Анализ современного состояния преподавания истории в общеобразовательных учреждениях РФ указывает на необходимость приведения его в соответствие с потребностями страны в начале ХХI в.
В наше время интеллектуальный потенциал общества стал определяющим фактором его поступательного развития, а образование — одним из гарантов прогресса и национальной безопасности государства. Особое место в процессе обучения и воспитания занимает история. Как наука она универсальна, поскольку объектом ее изучения является всё многообразие событий, явлений, фактов, закономерностей, тенденций, имевших место в жизни человечества. История формирует личность школьника, готовит его жить в меняющимся мире с учетом предшествующего опыта, воспитывает патриота своего Отечества и гражданина.
Историческое образование на современном этапе характеризуется следующими чертами:
— приоритетностью изучения отечественной истории;
— изучением ее в контексте мирового развития;
— преемственностью между уровнями исторического образования в рамках становления системы непрерывного образования;
|
|
— углублением содержания читаемых исторических курсов и расширением объемов учебного времени;
— повышением воспитательной роли исторического образования.
Преподавание истории в российской школе в ХХ в. свидетельствует о том, что в периоды радикальных социальных преобразований наблюдалась устойчивая тенденция к отрицанию предшествующего исторического опыта. Это вело в некоторых случаях к отказу от изучения истории, замене ее другими дисциплинами. Общественная практика убедительно показывала несостоятельность такого подхода.
Реформирование средней школы в России в 1990-е гг. привело к определенным позитивным результатам: появилась большая творческая свобода педагога, возможность выбора образовательных программ, форм обучения, учебных пособий. Однако в целом ситуация вызывает тревогу. Декларированная приоритетность образовательной сферы обернулась ее глубочайшим кризисом. Происходит процесс фактической утраты гражданами права на равный доступ к образованию, нарушается единое образовательное пространство на территории Российской Федерации.
Деидеологизация школьного гуманитарного образования на практике стала означать его декоммунизацию, отказ от марксистско-ленинской методологии. Образовавшийся после крушение вульгаризированной марксистской парадигмы вакуум пытаются заменить цивилизационными, культурологическими, социологическими, стадиальными и другими подходами, каждый из которых акцентирует внимание лишь на отдельных сторонах исторического процесса. Часто смена методологических подходов приводит к простой смене знаков в оценке прошлого.
|
|
Вариативность программ и учебников обернулась отсутствием единых критериев, определяющих подходы при разработке учебных программ, учебно-методических комплексов и даже программ вступительных экзаменов в вузы, а введение концентрической системы в существующем виде привело к нарушению сбалансированных многолетним опытом межпредметных связей, преемственности между самими концентрами, равно как и между средней и высшей школой.
Всё это объективно ведет не только к снижению уровня исторической подготовки выпускников общеобразовательных учреждений, но и препятствует формированию высоких гражданских и патриотических качеств личности. С учетом вышесказанного, обновление общеобразовательной школы становится насущной необходимостью. Переход к 12-летнему школьному образованию позволит решить проблему повышения уровня гуманитарной подготовки учащихся с учетом выработки единых подходов в решении проблем преподавания истории, наиболее адекватно отражающих объективные потребности общества.