Методические рекомендации. XV—XVII вв. в Италии — это период расцвета и упадка культуры Возрождения

XV—XVII вв. в Италии — это период расцвета и упадка культуры Возрождения. Представление об итальянском Возрож­дении как эпохе, знаменующей начало Нового времени, было впервые отчетливо сформулировано в знаменитом труде швей­царского историка Я. Буркхардта "Культура Италии в эпоху Возрождения" (1860). В основе концепции Буркхардта лежа­ли идеи резкого разрыва ренессансной культуры со средневе­ковой, зарождения в ней индивидуалистического сознания, пробуждения интереса к материальному миру и природе, от­крытия античного культурного наследия. На протяжении мно­гих десятилетий эта концепция доминировала в историографии, в том числе и марксистской, особо подчеркивавшей револю­ционный и прогрессивный характер эпохи. В настоящее вре­мя едва ли не все основные положения труда Буркхардта оспа­риваются историками самых разных направлений. Тем не ме­нее "Возрождение" остается широко употребимым термином для обозначения культурных перемен, произошедших в Европе XV — начала XVII вв.

Главным идейным течением, определившим эти культурные перемены, был итальянский гуманизм, который обычно харак­теризуют следующими основными чертами: 1) особым внима­нием к человеку и различным проявлениям его природы; 2) ве­рой в то, что различные философские и богословские систе­мы и учения заключают в себе единую универсальную истину; 3) признанием достоинства человека и самоценности его зем­ной жизни; 4) стремлением возродить ранее утраченную муд­рость древних. Гуманизм способствовал разрыву с религиозной ортодоксией, развитию критического мышления и увереннос­ти в возможностях человеческого разума.

В настоящей теме представлены источники, позволяющие рассмотреть основной круг вопросов по культуре итальянского Возрождения, в том числе: итальянский гуманизм и гуманисты; обращенность к античному культурному наследию как одна из важнейших черт гуманистического мировоззрения; человек в со­чинениях итальянских гуманистов; ренессансный индивидуализм; политика в гуманистической мысли Италии; педагогические идеи итальянского Возрождения; интерес к научному знанию.

Жизнеописание "Сократа ренессансной Флоренции" Никколо Никколи (1364—1437), составленное флорентийцем Веспасиано да Бистиччи (1421—1498), рисует яркую картину об­раза жизни и повседневной деятельности итальянского гуманиста XV в., одержимого идеей подражания древним (документ 1). Этот портрет, в котором нашли олицетворение культурные ус­тремления и идеалы эпохи, представляет собой ценнейший ис­точник по истории итальянского Возрождения. Он дает воз­можность проследить особенности гуманистического отношения к античности, представления гуманистов об идеале благочести­вой жизни, о мирской добродетельности и др. (/"Речь о достоинстве человека" Джованни Пико делла Мирандола (1463—1494) — одно из самых знаменитых сочинений итальянских гуманистов (документ 2). Написанная как вступи­тельное слово к "900 тезисам по философии, каббалистике, богословию", которое Пико собирался защищать на диспуте в 1487 г., она развивает две главные идеи: особого положения человека в мироздании, дающего ему свободу самоопределения, и исходного единства всех великих философских и религиозных учений. Антропология Пико, обосновывавшая достоинство и свободу человека как творца собственного "Я", оказала огром­ное влияние на гуманистическую мысль ренессансной Италии^

Книга Бальдассаре Кастильоне (1478—1529) "О Придвор­ном", развивающая идеи гуманистической антропологии XV в., также пользовалась большой популярностью у современников (документ 3). Главная задача сочинения, заимствованная у ан­тичных авторов (Платона, Ксенофонта, Цицерона), писавших об идеальных Государстве, Государе и Ораторе, состояла в том, чтобы "вылепить словами совершенного Придворного". По Кастильоне, однако, совершенство человека достигается не приобщением его к каким-то надличным нормам, как это счи­тала античная традиция. В рассуждениях о "Грации" он заяв­ляет, что Придворный сам должен выбирать образцы для под­ражания и таким образом явиться самостоятельным создателем собственного "Я".

Богатый материал об основных принципах гуманистической педагогики содержится в трактате "О воспитании детей" (1450) поэта-гуманиста Энеа Сильвио Пикколомини (1405—1464), из­бранного в 1458 г. римским папой Пием II (документ 4). Ос­нову содержания трактата составляют рассуждения о природных задатках человека и роли учителя в обучении и воспитании ре­бенка. Пикколомини подробно останавливается также на различных сторонах процесса воспитания (телесного, интеллекту­ального, нравственного), опираясь в своих рекомендациях на античные авторитеты.

В данном разделе также приводится фрагмент знаменитого сочинения Никколо Макиавелли (1469—1527) "Государь" (до­кумент 5), дающий возможность составить представление об основных вопросах политической теории великого флорентий­ца. "Рецепты" Макиавелли по укреплению государственной власти на протяжении столетий вызывали споры и в историо­графии, и в широком общественном мнении, породив поня­тие "макиавеллизм" — синоним моральной беспринципности в политике. Приводимый отрывок из сочинения гуманиста мо­жет стать предметом дискуссии на семинарском занятии. При анализе текста сочинения следует учитывать конкретные исто­рические обстоятельства, в которых оно появилось.

Новое отношение к науке и опытному знанию в Италии эпо­хи Возрождения представлено отрывками из сочинений трех ав­торов: Леонардо да Винчи (1452—1519), Джордано Бруно (1548— 1600) и Галилее Галилея (1564—1642) — документы 6, 7, 8.

Личность Леонардо да Винчи, величайшего художника эпо­хи, поражает своей разносторонностью. Помимо знаменитых произведений искусства он оставил также труды по механике, аэродинамике, фортификации, философии. Леонардо — уче­ный и гуманист, будучи убежден в безграничных возможнос­тях человека, считал, что опыт является началом всякого зна­ния, что механика — важнейшая из всех наук, и что законы математики применимы к познанию всего окружающего мира. Ниже приводится два фрагмента из его "Записных книжек", которые позволяют проследить новое ренессансное отношение к науке и к возможностям человеческого разума в целом.

Итальянский философ-пантеист, астроном и математик Джордано Бруно, погибший на костре инквизиции, известен прежде всего своими теориями бесконечной вселенной и мно­жественности миров. Фрагмент одного из его главных сочине­ний, диалога "О бесконечности, вселенной и мирах", позво­ляет составить представление о ключевых идеях и характере ар­гументации ученого.

"Отречение" итальянского математика, физика и астронома


Галилео Галилея, впервые доказавшего с использованием теле­скопа, что Земля вращается вокруг Солнца, представляет собой яркое свидетельство той борьбы, в которой утверждалось новое научное знание в условиях контрреформационной Европы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: