Структурное определение личности

Нам необходимо иметь структурное определение личности по следующим резонам. Во-первых, всякий объект профессиональной работы (исследования, обследования или преобразования) становится доступным профессионалу лишь в том случае, если он знает, к какого рода психической реальности необходимо при этом обращаться. В нашем случае – это мотивационная сфера, в которую входят мотивы, ценности, смысловые установки и т.п. Во-вторых, нам необходимо понимать, благодаря чему происходит мотивационный выбор в тех множественных случаях, когда он происходит вне контроля сознания. Предположительно, это обеспечивается наличием неких психических структур (устойчивых, фиксированных последовательностей процессов), опора на которые позволяет производить выбор по сокращенным схемам.

Наиболее удачной версией определения является формулировка, предложенная А.Н. Леонтьевым. Согласно его представлениям, личность есть иерархия мотивов. Слово «иерархия» означает взаимную соподчиненность: некто вышестоящий подчиняет себе нижестоящего, а нижестоящий принимает решение или действует на основе решений или установок вышестоящего. Когда речь идет об иерархии мотивов, то это означает, что для каждого конкретного случая, сравнивая пару мотивов, можно установить, какой мотив из них является старше, а какой младше. Для данного случая это ведет к тому, что из данных двух мотивов человек отдаст предпочтение старшему мотиву.

На нижних уровнях мотивационной иерархии обнаруживаются ситуативные мотивы – те, сила которых сильно зависит от особенностей наличной ситуации. Выбор между такими мотивами – это, как правило, выбор с минимальным личностным вкладом. Такого рода выбор по механизму напоминает полевое поведение, характерное для детей. Там, где человек в своих выборах склонен следовать требованиям ситуации, мы предполагаем у него наличие уплощенной структуры личности, в которой редуцированы или ослаблены мотивы более высокого уровня. Проявляется это в полевом поведении, в незрелых поступках, в затруднениях придерживаться тех или иных ценностей, в непоследовательности выборов, неготовности выполнять свои обещания и т.п.

И наоборот, преодолеть давление ситуации (физических, а в особенности социальных условий) означает проявить себя как личность. Сила личности в значительной степени выражается в способности совладать с обстоятельствами, подчинить их своей воле, использовать для достижения своих целей.

В отдельных случаях, однако, бывает, что человек совершает выбор, внешне как бы заданный ситуацией, но внутренне это вполне взвешенное и ответственное решение. Порой даже согласиться с ситуацией, отказаться быть личностью – это тоже в некотором смысле личностная работа. Если человек согласился с ситуацией, это тоже может быть поступок, даже с личностным ростом, если человек сознательно преодолел свои привычки.

Но в общем случае мы считаем, что следование требованиям ситуации (пришлось, уступил) выявляет личностную незрелость. И наоборот, если человек нашел такую ценность (т.е. мотив более высокого порядка), ради которой он готов что-то потерять, не поддавшись данной ситуации, то это по настоящему личностный выбор, как правило, свидетельствующий о личностной зрелости.

На высшем уровне мотивационной иерархии находятся ценности, которые действуют постоянно, ориентируя человека в его поступках. «Иерархическая структура мотивационной сферы в наиболее совершенной форме предполагает усвоение определенных моральных ценностей как доминирующих мотивов поведения. Во имя этих ценностей человек способен преодолевать свои непосредственные побуждения, что определяет волевой характер его личности. … Именно в этих случаях можно говорить о высоко развитой и гармонической структуре мотивационной сферы человека и о высоком уровне и гармонической структуре его личности» [ Божович 1995, с. 68 ].

Ценности – это утверждения о том, какого рода модель поведения в рамках определенной культуры или общества принимается за образец. Ценности поддерживаются в качестве важных ориентиров социальной жизни, транслируются всем новым членам данного общества, во многом навязываются в процессе их социализации. Будучи принятыми человеком, ценности (уже как ценностные ориентации) составляют важнейшие элементы структуры личности, закрепленные жизненным опытом человека, всей совокупностью его переживаний. Они позволяют различать значимое, существенное для него и незначимое, несущественное. Вместе взятые, сложившиеся и устоявшиеся ценности образуют внутренние опоры, обеспечивающие устойчивость личности, преемственность индивидуального типа поведения и деятельности. Устойчивое сочетание ценностей и основных потребностей человека определяют направленность его личности.

В терминах обсуждаемого определения (личность как иерархия мотивов) можно говорить о разных типах личности: уплощенной (ценности ориентированы на мотивы приземленные и повседневные) или возвышенной (ценности относятся к разряду духовных). Можно говорить также о многовершинной личности (разнонаправленной) или одновершинной (ярко выраженная личностная направленность, доходящая порой до узости интересов, «зацикленности»). В этих же терминах можно говорить о целостной или дезинтегрированной (расщепленной на слабо между собой связанные фрагменты) личности.

Откуда берется соподчинение мотивов между собой? Возникает оно как результат поступков – выбором между альтернативными мотивами. Когда человек совершает выбор, то получивший предпочтение мотив сдвигается в иерархии на более высокое место, место «старшего». Таким образом, человек своими поступками создает свою иерархию, задает соподчиненность между мотивами – строит себя как личность!

Данная зависимость открывает широкие возможности использования в практике воспитания. Очень важно давать ребенку опыт совершенствования своей способности совершать поступки – тогда он сможет точнее иерархизировать свои мотивы. Если мы ему будем просто говорить ему «это важнее, а вот это – не важно для тебя», «выбирай это, но этого не выбирай», мы его как личность не сформируем. Ребенок сам должен совершать свои поступки! Это примерно так же, как если кормить ребенка через зонд, а потом удивляться, что он все никак не начинает есть самостоятельно. Следовательно, лучшее воспитание – это не назидание, а организация таких ситуаций, в которых ребенок сможет совершить свой выбор. Несколько раз, выполненный в одном и том же направлении, выбор постепенно создает личностную структуру.

Может случиться, что сделанный человеком (ребенком) выбор другими людьми может быть оценен негативно – тогда мы говорим о проступке (это поступок, имеющий негативные последствия для окружающих). Опыт совершения проступков постепенно сформирует такую иерархию мотивов (особенно в части ценностей), которая определяет по сути преступную личность. Мы говорим не о преступнике, а о преступной личности, о том, как она выстроена, на какие ценности данный человек ориентируется.

Такой человек еще не совершил ни одного преступления, он не ответственный перед государством, но по способу мышления, по своим предпочтениям он уже преступник. Судить за это нельзя, но психологически он уже готов. Когда в автобусах поют песни шансон, когда зековская романтика проповедуется на каждом шагу, это способствует формированию соответствующих ценностей, создает предпосылки для будущих преступлений.

Теперь понятно, почему важно помочь ребенку совершать поступки? Потому что мы сможем принять участие в процессе совершения выбора. На момент, когда ребенок сомневается, мы еще способны повлиять на него, показать ему перспективу того или иного выбора.

Видите, определение личности, которое было сформулировано как научное, работает и в практическом ключе. Управлять выбором мы в состоянии в момент, когда человек еще сомневается. Мы показываем ребенку или подростку характер ответственности, которую он может взять на себя в том или ином случае. Так можно вместе с ним оценить возможные перспективы, чтобы он мог сравнить их, взвесить приобретения и цену достижения, и тем самым повлиять на его выбор. «Повлиять» означает не только (порой не столько) предопределить исход выбора, а означает сделать его взвешенным, ответственным, способствуя личностному росту. С одной стороны, мы бы хотели склонить его к тому, чтобы он совершил поступок, согласующийся с нашими представлениями, с другой стороны, нам важно поддержать в нем личностный потенциал. Поэтому важно отследить процесс принятия решения в той, сравнительно простой ситуации, в которой ребенок находится в данный момент. Для общества ситуации это сравнительно безопасные, а ошибки ребенка будут иметь негативные последствия в большей степени для него, а не для семьи или общества. Ребенку необходимо научиться чувственно отвечать за свои ошибки, научиться достойно «держать удар». Только так будет сформирована способность принимать взвешенные и ответственные решения. Пока – в более простых ситуациях, на более легких (по силам ребенка) проблемах. Если он выбирает несколько раз выбирает в одном и том же направлении, я как родитель знаю, что и в более сложной ситуации он вероятно поступит правильно. Как родителя меня радует, что эта вероятность для меня благоприятна, и я уверен за своего ребенка. Конечно, вероятен и иной исход, но для меня главное – заложить добротную основу. Вот тогда мы можем сказать, что это зрелая личность и эта личность с хорошими (просоциальными) ценностями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: