ТЕМА 1. КРИЗИСЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ: СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Понятие и сущность кризиса
1.2 Классификация кризисов
1.3 Распознавание кризисов
Основные понятия: кризис, социально-экономическая система, функционирование, развитие, жизнеспособность, распознавание кризиса, признаки кризиса, факторы кризиса, причины кризиса, симптомы кризиса, последствия кризиса
В современной литературе еще не установилось общепризнанного представления о кризисах в развитии социально-экономической системы. Бытовала точка зрения, что кризисы являются характерной чертой капиталистического способа производства и должны отсутствовать при социалистическом. В прошлом существовали даже такие теоретические положения, что при социализме нет кризисов, есть только «трудности роста». Многие годы в нашей стране само это понятие было, скорее, идеологическим, нежели реальным фактором разработки экономической политики развития производства.
Некоторые авторы полагают, что понятие «кризис» относится лишь к процессам макроэкономического развития, а в масштабах фирмы или предприятия, например, существуют только более или менее острые проблемы, вызванные ошибками или непрофессионализмом управления.
Такие представления узки и односторонни и могут иметь негативные последствия в управлении системой, так как здесь не учитываются все факторы.
Кризис (в переводе с греческого krisis – поворотный пункт, исход) означает резкий, крутой перелом, тяжелое переходное состояние. Также может означать «выход, решение конфликта (например, военного)».[1]
Впоследствии понятие кризиса было расширено:
в 17-18 столетиях оно стало применяться в отношении к процессам, происходящим в обществе – например, военные, политические кризисы (конфликты);
в 19 веке этот термин, точнее, его значение перешло и в экономику. «Классическое» экономическое понятие кризиса, сформировавшееся в то время, означает не желаемую и драматическую фазу в капиталистической экономической системе, характеризующейся колебаниями и негативными явлениями, помехами[2].
Впоследствии понятие «кризис» было расширено, оно применяется ко «всякому резкому переходу, ко всем переменам, воспринимаемым как нарушение непрерывности, существующей тенденции»[3].
К.Ф. Херман называет кризисом неожиданную и непредвиденную ситуацию, угрожающую приоритетным целям развития, при ограниченном времени для принятия решений. Это резкий перелом в деятельности, последствия (параметры) которого можно измерить: сокращение объёма продаж, падение курса акций, социальные конфликты и т.д.[4].
Понятие «кризис» очень тесно связано и с понятием «риск», которое в той или иной мере влияет на методологию разработки любого управленческого решения. Если исключить из него ожидание кризиса, то пропадет острота восприятия риска, а кризисные ситуации и вполне обычные ошибки в управлении могут стать неожиданными и от этого еще более тяжелыми.
На проблему кризиса можно взглянуть и с другой стороны. Понятие кризиса очень тесно связано с понятием социально-экономической системы. Социально-экономическая система в любом своем виде и любой форме, будь то общественная формация, фирма или предприятие, имеет две тенденции своего существования (жизнеспособности): функционирование и развитие.
Функционирование – это комплекс действий, направленных на поддержание и сохранение уже имеющихся функций, определяющих целостность, качественную определённость и главные сущностные характеристики системы. Для обеспечения функционирования система стремится к стабилизации происходящих в ней процессов[5].
Развитие – это комплекс действий, направленных на приобретение новых и устранение отживших качеств в условиях изменяющейся среды. Для обеспечения развития необходимо проведение изменений процессов в системе[6].
Указанные направления взаимосвязаны друг с другом и носят диалектический характер, что и отражает возможность и закономерность наступления и разрешения кризисов (см. рис. 1.1).