double arrow

Заметка

Заметка - краткая запись о чем-либо, краткое сообщение в печати.

«Он мечтал о научной работе в условиях мирной жизни, как это видно из оставшихся после него заметок, записанных неразборчивым, мелким почерком на листках записных книжек» (Конашевич «О себе и своем деле»).

«В обеденное время, сидя в трактире, он прочитал в газете заметку о дерзком убийстве менялы» (М. Горький «Трое»).

Заметка - самый распространенный в газете жанр. Прежде чем напи­сать очерк, статью, зарисовку, следует несколько дней собирать факты столько же пойдет на обдумывание и работу над материалом.

Заметку можно написать быстро. Повод для этого - отдельный факт или событие. Его можно схватить, как говорится, на лету. Но заметку не напишешь «просто так», без труда и умения. У нее тоже есть свои законы, свои особенности, и их следует знать.

Заметка происходит от слова заметить, выделить. Обычно она не со­держит сопоставления и разбора фактов, выяснения взаимодействия между ними. По литературной форме и содержанию заметки имеют много раз­новидностей.

1. Информационная заметка осведомляет читателя о событиях, фактах, представляющих общий интерес, сообщает нечто новое, чего читатель не знает. Она обычно отвечает на вопросы: что произошло, где, когда, в связи с чем, что явилось поводом.

2. Заметка-отклик выражает позицию автора по поводу какого-то события.

3. Заметка критическая не только описывает обнаруженный недостаток, а указывает на его причины, называет виновников, предлагает способ устранения недостатков.

4. Сатирическая заметка использует оружие смеха, иронии.

Всех видов заметок перечислять не стоит, а если вы написали такую что не подходит ни к одному из видов, значит вы уже сами начали приду­мывать новые жанры.

Рекомендации: Помните: это только кажется, что просто написать заметку. И - без факта нет заметки.

Ну а если у вас много фактов, и вы не знаете какой выбрать? Прислу­шайтесь к совету В. Г. Короленко: «Не мысль пригоняется к частному факту, а наоборот, частные факты ставьте на их места, согласно логическому развитию мысли». Значит, из всех фактов нужно брать только такие, которые лучше работают на тему заметки.

Самый распространенный прием построения заметки – в самом начале сообщить главное, а потом дать подробности. Но можно поступить и наоборот. Изложение должно быть предельно ясным, логичным.

Когда вы пишите критическую заметку, ни в коем случае не оскорб­ляйте людей, не задевайте их человеческое достоинство. Пусть будет кри­тика, а не грубость и оскорбление. Не стоит «обыгрывать» их имена и фа­милии, задевать их физические недостатки, особенности речи. Даже критикуя, вы должны уважать человека, понимать, что ему тоже непросто живется. Постарайтесь написать так, чтобы потом, при встрече с ним, вы могли бы подать ему руку, а он бы не отвернулся.

Когда начнете обрабатывать материал, многословие станет вашим противником... Заметку в 20 строк написать куда труднее, чем заметку в 50 строк. написав заметку, посмотрите внимательно: все слова, которые можно вы­черкнуть - уберите. Избегайте сложных и длинных предложений. Не увлекайтесь описанием второстепенных деталей. Не старайтесь писать «га­зетным» языком, подражая большим газетам. Заметку лучше писать живым, ярким русским языком. А еще лучше - своим собственным. А если не хва­тает слов - развивайте свой язык, работайте над ним, почаще заглядывайте в Академический словарь, читайте классиков, впитывайте в себя их умения работать со словом. Не ограничивайте свою фантазию. Но избегайте многословия. Пишите кратко, сжато. Ближе держитесь к правде жизни.

Еще раз продумайте форму подачи материала, определите композицию. Потребуется - переставьте куски, вставьте диалог, пословицу, украсьте заметку картинкой с натуры. Постарайтесь избавиться от лишних слов, вычеркните без сожаления газетные штампы, канцеляризмы, повторы, гру­бости, иностранные слова, употребленные без надобности. Исправьте ошибки, неточности в названиях, проверьте фамилии и цифры.

Заголовок заметки — боль и радость вашего сердца: поленишься, озаглавишь неудачно, считай, труд пропал даром, не обратят внимания на вашу заметку. Ведь все торопятся, и вначале просматривают заголовки, решают, что читать, а что можно пропустить. Заголовок должен быть кратким, кон­кретным, выразительным, легко запоминаться. Один раз прочитал - и на всю жизнь запомнил. В идеале. Когда «мудришь», маешься над заголовком, - медленно прочитай свой материал, найди ключевое слово, которое объяснит смысл написанного. Вынеси его в заголовок, если получится, разыграй его, отшлифуй, чтобы появилось действие. Если по дороге в школу найдешь точные слова, не по­ленись, сразу запиши, не откладывай. Улетят слова - не вспомнишь.

Еще раз для памяти - заметка должна ответить на вопросы: Кто? Что? Где? Когда? Почему? Зачем?

Следует уловить новизну события и коротко о нем рассказать, дать ему оценку и комментарий. Заметка может быть положительная и критическая. Заметки могут быть даны в подборках по проблемно-тематическому принципу или хронологически. Тематика заметок может быть самая разная: экономика, политика, культура, экология спорт, эстетика, криминал. Короче в заметке может быть только хроника или новость.

В большинстве случаев заметка рассказывает о том, что произошло вчера, а если в вечерней газете, то и сегодня. И еще о том, что случится завтра. Журналисты иногда пишут заметки «впрок», потом ждут когда произойдет ожидаемое событие (скажем, строят мост через Неву) и сразу торопятся дать материал на полосу.

Заметка может быть острой, критической, быть по звучанию сатирической, фельетонной. Быть созвучной умению и боевому духу автора. Даже самый общительный и любознательный из школьников не сможет быть в курсе того, что происходит в школе, где учится целая тысяча
школьников. Поэтому, естественно, в такой школе нужна своя собственная
школьная газета. Все сведения в школе стекаются в учительскую, к завучу, поэтому юному журналисту не грех подойти и спросить, о чем интересном
можноему написать в очередной номер?

Но правильнее будет - выбрать себе постоянную, основную тему, скажемспорт, и самому принимать участие в спортивных соревнованиях, показывать школьный спорт изнутри, жить интересами школы, знать какие соревнования впереди, кто в них станет участвовать, каковы шансы своих игроков на успех, дружить с учителемфизкультуры и помогать ему не только словом, но и делом.

Пример заметки см. в Приложении 3.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: