Методические рекомендации. Переход от раннего средневековья к развитому ознаменовал­ся повсеместным ростом городов

Переход от раннего средневековья к развитому ознаменовал­ся повсеместным ростом городов. Их появление было одним из важнейших показателей исторического прогресса, достигнутого западноевропейским обществом. Поэтому важно выяснить усло­вия, благодаря которым возникновение городов стало не толь­ко возможным, но и неизбежным. Для этого необходимо рас­смотреть процессы, которые происходили в феодальном помес­тье и породили глубокие сдвиги в экономической и социальной жизни и результатом которых стало рождение средневекового го­рода.

Вопрос о происхождении и сущности средневекового города — один из дискуссионных в исторической литературе. Был ли город феодальным по своей природе, соединял в себе феодаль­ные и нефеодальные черты или был качественно новым явле­нием? Рекомендованная литература призвана помочь разобрать­ся в этом непростом вопросе.

Города росли на землях, принадлежавших светским и церков­ным феодалам, и городские сеньоры рассматривали горожан как зависимых людей. Необходимо выявить, какими методами сень­ор города эксплуатировал его жителей, что представлял собой сеньориальный режим, какие сферы городской жизни он зах­ватывал особенно ощутимо. Это поможет определить причины и цели коммунального движения, развернувшегося в городах Западной Европы в конце XI—XIII вв., его формы, ход и резуль­таты. Особый вопрос — историческое значение коммунального движения.

Почти все опубликованные источники — законодательные. Это городские хартии вольностей, т.е. грамоты, в которых за­фиксированы определенные достижения горожан в ходе комму­нального движения. Записанные чаще всего от имени феодала и как бы по его милости, они в действительности отражали со­циально-экономические и политические требования горожан, на­правленные против наиболее тяжких и обременительных форм сеньориальной эксплуатации. Особенный интерес представляют хартии немецких городов, прежде всего — Страсбурга. Древней­шее, или Первое, городское право Страсбурга по традиции да­тируют 1189 г., однако некоторые историки считают, что оно появилось раньше, в 60—70-е гг. XII в. Полный текст содер­жит 118 статей (Второе городское право Страсбурга записано в 1214 г. и заметно отличается от Первого). Анализ каждой из на­званных хартий и сопоставление грамот с изменениями и допол­нениями позволяют определить реальное соотношение сил в борьбе горожан с сеньорами на протяжении многих десятилетий, т.е. какие привилегии оставались за сеньором и каких прав до­бивались горожане.

Опубликованные источники позволяют выявить общие чер­ты, свойственные хартиям английских, французских, немецких городов, и различия между ними. Это обстоятельство нуждает­ся в объяснении.

Особый интерес представляют нарративные источники, преж­де всего, автобиография знаменитого французского хрониста XII в. Гвиберта Ножанского (1053—1124). В приведенном фраг­менте очень ярко изложена история образования коммуны во французском городе Лане в начале XII в. и борьба горожан с сеньором, епископом Годри. Следует пояснить, как этот пред­ставитель духовенства (он был аббатом монастыря в Ножане) оценивает действия горожан, и, вместе с тем, какими предстают в его описании сеньориальная власть и фигура самого еписко­па. При внимательном чтении и анализе этого источника мож­но найти ответы на многие вопросы: о причинах коммунально­го движения, его целях, формах борьбы горожан против сень­ора, позиции короля.

Своеобразным дополнением к отрывку из автобиографии Гвиберта Ножанского служит грамота короля Людовика VI Толсто­го (1108—1137), утвердившего коммунальную хартию 1129 г., подписанную преемником епископа Годри во избежание нового восстания ланских горожан. Стоит обратить внимание на то,
употребляется ли слово «коммуна» в королевской грамоте или оно заменено другим обозначением. Обширный материал хартий позволяет подробно проанали­зировать результаты коммунального движения — и в каждомотдельно взятом городе, и в целом в городах Западной Европы XII—XIII в. Следует выяснить, одинаковой ли оказалась степень освобождения горожан от сеньориальной власти в разных горо­дах, и если — нет, то чего в первую очередь стремились добиться горожане в ходе борьбы против сеньоров.

Коммунальный строй достиг своего полного развития в го­родах Далмации. Наибольший интерес среди ник представляет Дубровник — единственный из далматинских городов, в кото­ром коммунальные формы управления эволюционировали в рес­публиканские. Изложенные в практикуме главы из Статута Дуб­ровника 1272 г. и «Описания Дубровника» — сочинения Филип­па де Диверсией, итальянского гуманиста, приглашенного дуб-ровницким Сенатом в Дубровник в 30-е гг. XV в. в качестве учителя и ректора светской школы для детей и юношества, по­зволяют в общих чертах составить представление о политико-ад­министративной структуре, более подробно ознакомиться с су­допроизводством, видами суда в Дубровнике во второй полови­не XIII — первой половине XV в.

Статут Дубровника 1272 г. дается в двух вариантах: В и С. Вариант В отражает положение власти в городе в период господ­ства Венеции над Дубровником (1205—1358 гг.) В варианте С фиксируются изменения, уточнения в системе управления Дуб­ровника после освобождения его из-под власти республики св. Марка. Это предоставляет возможность выявить основные тен­денции развития главных городских органов управления Дубров­ника указанного времени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: