переделать.
Став императором (1801), Александр /(1777—1825) возвестил в Манифесте, что намерен править «по законам и по сердцу бабки нашей», отказавшись от деспотизма, вернуться к просвещенному абсолютизму. Однако именно в начале XIX в. были заложены основы постоянной смены политических курсов, в том числе и в истории образования, от либерального к авторитарному. Эпоху реформ и планов, когда приближенными Александра I стали В.П. Кочубей, П.А. Строганов, Н.Н. Новосильцев, А.А. Чарторыйский и М.М. Сперанский, сменил военный период, длившийся до октября 1815 г. И, наконец, с 1815 по
172 Глава 8. Педагогическая мысль и школа в России в первой половине XIX в.
8.1. Реформа образования начала XIX в.
1825 г. последовал период, когда были оставлены надежды на реформы и властвовал А.А. Аракчеев.
Согласно традиции просвещенного абсолютизма, Лагарп составил в октябре 1801 г. послание, в котором содержались советы учителя молодому царю. По мнению философа, лишь одна потенциальная общественная сила способна стать проводником социокультурных и политических преобразований — просвещенная молодежь. Ученый советовал бывшему ученику основывать университеты, школы, училища, распространять грамотность, чтобы в будущих преобразованиях иметь возможность опереться на просвещенных граждан.
Александр I решил прибегнуть к реформированию государства и общества, чтобы избежать революционного взрыва. Сходство революции и реформы в том, что их способны совершить молодые. Однако если революции совершает обычная молодежь, то реформы может провести лишь просвещенная. Александр последует совету учителя и сумеет значительно продвинуться в своих либеральных начинаниях благодаря развитию системы просвещения. Образование дает реальный шанс для непривилегированных сословий пробиться на более высокий уровень в обществе.
8 сентября 1802 г. взамен петровских коллегий создано восемь министерств, среди них — Министерство народного просвещения, воспитания юношества и распространения наук. В его подчинении находилась система высшей и средней школы, которой еще не существовало. Воспитанник Лагарпа высоко ценил образование, называя главу ведомства народного просвещения важнейшим из министров. Намереваясь построить систему обучения «от азбуки к университету» (приходские и уездные училища — губернские училища — университеты), молодой император мечтал, что через несколько лет в России восторжествует грамотность.
В 1802 г. создан Комитет для рассмотрения уставов высших учебных заведений, в котором «правителем дел» назначили Василия Назарьеви-ча Каразина (1773—1842), одного из энтузиастов российского образования. В 1803 г. учреждается Главное правление училищ Министерства народного просвещения, где Каразин также служил в должности «правителя дел». Ему по праву принадлежит честь называться основным двигателем образовательной реформы начала 1800-х гг. Во всех своих записках Александру I, а затем и Николаю I Каразин выступал последовательным приверженцем активной общественной инициативы в области просвещения. В Комитете им разработан целый ряд проектов: уставы Московского университета, Академии наук, Академии художеств, проект преобразования Виленского университета. Каразин основал особый печатный орган министерства — «Ежемесячные сочинения об успехах народного просвещения».
Согласно «Предварительным правилам народного просвещения» (1803) училища разделяли на: 1) приходские 2) уездные, 3) гимназии или губернские училища (бывшие главные народные училища) и 4) университеты. Приходские подчинены смотрителю уездного училища, смотрители — директорам гимназий, которые подведомственны университетскому правлению. В приходских училищах обучали чтению, письму, арифметике, Закону Божьему, нравоучению, объяснительному чтению книги «Краткое наставление о сельском домоводстве».
В основу Устава учебных заведений, подведомых университетам (1804) был положен проект, составленный В.Н. Каразиным, в дальнейшей разработке академика Н. Фуса. Учебные заведения начала XIX в. отличались светским характером и всесословностью, плата за обучение не взималась. Преобразования системы народного просвещения проводились на началах децентрализации: Российская империя разделялась на шесть учебных округов: Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский, Виленский и Дерптский по числу городов, где уже существовали или планировалось открыть университеты. Важно, что не бюрократия, а университетский совет профессоров становился руководящим научно-методическим центром учебного округа, где все гимназии и училища находились в единой системе народного просвещения.
В 1802 г. открыт Дерптский (немецкий), в 1803 г. — Виленский (польский) университеты, имевшие исторические прототипы — соответственно Академия Густавиана (1632—1710) и Главная школа Литвы (1579). В 1804 г. открыт Казанский, а в 1805 г. — Харьковский университеты. Учительская гимназия в Петербурге в 1804 г. переименована в педагогический институт, который в 1819 г. преобразован в университет.
Устав 1804 г. определял университет как «высшее ученое сословие, для преподавания наук учрежденное», «в нем приуготовляется юношество для вступления в различные звания государственной службы». Впервые в истории российского образования провозглашался республиканский строй университета, основанный на демократических принципах самоуправления, выборности, отчетности и сменяемости руководства университета: ректора, деканов, профессоров. Автономный устав был призван формировать свободную организацию научной, просветительской и учебной жизни высшей школы. Университетский «парламент» — Совет или общее собрание профессоров формировался из ординарных (штатных) и «заслуженных» профессоров. При выборе в Совет «природные россияне», имеющие «нужные знания и качества», должны быть «предпочтены чужестранцам». Автономный университет — это прежде всего сообщество ученых, которые наряду с основным занятием — научной деятельностью вели преподавательскую и просве-
Глава 8. Педагогическая мысль и школа в России в первой половине XIX в.
8.2. Государственная политика в сфере образования во второй четверти XIX в. 175
тительскую деятельность. Коллегиальность, гласность и открытость — важнейшие черты академической атмосферы автономного университета, призванного своим примером показывать обучающимся студентам оптимальность республиканского устройства.
Реформатор М.М. Сперанский разработал указ от 8 августа 1809 г., повелевавший впредь никого не производить в чин коллежского асессора без предъявления свидетельства об окончании одного из русских университетов. Высшее образование становилось условием для производства в высшие чины, ломалось привычное представление о карьере. С помощью «экзамена на чин» реформатор намеревался внести логику в служебную карьеру и прекратить господствующий в бюрократическом корпусе непотизм (кумовство). Этот указ вызвал колоссальную волну протеста чиновничества. Александру Павловичу начинают намекать на ужасную судьбу его отца. Император отправил» Сперанского в отставку и в ссылку.
В 1811 г. в Царском Селе был открыт Лицей — едва ли не самый выдающийся памятник эпохи либеральных начинаний Александра в области образования. Великий выпускник лицея А.С. Пушкин назовет эту пору российской истории «дней Александровых прекрасное начало». Были также открыты Гимназия высших наук князя А.Г. Безбород-ко в Нежине (1805), Высшее училище правоведения (1805), Демидовский лицей в Ярославле (1805), Ришельевский лицей в Одессе (1817). В 1814 г. получили новые уставы духовные школы: духовные академии, семинарии и уездные духовные училища.
Преобразования дали свои плоды: если в 1808 г. в России работало 38 губернских гимназий и 126 уездных училищ, то к концу царствования «благословенного императора» их число соответственно выросло до 50 и 400. Открытие приходских училищ шло невысокими темпами, так как их содержание было «положено на счет местного населения».
Существенные изменения в системе образования были связаны с назначением в 1816 г. на должность министра просвещения князя Александра Николаевича Голицына (1773—1844). В 1803 г. он назначен обер-прокурором Священного синода. Став в 1813 г. президентом вновь созданного Русского библейского общества, Голицын энергично способствовал изданию и распространению Библии среди населения. Общество до начала 1820-х гг. пользовалось покровительством правительства, придворных кругов и высшей иерархии и успешно развивало свою деятельность. Факт перевода Библии на родной язык всегда знаменует важнейший этап духовного развития народа, получающего возможность приобщиться к страницам Священной истории. Опубликованное колоссальным тиражом — более 400 тыс. экз. — Священное
Писание стало стараниями общества распространяться в России. Библию весьма интенсивно внедряли в различные социальные группы. Обучение сюжетам и толкованию библейской истории начиналось не только в духовных, но и в светских школах. Богословие становилось главным и обязательным предметом во всех учебных заведениях.
Для того чтобы подчинить светское просвещение религиозному, в 1817г. министерство объединили с духовным ведомством. Манифест об учреждении «министерства народного просвещения и духовных дел» провозгласил введение в дело обучения религиозных задач, «дабы христианское благочестие было всегда основанием истинного просвещения». В этот период был провозглашен девиз проводимой политики «Вера, ведение, власть». В министерстве утвердилось убеждение, будто нее науки следует заменить чтением Писания. Любое возражение против религиозного образования министр сурово отвергал, ведь именно ему был поручен пост «главного начальника» цензурного ведомства.
В 1824 г. митрополит Серафим подал Александру I записку о необходимости закрыть Библейское общество. Александр посоветовал А.Н. Голицыну отказаться от руководства Библейским обществом и от должности министра духовных дел и народного просвещения. Министерство разделили на составные части. Управление духовными делами Православной церкви было возвращено Синоду, обер-прокурором назначили князя Мещерского.
Министром народного просвещения стал консерватор адмирал А.С. Шишков. В 1824 г. на первом заседании главного правления училищ министр заявил, что образование должно стать национальным, т.е. не заимствованным из Европы. Однако Шишков пошел дальше, утверждая, будто просвещение всего народа принесет больше вреда, чем пользы, ибо следует оберегать юношество от «лжемудрых умствований, ветротленных мечтаний, пухлой гордости и пагубного самолюбия». Осуществляя переход к «национальному стилю», министр выступил жестким сторонником сословности образования. Шишков оставался министром до 1828 г. и был уволен «по преклонности лет и по расстроенному здоровью».
8.2. Государственная политика в сфере образования во второй четверти XIX в.
Император Николай I видел идеальное социальное устройство в армейской казарме, авторитаризм превозносился и навязывался в качестве образца для всего государства и системы народного просвещения
176 Глава 8. Педагогическая мысль и школа в России в первой половине XIX в.
8.2. Государственная политика в сфере образования во второй четверти XIX в. 177
в частности. В.О. Ключевский отмечал, что николаевское правление стало «самой бюрократической эпохой нашей истории». Бесчисленные «высочайше утвержденные» уставы, «учреждения», положения и правила, а также специальные «именные» указы — все это было призвано регулировать общественную и педагогическую деятельность, начиная от училищ до университетов.
Искореняя «вольномыслие» в системе образования, Николай требовал воспитывать в школах и университетах исключительно верноподданнический дух и предотвращать возможные появления революционных стремлений у юношества. Император обнаружил основной недостаток системы: «Обозревая с особым вниманием устройство учебных заведений, в коих российское юношество образуется на службу государству, я с сожалением вижу, что не существует в них должного и необходимого однообразия, на коем должно быть основано как воспитание, так и учение».
Государство активно вмешивалось не только в вопросы управления, но и в содержание образования. В 1826 г. под председательством министра образована особая комиссия, которой поручено ввести «должное и необходимое единообразие» вдело воспитания и учения и «воспретить всякие произвольные преподавания учений по произвольным книгам и тетрадям».
Министерство призвали строго дозировать образование, разрешая «приобретать» его согласно принадлежности учащихся к тому или иному сословию, ибо никто не должен был «иметь знаний» больше, чем разрешалось иметь по званию родителей. Политика в области народного просвещения создавала феномен «принудительного невежества», при котором государственное управление не столько способствовало, сколько искусственно тормозило развитие школ и университетов.
Комитет устройства учебных заведений при министерстве просвещения принял Устав гимназий и училищ, состоящих в ведении университетов (1828). В основу классификации учебных заведений было положено разделение народа на «состояния». Устройство и содержание сельских училищ Устав поручил на средства крестьян и помещиков, а городских — на счет городов. Излишняя регламентация обустройства народного образования существенно затормозила его развитие, народные училища оказались без государственного финансирования. В 1830 г. в ведении Министерства народного просвещения находились 416 уездных и 718 народных училищ. В 1840 г. (не считая Польши) число уездных возросло до 439, народных — до 983. В 1855 г. число уездных училищ осталось прежним (439), а число других народных
училищ составляло 1212. Таким образом, за 26 лет общее число училищ министерства увеличилось во всей империи лишь на 517.
Системообразующий принцип элитарного обучения — классицизм стал орудием в руках министерства, упорно осуществлявшего принцип сословности образования. Классицизм в обучении широко использовался в охранительных целях, весьма далеких от педагогических. Назначенный в 1833 г. министром просвещения Сергей Семенович Уваров (1786—1855) определял «задачу, которую предлежало решить без отлагательства — найти начала, на коих зиждется благоденствие, силы, составляющие отличительный характер России и ей исключительно принадлежащие; собрать в одно целое священные останки ее народности и на них укрепить якорь нашего спасения. Русский, преданный Отечеству, столь же мало согласится на утрату одного из догматов нашего православия, сколь и на похищение одного перла из венца Мономахова. Самодержавие составляет главное условие политического существования России. Наряду с сими двумя национальными началами находится и третье, не менее важное, не менее сильное: народность. Вот те главные начала, которые надлежало включить в систему общественного образования».
В марте 1833 г., извещая попечителей учебных округов о своем вступлении в должность, Уваров повторяет свою «государесообраз-ную» идею: «Общая наша обязанность состоит в том, чтобы народное образование, согласно высочайшим намерениям августейшего монарха, совершалось в соединенном духе православия, самодержавия и народности». Но в этой знаменитой «триединой» формуле под народностью разумелось сохранение незыблемым крепостничества.
Построенная на чиновничьем эпигонстве концепция образования в первое время производила впечатление консервативной и основательной. Главную задачу своего управления Уваров видел в том, чтобы сдерживать наплыв новых идей в Россию, ибо он «хочет продлить ее юность, и что если ему удастся задержать ее развитие лет на 50, то он умрет спокойно». Министр сознательно ограничивал развитие системы народного просвещения, что полностью соответствовало убеждениям государя Николая, считавшего университеты «волчьими гнездами».
Составленный по инициативе Уварова Университетский устав 1835 г. окончательно урезал автономию университета, игнорируя профессорское самоуправление, установил авторитарную власть попечителей учебных округов. Устав вводил бюрократическую Подвластность, всеми способами затрудняя доступ в высшую школу представителям непривилегированных сословий. Подведомственная попечителю должность ректора функционально становилась номинальной, ему по-
12-7206
178 Глава 8. Педагогическая мысль и школа в России в первой половине XIX в.
8.3. Обшественно-педагогическая мысль первой половины XIX в. 179
ручалось управление исключительно учебными вопросами. С вытеснением научно-педагогической едва ли не важнейшей функцией университета становится воспитательно-полицейская.
В целом в борьбе с вольномыслием самовластие скрыто и явно оказывало сопротивление просвещению. Государственный курс реформ образования характеризовали половинчатость и непоследовательность их проведения. Как антитезу образованию правительственные круги внедрили концепцию, по определению М.М. Сперанского, «непросвещающего просвещения», ставшего специфическим выражением тормозящей функции бюрократии в развитии высшего и среднего образования.
Государство как единственный, монопольный и не имевший никаких конкурентов заказчик и основатель обеспечивало развитие и становление системы образования. Оно полноправно пользовалось своим исключительным правом обладателя подвластной ему системы и своей политикой содействовало реализации сугубо прагматических целей и задач в масштабах страны. Правительство создавало высшую школу для решения прагматической конкретной задачи подготовки государственных служащих, тем самым игнорировались научные и просветительские цели университетов. Академический дух критики, свободы мысли в университетах оказался, по сути, несовместим с военно-бюрократическими позициями самодержавия, что обусловило изначально двусмысленное состояние высшей школы.
Утверждая, что «стремление к однообразию характеризует государственную школьную политику вообще», педагог и психолог П.Ф. Каптерев отметил основную методологическую погрешность государственного подхода, ибо «однообразие есть начало формальное и внешнее, а потому и недостаточное». При этом полного и безраздельного господства государства не сложилось, ибо частное и церковное образование сосуществовало с традиционным неинституированным домашним обучением, составлявшим главную особенность многовековой эволюции российского образования.
Педагогическое образование. Университетский устав 1835 г. поставил перед педагогическими институтами задачу «образовать учителей для гимназий и уездных училищ». Воссозданный в 1828 г. Главный педагогический институт как закрытое учебное заведение со строгим режимом был организован для подготовки педагогов всех ведомств и имел 6-летний курс обучения: предварительный — 2 года, высших наук (с отделениями: наук философских и юридических, физических и математических, исторических и словесных) — 3 года и курс педагогики — 1 год. Около 100 студентов принималось на казенный кошт. Еще в 1817 г. при
институте был открыт так называемый «второй разряд» — четырехлетнее отделение для подготовки учителей уездных и приходских училищ, который в 1819 г. был преобразован в учительский институт.
Институт оказался не в состоянии подготовить в достаточном количестве «образцовых педагогов», а насаждаемый классицизм для «возвышения и укрепления душевных сил юношей» был бессилен победить «одичалую разнузданность дворянских недорослей, наполнявших губернские гимназии».
