Прикладные и теоретические возможности понятия «личностный рост»

Понятие личностного роста уже кратко обсуждалось в п. 4.1, поэтому читателю есть смысл еще раз ознакомиться с указанным разделом. Правда, ясного определения личностного роста там предложено не было, теперь же мы готовы это сделать. Личностный рост – это специфическая душевная (смысловая) работа человека по изменению самого себя в направлении более полной самореализации (продуктивного выхода за пределы самого себя). Необходимость использования данного понятия диктуется следующими соображениями.

1. Авторство и субъектный характер личностного роста. Понятие «личностный рост» удобно для обозначения тех аспектов развития, которые отражают индивидуальные выборы (поступки) человека в отношении самого себя как личности, как самостоятельного субъекта социальных отношений. Так удается продуктивно отличить самостоятельную активность человека по самоизменению от направленного на него воздействия (формирования), в котором активность данного человека выражена заметно меньше. А самое главное то, что так мы обозначаем распределение ответственности: за процесс и результаты формирования человек делит ответственность с инициатором и автором формирующего воздействия, тогда как за личностный рост человек полностью отвечает сам. В этом плане личностный рост означает повышение способности человека брать на себя груз социальной (в частности, межличностной) ответственности.

2. Направленность личностного развития. С помощью понятия личностного роста удается корректно поставить вопрос о направлении происходящих с человеком изменений. То, к чему «тянется» человек, к чему он «растет», во многом определяет его личностную направленность. Кратко говоря, личностный рост в большой степени связан с просоциальным развитием, но еще больше – с усилением способности конструктивно согласовывать собственные интересы с интересами общества в целом и его членов. Вместе с тем, есть необходимость детальнее понять, в каком направлении человек «тянется» в своем росте, куда этот рост направлен. Если мы знаем, к чему его личностный рост устремлен, мы в состоянии понять, какого рода судьбу он себе выбирает.

Естественно было бы предположить, что «солнце», по направлению к которому личностно «растет» человек, представляет собой требования или ожидания общества по отношению к нему. Другими словами, ориентирами для личностного роста в таком случае можно было бы принять моральные предписания. Действительно, есть немало свидетельств в пользу того, что влияние социальной среды с ее ценностными ориентациями задает ориентиры личностного роста и для погруженных в нее людей. Правда, это привело бы нас к отождествлению личностного роста и морального становления. В идеале так было бы желательно, но в действительности обнаруживается немало людей, которых можно характеризовать как личностно зрелых, но которые одновременно ориентируются на порицаемые обществом ценности. Следовательно, не просоциальные ценности сами по себе определяют личностную зрелость.

Другое предположение ставит во главу угла глубокие сущностные характеристики людей. Исходя из него, личностным развитием человека управляет некая внутренняя инстанция, содержащая в себе предписания относительно того, каким данному человеку надлежит быть. Личностный рост, соответственно, направлен на приведение в соответствие актуальных характеристик человека тем, что содержатся в предписании. Впечатление того, что это именно так, порой возникает в практической работе. Наши пользователи (чаще клиенты, но и заказчики тоже) проявляют удивительную настойчивость и изобретательность в том, чтобы сохранить свои представления о себе самом, поддержать свой образ Я в неизменном виде. Например, клиент жалуется на то, что ему не удается наладить отношения с начальством, которое, как ему представляется, всегда несправедливо к нему, не ценит его возможности и достоинства и т.п. Во многих случаях удается решить подобную проблему в результате анализа тех допущений, на основе которых клиент строит свои отношения с начальниками, под руководством которых ему доводится работать. Например, что все начальники думают в первую очередь о себе, а не о подчиненных, что хороших начальников не бывает, что главная стратегия всех начальников состоит в том, чтобы сделать подчиненного виноватым («я начальник – ты дурак…») и т.п. Но ряде случаев становится ясно, что одним анализом и изменением убеждений обойтись не удастся, поскольку клиент руководствуется специфическим образом Я, который остается для него неотрефлексированным: «Я ни на что неспособный, я – недотепа». Более того, и в отношениях с консультантом он ведет себя таким образом, чтобы у психолога сложилось о нем впечатление как о недотепе. Кажется, клиент где-то глубоко внутри рад, что его встречи с психологом проходят безрезультатно. Этому феномену необходимо дать теоретическое объяснение, иначе консультант будет растерянно взирать не подобные случаи, не зная путей решения подобных затруднений.

Вместе с тем, мы не можем безоговорочно согласиться с тем, что человек личностно растет лишь по подсказке неких своих сущностных устремлений. В таком случае мы рискуем лишить человека принципиальной возможности управлять своим развитием, управлять своим становлением, поскольку задача его личностного развития свелась бы к разгадыванию внутреннего кода (энграммы, матрицы, шифра) и исполнению выявленных предписаний.

Приемлемым для нас ответом будет понимание того, каким образом сам человек задает себя ориентиры для личностного роста, каким образом эти ориентиры оказывают влияние на выборы человека. Инструментом создания ориентиров и направления движения к ним выступает Я-концепция.

3. Индикатор конструктивных личностных изменений. Важную роль понятие личностного роста играет в контексте задач консультативной практики, получающей все более широкое распространение в нашей стране. Так вот, одна из особенностей консультативной работы состоит в том, что мы редко имеем возможность непосредственно (т.е. в жизненном контексте клиента) увидеть результаты своей работы. Откуда же мы черпаем уверенность в том, что работа произведена правильно? Критерием успешности (своего рода компасом) выступает направление, в котором изменяется клиент. Если это изменение происходит с личностным ростом, то какое именно жизненное решение он примет, для нас уже не имеет решающего значения, поскольку главную работу мы с ним вместе уже выполнили – расширили способность (ресурсную готовность) самостоятельно решать свои жизненные задачи. Но чтобы понять, изменения происходят с личностным ростом или нет, необходимо определиться с критериями личностного роста – переменными, которые операционализируют понятие личностного роста до уровня, когда им можно пользоваться в практической работе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: