На пороге личностной зрелости: перспективы и возможности самоопределения

Период жизни, когда происходит переход от юношества к собственно взрослости, представляет собой огромный разветвленный жизненный перекресток дорог, среди которых человеку предстоит отобрать те, что составят его жизненный путь. Субъективное переживание характеризуется предчувствием безразмерных перспектив – не безграничных, а именно не имеющих еще ясных измерений. Кажется, что жизни еще много впереди (правда, неясно, сколько именно), что выбирать свой путь можно несколько раз (и каждый раз как будто заново), что многое еще успеется (что-то обязательно важное, каким-то удачным образом), что сил на многое вполне еще хватит (правда, не вполне ясно, каких сил и на что именно). Такая воодушевляющая размытость будущего обеспечивает в целом оптимистические ожидания, но одновременно не способствует мобилизации усилий на то, чтобы ясно представить свое будущее и наметить пути его осуществления. В межличностных отношениях период профессионального обучения и становления характеризуется особенным романтизмом, поскольку все друзья и знакомые сверстники еще воспринимаются обладающими равными возможностями. Равными в том смысле, что еще нет возможности определить, кому что удастся, когда кажется, что почти любой может оказаться почти кем угодно.

Поскольку личность отдельных людей как массовое явление пока еще остается сравнительно молодым фактом культуры, в обществе еще не набрала силы идея о том, что в начале самостоятельного жизненного пути каждому молодому человеку и каждой девушке следует заняться планированием своей жизни. Общественное мнение во многом еще сориентировано на краткосрочное планирование: на вопросы «кем станешь?» и «чем намерен заниматься?» чаще всего принято отвечать без уточнения зачем осуществляется тот или иной выбор, и что ожидается дальше. Начинающий жизнь человек порой даже не догадывается, что у жизненного пути есть свой словарь, свои правила, своя смысловая траектория.

Это потом, когда-нибудь через 10-20 лет у него или у нее в речи появятся наполненные индивидуальным смыслом выражения «мой путь», «свое дело», «чужая жизнь», «дело жизни», «достойно прожить» или «как все», «все могло быть по-другому» и «если бы знать раньше». А пока личностную позицию можно определить как беспутность, т.е. состояние перед дальней дорогой без ясной цели и без карты. (Ориентированный на молодежь рекламный слоган гласит: «Нас невозможно сбить с пути: нам все равно куда идти»).

Что касается способа движения по жизни, то он тоже весьма показателен в отношении личностной зрелости. Возможно, это будет активное управление своей жизнью с использованием всевозможных средств «передвижения» по ней («конвейер» социальных институтов, политическое движение, карьерные возможности и т.п.) или за счет только собственных сил. А возможно, мы услышим пассивные «повезло», «за компанию», «пришлось», «так случилось», «по долгу службы» и т.д.

Немаловажно также, кто оказался в помощниках или кто оказал влияние на жизнь человека: школьный учитель, случайно встреченный Учитель жизни, друзья. А может, учителями станут социальные или жизненные ситуации, события в стране или в семье, или же прочитанные книги.

Готовности к тому, чтобы осмысленно строить свою жизнь, похоже, систематически обучить невозможно, для этого требуется наличие душевной открытости в нужный момент, готовность принять урок. Так, стандартная психологическая подготовка студентов – будущих профессиональных психологов сама по себе не очень готовит к самостоятельной жизни. Опыт составления планов профессионального становления студентами-психологами выпускного курса, открывает грустную картину. Подавляющее большинство студентов очень упрощенно представляют себе возможные направления своей жизни в целом и профессионального развития в частности. Еще слабее осознаются необходимые для этого ресурсы: время, финансы, знания, навыки, усилия, мотивация и т.п. Очень часто выдвигаются амбициозные цели (что порой сильно напоминает подростковые мечтания), при этом с трудом даются ответы на вопросы «ради чего?», «что для этого потребуется?», «каким образом цель может быть достигнута?» и т.п. Показательно, что студенты менеджерских и юридических специальностей выглядят в данном направлении более зрелыми. Создается впечатление, что многие будущие психологи беспомощно барахтаются в попытках самостоятельно преодолеть свои внутриличностные затруднения, не решаясь на то, к чему будут призывать затем своих клиентов и заказчиков – обратиться за профессиональной помощью. Уважаемые студенты-психологи! Есть острая необходимость в том, чтобы вовремя повзрослеть, иначе вы не сможете продуктивно работать со своими более зрелыми клиентами и заказчиками.

Разумеется, взросление, это отнюдь не одно только физическое созревание, не только выход за пределы детского возраста. Это обязательное приобретение компетенций, характеризующих социальную позицию взрослого человека, который добровольно и сознательно соблюдает принятые в обществе правила, который как личность готов воспроизводить и развивать принятую им культуру. Процесс, в ходе которого происходит приобретение свойств зрелой личности, собственно, и есть личностное созревание, а применительно к позиции отдельного человека – личностное становление уже как взрослого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: