Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

B6.Культура Беларуси во второй половине 19 в




Школьная реформа 1864 г. демократизировала и расширила сферу начального и среднего образования. Однако ее результаты были в Беларуси менее значительны, чем в центральных губерниях России. После подавления восстания 1863 г. были закрыты Гори - Горецкий земледельческий институт, Молодечненская, Новогрудская, Свислочская гимназии, а также все школы на польском языке. В Беларуси действовали специальные «Временные правила для народных школ», разработанные Н. Муравьевым и утвержденные царем в мае 1864 г. Согласно им начальные школы отдавались под контроль православного духовенства, чиновников и полиции. Закон божий, духовное пение, церковнославянский язык, русская грамматика и арифметика - этим ограничивался круг изучавшихся в них предметов. С позиций идеологии самодержавия, православия и народности изучалась история родного края.

На содержание школ отпускались мизерные средства. Развитие школ шло медленно, с большим трудом. В 1868 г. в Беларуси насчитывалось 1391 учебное заведение, в том числе 1249 начальных школ. Одна школа приходилась на 8 - 12 деревень. Не хватало учителей. В качестве учителей часто работали священники, псаломщики, писари. Чтобы исправить положение в Молодечно, Несвиже, Полоцке и Свислочи были открыты учительские семинарии. Но проблемы это не решало, так как в год все семинарии выпускали всего около ста человек. В 1884 г. было издано положение о церковноприходских школах, в соответствии с которым начальные народные школы, учрежденные реформой 1864 г, закрывались. Их место занимали церковноприходские школы, находившиеся в ведении Синода и управлявшиеся местным духовенством.

Медленно развивалось и среднее образование. В 1868 г. в Беларуси было восемнадцать средних учебных заведений: шесть мужских и четыре женских гимназии, две прогимназии, четыре духовные семинарии, кадетский корпус в Полоцке и Земледельческое училище. Всего в средних учебных заведениях обучалось 3265 человек. Существовавшая система образования не обеспечивала необходимого общеобразовательного уровня. В 1897 г. грамотным было только 25,7% всех жителей Беларуси.

Под особым контролем находилась печать. В 1869 г. в Вильно была учреждена внутренняя и внешняя цензура. Официальная правительственная печать была представлена газетами «Губернские ведомости» и «Епархиальные ведомости», «Виленский вестник» и журналом «Вестник Западной России». В 1886 г. в Беларуси появилась первая независимая газета «Минский листок», которая с 1902г. выходила под названием «Северо-Западный край». В ней печатались материалы по фольклору, этнографии, истории Беларуси М. Довнар-Запольского, Н. Янчука, А. Богдановича и др., стихи поэтов Я. Лучины, К. Каганца и др. За четверть века после восстания 1863 г. в легальной печати не появилось ни одного белорусского художественного произведения. На белорусском языке был издан ряд произведений за рубежом. В 1881 г. в Женеве была напечатана брошюра «Про богатство и бедность». В 1892 г. в Тильзите вышла брошюра «Дядька Антон, или Беседа обо всем, что болит, а почему болит - не знаем». В 1903 г. в Лондоне увидели свет три брошюры: «Беседа о том, куда мужицкие деньги идут», «Кто правдивый приятель бедного народа», «Как сделать, чтобы стало хорошо на свете». Все они адресовались белорусскому крестьянину и убеждали его в антинародном характере самодержавия, призывали к борьбе.




Новое оживление в развитии белорусской литературы началось в конце 80-х гг. с приходом в нее писателей-демократов - Ф. Богушевича (1840 - 1900 гг.), Я. Лучины (1851 - 1897 гг.), А. Гуриновича (1869 - 1894 гг.), А. Обуховича (1840 - 1898 гг.) и др. Основными темами их произведений были: защита интересов деревенской бедноты, право белорусского народа на самостоятельное историческое и культурное развитие, защита белорусского языка. Ф. Богушевич был первым национальным белорусским поэтом. В условиях царизма он не мог печатать свои произведения в России. Поэтому первый сборник стихотворений «Дудка белорусская» он напечатал в 1891 г. в Кракове, второй сборник - «Смык белорусский» - в 1894 г. в Познани. Только через шесть лет после смерти Я. Лучины кружок белорусских студентов в Петербурге издал его сборник «Вязынка» (1903 г.). Литературные произведения А. Гуриновича были также изданы после его смерти.



Во второй половине XIX в. более реалистичным, приближенным к народу стало изобразительное искусство. В белорусской живописи на первый план выходит исторический жанр. Виднейшим его представителем был К. Альхимович (1840 - 1916 гг.). Им были созданы полотна «Похороны Гедымина», «Смерть Глинского в тюрьме», «Смерть в изгнании». Мастером бытового жанра Н. Селивановичем (1830 - 1918 гг.) были написаны картины «Дети во дворе», «В школу», «Старый пастух». Он принимал участие в создании мозаического панно «Тайная вечеря» для Исаакиевского собора в Петербурге. Получили известность картины пейзажиста А. Горовского «Вечер в Минской губернии», «На родине», «Река Березина» и др. Портретную живопись представляли художники Б. Русецкий, А. Ромер, Р. Слизень и др.

На развитие белорусской культуры большое влияние оказало театральное искусство русского, украинского и польского народов. В городах Беларуси гастролировали известные мастера русской сцены М. Савина, В. Давыдов, А. Южин и др., исполнители - певцы Л.Собинов, Ф. Шаляпин, пианисты и композиторы С. Рахманинов, Л. Скрябин и др. В 1890г. в Минске был открыт постоянный профессиональный театр, а также «Общество любителей изящных искусств». Большое значение приобрела деятельность музыкальных обществ. Они устраивали публичные концерты и музыкальные вечера, лекции о жизни и творчестве известных композиторов и исполнителей, открывали музыкальные учебные заведения и библиотеки.

Во второй половине XIX в. произошли заметные изменения в архитектуре Беларуси. С ростом городов шло их благоустройство, строительство водопроводов, устанавливалось электроосвещение. В центральных частях городов появились новые площади и бульвары, возводились кирпичные многоэтажные дома. Однако основная масса гражданских зданий характеризовалась одноэтажными деревянными постройками. До конца XIX в. в белорусском зодчестве господствовал эклектизм готики, барокко, классицизма и псевдорусского стиля. Обычно банки и учебные заведения оформлялись под классицизм, театры - под барокко, костелы - в стиле неоготики, православные церкви - в псевдовизантийском или псевдорусском стилях. Таковы основные направления развития белорусской культуры во второй половине XIX в.

Таким образом, период вхождения Беларуси в состав Российской империи характеризуется качественными изменениями в политической и социально -экономической сферах жизни белорусского народа, дальнейшим становлением его духовного, этнически-национального самосознания, созреванием необходимых предпосылок для собственной национальной государственности..


47.Общественно-политическое движение во второй половине XIX в-начале XX вв. Подавление восстания 1863, развернувшиеся затем репрессии по отношению к его участникам, фактическое запрещение бел печати надолго задержали развитие национального движения. Оно оживилось вновь только в конце 70-х годов, когда в борьбу вступило новое, народническое поколение. Во главе его оказались разночинцы-народники, сторонники теории крестьянского социализма, разработанного Герценом и Н. Чернышевским. Народничество Беларуси идейно и организационно явилось частью общероссийского движения. Известными представителями этого движения были уроженцы Беларуси М. Судзиловский, А. Бонч-Осмоловский, будущий цареубийца И. Гриневицкий и др. В 1874 - 1884 гг. землячества и нелегальные группы бел студентов существовали во многих высших учебных заведениях России. Члены этих организаций часто были руководителями народнических кружков в Минске, Могилеве, Гродно, Пинске, Слуцке и др городах. Идейно и организационно они были связаны с «Землей и волей», созданной в Петербурге в 1876 г. После ее раскола в 1879 г. большинство бел кружков поддержало сторонников «Черного передела». Лидер его Г. Плеханов дважды посещал Беларусь. В Минске в 1881 были изданы 3 номера газеты «Черный передел» и газета для рабочих «Зерно». После распада «Черного передела» в 1882 г. бел народники перешли на позиции «Народной воли». «Народовольцы» пытались объединиться в единую региональную Северо-Западную организацию «Народной воли», но в конце 1882 г. аресты привели к ее распаду. В начале 80-х гг. центром бел народников был Петербург. Бел землячество при Петербургском университете в 1881г. обратилось с призывом «К бел молодежи», «Письмо про Беларусь», «К бел интеллигенции», «Послание к землякам-белорусам». В нач 1884 г. с инициативой объединения в единую организацию всех народнических кружков выступила группа «Гомон», кот руководили А. Марченко и Х. Ратнер. Были изданы 2 номера газеты «Гомон», кот пропагандировала идеи областной автономии Беларуси в федеративной республиканской России. «Гомоновцы» впервые заявили о существовании бел нации, отстаивали ее права на национальную самостоятельность. Однако создать единую организацию в Беларуси гомоновцы не смогли, что объясняется репрессиями властей и кризисом народничества, кот сходило с исторической арены и уступало дорогу марксизму.

В последующие годы народничество приобретало либеральный характер. Отказавшись от революционной борьбы с правительством, либеральные народники сконцентрировали внимание на укреплении крестьянского землевладения, надеясь задержать процесс обезземеливания крестьян. Они предлагали укрепить общинное землепользование, дать крестьянам льготные кредиты, развивать крестьянские промыслы и т.д.

Развитие капитализма привело к формированию значительных кадров рабочего класса Беларуси. В силу наличия здесь множества мелких предприятий положение рабочего класса Беларуси было более тяжелым, чем в России. 13 - 14-часовой рабочий день, низкая зарплата, штрафы, отсутствие страхового и пенсионного обеспечения толкало рабочих к разным формам борьбы. Вначале это было бегство, а в 70-е гг. основной формой социального протеста становиться стачка. В 70-х - первой половине 80-х состоялось 23 забастовки. Принятое в 80 - 90-х гг. законодательство об ограничении использования детского и женского труда, размеров штрафа, продолжительности рабочего дня, введение фабричной инспекции существенно не повлияло на положение рабочих Беларуси, ибо его сфера была ограничена лишь частью промышленных предприятий.

В 80-е годы стали создаваться кружки среди рабочих, где изучались произведения К. Маркса и Ф. Энгельса. Первый кружок был создан в Минске студентом Э. Абрамовичем. Летом 1885 г. в марксистских кружках занималось 130 рабочих. Качественно новый этап в распространении марксизма связан с возникновением группы «Освобождение труда», возникшей в 1883 г. в Женеве. Рабочее движение Беларуси сливается с общероссийским социал-демократическим движением. Членами группы были уроженцы Беларуси Гецев, Гуринович, Левков, Трусов и др. На активизацию социал-демократического движения в Беларуси оказал влияние созданный в 1895 г. в Петербурге «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Его членами были уроженцы Беларуси: Лепешинский, Левашкевич, Максимов и др. В сентябре 1895 г. в Вильно для переговоров с местными социал-демократами приезжал В.И. Ленин. Во второй половине 90-х гг. социал-демократические организации действовали в Минске, Гомеле, Витебске, Сморгони, Ошмянах, Брест-Литовске, Гродно, Пинске. Члены социал-демократических организацией проводили политическую агитацию среди рабочих, распространяли листовки и революционную литру, руководили стачечной борьбой рабочих. Активизация революционного движения, количественный рост социал-демократических организаций делали насущным создание единой всероссийской организации. В марте 1898 г. в Минске состоялся I съезд социал-демократических организаций России, и было провозглашено создание Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП). В рабочем и социал-демократическом движении Беларуси в конце 90-х гг. появились свои специфические черты: стремление еврейских, литовских и польских социал-демократов создавать рабочие организации по национальному признаку. Были созданы социал-демократические организации Королевства Польского (в 1900 г. социал-демократия Королевства Польского и Литвы), «Всеобщий еврейский союз в Литве, Польше, России» (Бунд).


49. Беларусь в годы первой мировой войны.Война была вызвана обострением противоречий между круп­нейшими европейскими государствами. На этом континенте сло­жились два противоборствующих блока: Тройственный союз (Гер­мания, Австро-Венгрия и Италия) и Тройственное согласие — Ан­танта (Англия, Россия и Франция), которые соперничали за расши­рение сфер влияния, колонии, источники сырья и рынки сбыта то­варов. Непосредственным инициатором военных действий выступил Тройственный союз. Война началась 19июля(1 августа) 1914 г., в нее было вовлечено 38 стран с населением 1,5 млрд. человек. Первые дни войны для России прошли без особых потрясений, так как Германия свой главный удар нанесла по Бельгии и Фран­ции. По требованию союзников Россия вынуждена была ранее оп­ределенного срока начать активные военные действия, чтобы ока­зать помощь Франции. Русские армии начали вторжение в Восточ­ную Пруссию, провели успешную операцию по овладению Гали­цией, являвшейся составной частью Австро-Венгрии. Восточнопрусская операция для России окончилась катастрофой, в Галиции также не удалось достичь поставленных целей. Эти неудачи объяс­няются слабой подготовленностью России к войне: нехваткой тех­ники, вооружения, боеприпасов, амуниции, некомпетентностью высшего командного состава.

Германия изменила свои стратегические планы и решила в 1915г. нанести решающий удар по России, что ей в какой-то степе­ни удалось осуществить. К августу 1915г. немецкие войска вплот­ную подошли к территории Беларуси и начали ее оккупацию. В сентябре-октябре в результате неудачных для России сражений (сре­ди них выделяется Свенцянский прорыв, создавший непосредственную угрозу захвата Минска) значительная часть Беларуси была ок­купирована. Контрнаступление русских войск отбросило немец­кие войска в район озер Свирь и Нарочь, а образовавшийся прорыв был закрыт. Германско-русский фронт стабилизировался по линии Двинск-Поставы-Сморгонь-Барановичи-Пинск. Немцы захватили почти половину территории Беларуси, и такое положение сохраня­лось до начала 1918г., так как наступательные операции русских в марте, июне—июле 1916г. в районах озера Нарочь и Барановичей оказались неудачными. Население сильно пострадало от военных действий. Жестоко-педантичный немецкий контроль пронизал все сферы жизни на ок­купированных территориях. Начались санкционированные и несан­кционированные реквизиции, денежные и продовольственные кон­трибуции. Была введена четко функционирующая система налогов, штрафов, принудительных работ. Из края вывозились материаль­ные ценности: продукты, скот, лес, промышленное оборудование. Любая попытка сопротивления беспощадно каралась, вплоть до смертной казни. У германских властей существовала программа ко­лонизации и германизации Беларуси.Белорусское население выполняло государственные и военные повинности: ремонтировало и строило дороги и мосты, возводило оборонительные сооружения, привлекалось к уборке урожая. В этих крайне тяжелых условиях ни крестьяне, ни рабочие не могли прибегнуть к адекватным мерам по обороне своих прав. Уже отмечалось, что территория Беларуси находилась на военном поло­жении, при котором любые попытки протеста беспощадно и быстро карались. Здесь были сосредоточены огромные воинские силы, ко­торые до поры были верной опорой царскому режиму. Немного­численные стачки носили экономический характер и были локаль­ными выступлениями. На низком уровне находилось и крестьянс­кое движение, которое отразило реалии военного времени: кресть­яне отказывались выполнять военные повинности, уклонялись от принудительных работ, оказывали сопротивление реквизициям. Милитаристский угар народных масс быстро прошел, антиво­енные настроения охватили новые слои населения и территории. Они проникли и в армию, где солдаты воочию видели ужасы ис­требления миллионов людей, убеждались в бездарности и продаж­ности значительной части офицерского и генеральского корпусов. Массовый характер приобрело дезертирство: к марту 1917 г. с Запад­ного фронта дезертировало более 13 тыс. солдат. Уже в 1915 г. отме­чены солдатские волнения (по агентурным сведениям в первый год войны до 50% солдат высказали недовольство существующими по­рядками), в дальнейшем количество недовольных возросло. Отмеча­лись случаи отказа от выполнения приказа идти в наступление, бра­тания с немецкими солдатами. В октябре 1916г. вспыхнуло восстание солдат и матросов на распределительном пункте в Гомеле, в котором приняло участие несколько тысяч человек. Восставшие применили оружие против карателей. Выступления недовольных жестоко кара­лись, в полную силу работали военно-полевые суды, для которых были обычными смертные приговоры. 3.03.1918-брестский мирный договор.

Таким образом, первая мировая война обострила все противоречия в стране, привела к острому экономическому и политическому кризису. Революция стала неизбежной.






Дата добавления: 2015-05-23; просмотров: 1139; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9435 - | 7324 - или читать все...

Читайте также:

 

3.95.131.208 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.