В Главном педагогическом институте проходили подготовку преподаватели гимназий и профессора высшей школы. Из среды воспитанников этого института вышло немало крупных ученых и общественных деятелей, в том числе К.И. Арсеньев, Д.И. Менделеев, Н.А. Добролюбов, Н.А. Вышнеградский, ВТ. Благовещенский, Д.И. Миллер, Н.А. Серно-Соловьевич и многие другие.
В 1829 г. в институте обучалось 96 студентов, в 1846-м — 170, в 1859-м — 60. Всего с 1829 по 1859 г. институт подготовил 43 преподавателя высшей школы, 377 учителей средней школы и 261 учителя начальной школы. Выпускники получали звание «преподавателя гимназий» и должны были прослужить в гимназиях не менее 8 лет. В 1859 г. институт был закрыт. Для подготовки педагогов в 1860 г. при университетах были учреждены педагогические курсы.
8.3. Общественно-педагогическая мысль первой половины XIX в.
Полемика славянофилов и западников по вопросам воспитания. Внутренняя причина раскола интеллигенции на две враждебные группы — славянофилов и западников — заключалась не в социальных, национальных и политических разногласиях. Западники отличались реалистическим мировоззрением, тогда как славянофилы обладали мистическим православным жизнечувствием.
Славянофилы — мощное направление русской общественной мысли середины XIX в., утверждавшее особый путь исторического развития России, отличный от европейского. В стан славянофилов входили А.С. Хомяков, И.В. и П.В. Киреевские, КС. и И.С. Аксаковы, Ю.Ф. Самарин, А.И. Кошелев, князь Черкасский и др. Согласно учению славянофилов, «начало европейской образованности, развившееся во всей истории Запада, в наше время оказывается уже неудовлетворительным для высших требований просвещения».
По Ивану Васильевичу Киреевскому (1806—1856), в основе европейской цивилизации лежит пронизанная рационализмом римская куль-
12*
180 Глава 8. Педагогическая мысль и школа в России в первой половине XIX в.
8.3. Обществен но-педагогическая мысль первой половины XIX в. 181
тура, проявляющая не общественный дух, но «дух личной отделенно-сти». При этом на Русь просвещение проникло из первоисточника, из самого центра просвещения — Царьграда, Сирии и Святой горы, оно влияло на «все понятия нравственные, общежительные и юридические», на «все классы и ступени общества». В единой и цельной внутри себя России восточная образованность пустила глубокие корни. Однако уже 150 лет прошло с тех пор, как «монастыри наши перестали быть центрами просвещения» и вся мыслящая часть народа «своим воспитанием и своими понятиями значительно уклонилась от прежнего быта, изгладив даже и память о нем из сердца своего». Русский быт, созданный по понятиям прежней образованности и проникнутый ими, еще уцелел почти неизмененно в народе: «он уцелел — хотя живет в них уже почти бессознательно, уже в одном обычном предании, уже не связанный господством образующей мысли».
Задача русской интеллигенции — дать народной мысли эту недостающую ей связность и сознательность и «на этом только основании, не на каком ином» создать «науку на самобытных началах», «искусство, на самородном корне расцветающее». С этими идеями славянофилы впервые выступили в «Москвитянине» в 1845 г. Центральными в их творчестве становятся духовные поиски и размышления о месте России среди народов.
Алексей Степанович Хомяков (1804— 1860) определил сущность дискуссии: «Что лучше, старая или новая Россия? Много ли поступило чуждых стихий в ее теперешнюю организацию? Много ли она утратила своих коренных начал и таковы ли были эти начала, чтобы нам о них сожалеть и стараться их воскресить?» Проникновение чуждых стихий было возможно с помощью западного образования. Принципиальное различие между Западом и Россией коренится в вере, это первый тезис их жизнечувствия. Рационализм западных церквей приводит к кризису веры, но православие сохранило верность христианским идеалам.
Хомяков настойчиво указывал на то, что «восстановление наших частных умственных сил зависит вполне от живого соединения со стародавней и все-таки нам современной русской жизнью, и это соединение возможно только посредством искренней любви». Данное соединение с родной почвой могло произойти в рамках особо устроенной системы образования. По мысли славянофилов, людям, получившим западное образование, следовало вернуться к родной почве.
Западники. К ним относят либеральных мыслителей, таких, как Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, П.Я. Чаадаев, Б.Н. Чичерин, и более радикальных: В.Г. Белинский, А.И. Герцен и Н.П. Огарев. Либералы
верили в единство России и Европы и утверждали, что задача России к том, чтобы изжить азиатчину крепостного права и самодержавия и, примкнув к Западу, открыть для себя путь свободы и прогресса.
Идейный лидер московских западников Тимофей Николаевич Грановский (1813—1855) — профессор всеобщей истории, великолепный оратор, прекрасный педагог, прославивший знаменитыми лекциями Московский университет. Богатый аллюзиями, его курс по европейской медиевистике оказывал мощное воздействие на просвещенную молодежь. «Влияние Грановского на университет и на все молодое поколение было огромно и пережило его», — отметил А.И. Герцен. К.С. Аксаков писал: «Он воспитывал своих слушателей; он поднимал их над обыденной жизнью в высшие сферы духа; он будил в них благородные движения и чувства; он образовывал и устремлял их силы...»
Историк, правовед и публицист К.Д. Кавелин в работе «Мысли и заметки о русской истории» (1866) писал: «Личность, осознающая сама по себе свое бесконечное, безусловное достоинство, есть необходимое условие всякого духовного развития народа». Становление «начала личности», в том числе и в процессе образования, должно, по его мнению, привести к подлинному сближению России с Западом.
Демократическая педагогика. В 1840-е гг. в образовании происходит смена парадигм: появляется новая, демократическая аксиология педагогики.
Выдающийся основатель русской литературной критики, публицист Виссарион Григорьевич Белинский прожил короткую, но яркую жизнь (1811 — 1848). От собственного деда, слывшего праведником, попа Никифора, ему передалась неистовая вера подвижника, правдоискателя. Иванов-Разумник называл Белинского «отцом русской интеллигенции». В 1832 г. казеннокоштного студента В.Г. Белинского исключили из Московского университета по надуманному основанию, якобы из-за «слабого здоровья и ограниченности способностей». На самом деле «дурное направление» мыслей Белинский выразил в трагедии «Дмитрий Калинин», обличавшей произвол крепостников.
Многочисленные статьи этого выдающегося критика способствовали раскрытию гениальности Пушкина — основателя русской литературы. С 1839 г. Белинский сотрудничает в петербургском журнале «Отечественные записки». Он называет идею либерализма в высшей степени разумной и христианской, направленной на обеспечение прав и свобод личности, на становление попранного человеческого достоинства. Белинский верил, что распространение народного про-
182 Глава 8. Педагогическая мысль и школа в России в первой половине XIX в.
8.3. Обшественно-педагогическая мысль первой половины XIX в. 183
свещения — важнейший фактор социального прогресса. В письме к Н.В. Гоголю он с присущей ему страстностью выступил против крепостнического деспотизма: «Россия видит свое спасение не в мистицизме, не в аскетизме, не в пиэтизме, а в успехах цивилизации, просвещения, гуманности». Коренные преобразования в стране должны произойти «на основе разума и справедливости».
Теория народности просвещения, воспитания, созданная великим критиком Белинским, противостояла уваровской «официальной народности» и славянофильского обожания русской старины. Патриот В.Г. Белинский писал: «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству». Выступая против теории биологической обусловленности человеческой личности, он утверждал решающие возможности воспитания человека: «Создает человека природа, но развивает и образует его общество». Процесс обучения и воспитания должен обеспечить равные возможности для всех сословий, что позволит развить их индивидуальные способности. Отмечая значимость самостоятельной личности ребенка, Белинский полагал, что социальное равенство создаст возможность правильного воспитания человека. Воспитателям следует не столько подавлять недостатки учащихся, сколько открывать и развивать их способности.
Отказавшись от казенного верноподданнического сословного воспитания, Белинский разработал цель гуманистической педагогики: «...должно видеть в дитяти не чиновника, не поэта, не ремесленника, но человека, который мог бы впоследствии быть тем или другим, не переставая быть человеком». Демократическая педагогика формирует человеческую личность, отказавшись от сословных, национальных и имущественных интересов: «Главная задача человека во всякой сфере деятельности, на всякой ступени в лестнице общественной иерархии быть человеком».
Призывая ценить «высокость человеческого звания», Белинский указывал, что нужно эмоционально воздействовать на детей: «Чувство предшествует знанию, кто не почувствовал нравственности, тот не понял ее». Ребенка следует «не учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонностям и манерам», делать это отнюдь не методом дидактических наставлений. Критикуя серьезное отставание содержания школьного образования от развития науки, явно опережая время, Белинский считал необходимым формировать у учащихся научное мировоззрение. «После семи лет должно начаться систематическое образование дитяти, которое не может быть частным, специальным или исключительным». Школа должна формировать мировоззрение и сознательные убеждения учащегося.
Противоборствуя господствующему в гимназиях ложному классицизму, создатель идеи народности воспитания Белинский предлагал изучать не Античность, а русскую словесность как главный предмет в школе. Изучение с детских лет произведений великой отечественной литературы, шедевров Пушкина и Гоголя, способно формировать подлинный русский патриотизм. Гуманитарные учебные дисциплины воспитывают и «очеловечивают» школьников.
Выдающийся деятель русской общественной мысли, социалист, публицист и писатель Александр Иванович Герцен (1812—1870) внес заметный вклад в демократическую педагогику XIX в. Герцен мечтал о переходе России к социализму через крестьянскую общину.
События 14 декабря 1825 г. самым существенным образом повлияли на молодого Герцена: «Я чувствовал, что я не с той стороны, с которой картечь и победы, тюрьмы и цепи». В 1828 г. на Воробьевых горах Герцен и Огарев дали клятву отдать всю жизнь борьбе с несправедливостью и на служение свободе. Герцен вспоминал студенческие годы: «Жизнь в университете оставила у нас память одного продолжительного пира идей, пира науки и мечтания, иногда бурного, иногда мрачного, разгульного, но никогда порочного».
Вначале 1830-х гг. 11 студентов составили кружок во главе с А. И. Герценом и Н.П. Огаревым. Интересуясь общественно-политическими вопросами, юноши изучали сочинения французских писателей-социалистов, в частности Сен-Симона, и развивали свое миросозерцание в направлении позитивизма и социализма. В 1834 г. Герцен, Огарев и еще несколько членов кружка были арестованы по «Делу о лицах, певших в Москве пасквильные песни». Герцена сослали в Пермь, потом — в Вятку, а затем, по ходатайству В.А. Жуковского, перевели во Владимир.
Изучение трудов Гегеля привело ссыльного не к «примирению», которое исповедовал Белинский. Для Герцена «гегельянство» — «алгебра революции». Когда Белинский откажется от своих первоначальных толкований, они на всю жизнь станут союзниками с Герценом.
Герцен утверждал, что основным злом России является крепостное право и самодержавие. Он сам так определил сущность своей деятельности: «Господствующая ось, около которой шла наша жизнь, — это наше отношение к русскому народу, вера в него, любовь к нему, желание деятельно участвовать в его судьбах».
Называя николаевский режим «тридцатилетним гонением на школы и университеты», Герцен обличал уваровское министерство, тормозившее развитие народного просвещения. Воспитывая верноподданных, власти отучали их от всех людских чувств. Готовые «мысли, суждения... прививаются, как оспа», учащимся, которым уготовано лишь покорное
184 Глава 8. Педагогическая мысль и школа в России в первой половине XIX в.
Темы рефератов
копирование дозволенных образцов. Герцен выступал против подчинения системы народного просвещения задачам укрепления самодержавия. Писатель-гуманист сурово порицал методы воспитания: в казенной школе «за нарушение дисциплины... малолетних наказывали так, как не наказывают в других странах закоренелых преступников».
В 1847 г. Герцен прибыл в Париж, однако французский «мещанский» быт вызвал у него глубокое разочарование. Герцен отрицал не только традиционную дворянскую, но и относительно новую систему воспитания, сложившуюся Европе. Его не могла удовлетворить узкая буржуазная аксиология образования будущих предпринимателей и коммерсантов, ибо такая школа фиксирует социальную несправедливость. Герцен вскрыл противоречия системы образования, построенной на неравенстве, при котором высшим классам дозволено высшее образование, средним — среднее, а низшим — низшее, что тормозит социокультурное развитие.
Герцен полемизировал с построенной на принципе изолированности от общества системы воспитания Ж.Ж. Руссо: «Как будто воспитание не есть привитие родовой жизни одному лицу». Он предостерегал от романтического гуманизма в воспитании, ибо деспотическая реальность способна погубить и отвергнуть молодое поколение, получившее абстрактное, оторванное от жизни образование. Воспитанные на прогрессивных идеалах в условиях педагогической «оранжереи», неприспособленные к испытаниям юноши не выдерживают столкновения с подлинным миром. Их уделом становится пассивное примирение с обстоятельствами жизни, ибо борьбе за воплощение своих убеждений они не обучены.
Герцен по достоинству оценил педагогические эксперименты Р. Оуэна, сделав выбор в пользу социалистических идеалов воспитания. Протестуя против тезиса, будто человек — «пассивный результат обстоятельств и воспитания», Герцен не разделяет положения, что нового строя — социализма можно достичь образовательным путем.
Главной задачей воспитания демократический публицист считал воспитание свободной личности, способной противостоять деспотизму и преобразовать общественное устройство на принципах социальной справедливости. Свободную личность нельзя формировать в условиях догматизма школы, вещающей «готовые истины», только самостоятельные занятия способствуют развитию независимых суждений учащихся. В условиях, когда насилие над детьми считалось не только нормой, но даже поощрялось казенной педагогикой, Герцен призывал уважать в ребенке человека, не подавлять, а развивать его личность.
В «Опыте бесед с молодыми людьми» и «Разговорах с детьми» Герцен выступает в роли популяризатора, разъясняя молодым читателям естественно-научный подход к происхождению вселенной. Центральное место в литературном наследии принадлежит мемуарам «Былое и думы» (1852—1868).
Будучи студентом этико-политического отделения Московского университета, Петр Григорьевич Редкий (1808—1891) вместе с группой студентов в 1828 г. был командирован для подготовки к профессорской деятельности в Дерпт, затем в Берлин, где слушал лекции Гегеля. Под влиянием великого мыслителя Редкий блистательно читал лекции по философии права и государства в Московском университете. Возглавив в 1863 г. кафедру энциклопедии права в Петербургском университете, до той поры последовательный гегельянец стал позитивистом. В 1873—1876 гг. он занимал должность ректора университета.
Профессор обладал особым влиянием на студенческую молодежь, последовательно выступая за автономию университета и свободу научной деятельности. Редкий властно подчинял внимание слушателей своим лекциям, активно сопрягая науку с современными проблемами. Ученый интересовался педагогическими проблемами, издавая с 1843 г. «Библиотеку для воспитания», где печатались его статьи по вопросам воспитания.
Контрольные вопросы и задания
1. Перечислите и проанализируйте причины, ход и результаты первых этапов создания системы народного просвещения в начале XIX в.
2. Какие факторы способствовали проведению реформы образования в начале XIX в.?
3. Какие научно-организационные принципы заложены в основание автономного университета?
4. В чем социокультурный смысл и исторические результаты внедрения концепции «сословности образования» по А.С. Шишкову и С.С. Уварову?
5. Какую роль сыграли политические, социальные, культурные факторы в развитии образования в условиях авторитарности во второй трети XIX в.?
Темы рефератов
1. Реформа образования в начале XIX в.
2. Царскосельский лицей — развитие и становление концепции.
3. Автономия и авторитаризм в образовании.
4. Управление системой народного образования и самоуправление.
186 _____ Глава 8. Педагогическая мысль и школа в России в первой половине XIX в.
5. Педагогические особенности развития системы образования в первой половине XIX в.
6. Педагогические взгляды В.Г. Белинского.
7. Историософская проблема самоидентификации у славянофилов и западников.
8. Педагогические взгляды А.И. Герцена.
Литература
Антология педагогической мысли: в 3 т.: М., 1988—1989.
Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. / сост. П.А.Лебедев. М., 1987.
Блинов, В. И. Развитие теории и практики образования в России XVIII— XX века под влиянием изменений ценностных ориентации, представлений об идеале человека и целях его воспитания. М., 2001.
Богуславский, М. В. Педагогическая наука // Россия. М., 2004.
Егоров, С. Ф. История педагогики в России: хрестоматия. М., 1999.
История педагогики. С середины XVII в. до середины XX века. М., 1998.
Князев, Е. А. Генезис высшего педагогического образования в России XVIII-XIXbb. М.,2001.
Князев, Е. А. Российская история XVII—XIX вв. М., 2006.
Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII — первая половина XIX в. / под ред. М.Ф. Шабаевой. М., 1973.
Паначин, Ф. Г. Педагогическое образование в России. М., 1978.