Проанализируйте стихотворение юного журналиста Жени Ю., внесите коррективы и исправления как редактор.
Лес
Я осторожно прилёг на траву.
Руки раскинул, смотрю в синеву.
Лапкою зайчик мне гладит ресницы.
Слышу, как сердце стучит у земли,
Так, словно друг в мои двери стучится.
Задание
Проанализируйте заглавия юных журналистов по теме: «В лесу», внесите коррективы и исправления как редактор, предложите свой вариант названия.
«Обманутое доверие», «Большой гриб, да мало места», «Один на всех, а все - на одного», «Гриб спасения», «Малая жилплощадь, или Решение коммунальных вопросов», «Ну, заяц, погоди!», «Друзья–обманщики», «Жестокая игра в прятки», «Естественный отбор».
Задание
Предложите и затем опишите этапы работы с детским коллективом журналистов. На что педагогу или воспитателю следует больше всего обращать внимание при работе с детьми?
Выполнение творческого контрольного задания
Примечание: контрольное задание студентам предлагается вначале курса «Детская и юношеская журналистика». Задание дается на выбор студента.
Задание: Подготовьте реферат и выступление на следующие темы (по выбору):
1. Современная детская или юношеская газета, выпускаемая в России.
2. Современная детская или юношеская газета, выпускаемая за рубежом.
3. Детская или юношеская газета, выпускаемая в ХХ веке в России.
4. Детская или юношеская газета, выпускаемая в ХХ веке за рубежом.
5. Современная детская или юношеская газета, выпускаемая в Оренбургской области.
6. Детская или юношеская газета, выпускаемая в 18-19 вв. в России.
7. Современный детский или юношеский журнал, выпускаемый в России.
8. Современный детский или юношеский журнал, выпускаемый за рубежом.
9. Детский или юношеский журнал, выпускаемый в ХХ веке в России.
10. Детский или юношеский журнал, выпускаемый в ХХ веке за рубежом.
11. Современный детский или юношеский журнал, выпускаемый в Оренбургской области.
12. Детский или юношеский журнал, выпускаемый в 18-19 вв. в России.
Список использованной литературы
1. Абакумов С. К вопросу об изучении литературы (на II ступени трудовой школы) // Бюллетени Казанского губернского отдела народного просвещения при губернском совете Р.К. и К.Д. (Трудовая школа) – Казань. - 1918. - №№1 и 2. - С.47-63.
2. Алпатов М.А. Сибирский журнал - современник Французской буржуазной революции конца XVIII века // Французский ежегодник. 1961. – М., 1962. - С. 109, 110-111.
3. Алякринский Б.С. О таланте и способностях. - М: Знание, 1971. - 176 с.
4. Андреев А.Н. Журнал «Искатель»// Из опыта преподавания литературы в шк. - М., 1962.
5. Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития. - Казань, 1994. - 48 с.
6. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как её создать. - М.: Просвещение, 1991. - 176 с.
7. Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память / Пер. с фр. - Минск: Харвест, 1999. - 1408 с.
8. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. - М.: Изд-во Правда, 1989. - 608 с.
9. Берхин Н.Б. Некоторые тенденции развития внеучебной работы учащихся с произведениями художественной литературы// Вопросы теории и истории по педагогики. - М., 1960. - С.186, 201-202.
10. Блинова М.Е. Литературно-творческий кружок в связи с уроками литературы // Литература в шк. - 1936. - № 9. - С. 47-52.
11. Богословский П.С. О журналах Пермских учащихся недавнего прошлого / Кунгурско-Красноуфимский край. - Кунгур, Уральская обл. - 1925. - №№ 8-10.-C.23-32.
12. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 536 с.
13. Г.Р. Ученические журналы// Вестник воспитания. - 1906. - № 3. - С.49-55.
14. Ге Вл. Литературно-художественные рукописные журналы в школе // Просвещение Среднего Поволжья. - Самара. - 1929 - № 2. - С.78.
15. Глоцер В.И. Дети пишут стихи. - М., 1964. - 256 с.
16. Головков О. Выбрать жизненный путь. (О работе литературно-творческого кружка)//Литература в шк. - 1979. - № 2. - С.45-47.
17. Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. - М.: Искусство, 1991. - 432 с.
18. Гостомыслов А.П. Детская журналистика: хозрасчетные газета и журнал в школе. Учебн. пособ. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2006. – 352 с.
19. Грановская P.M.. Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. - СПб.: OMS. 1994. - 192 с.
20. Гречишников В.К. Зреют творческие силы // Литература в шк. - 1936. - №9. - С.52-57.
21. Дмитриев-Мамонов А.И. Печать в Тобольском наместничестве в конце 18 столетия // Памятная книжка Тобольской губернии на 1884 год. - Тобольск, 1884. - С.273-276.
22. Дореволюционные издания// Периодика Урала. — Свердловск, 1976. - п. 1. - С.30-31, 41, 50, 61, 98.
23. Дорфман Л.Я., Ковалёва Г.В. Основные направления исследований активности в науке и искусстве // Вопр. психологии - 1999. - №2. - С.101-106.
24. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника // Вопр. психологии. - 1988. - №6. - С.52-59.
25. Журнал Департамента народного просвещения. - СПб., 1821. - Ч.З. – С. 233.
26. Журнал Министерства народного просвещения. - СПб, 1839. - № 6.
27. Ермолаева-Томина Л.Б. Проблема развития творческих способностей детей (по материалам зарубежных исследований) // Вопр. психологии. - 1975. - №5. - С. 166-175.
28. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. - М.: Педагогика, 1987.- 160 с.
29. Звёздочка. - Камышлов, Пермская губерния. - 1907. - № 2. - 16 с.
30. Земскова Г.А. Из опыта работы литературно-творческого кружка // Литература в шк. - 1951. - № 4. - С.48-52.
31. Зиннер Э.П., Шастина Е.И. Школьный рукописный литературно-общественный журнал // Преподавание русского языка и литературы в 5-10 кл.: Сб. статей. - Иркутск, 1961. - С.57-85.
32. Зиновкина М. Креативная технология образования // Высшее образование в России. - 1999. - № 2. - С. 101-104.
33. Злобин С. О детском творчестве // Детская и юношеская литература. - 1934. - №7.- С.З.
34. Ильенков Э.В. Философия и культура. - М.: Политиздат, 1991. - 464 с.
35. Касатова Г.П. Рукописный альманах // Литература в шк. - 1982. - № 6. - С.49-50.
36. Каткова И.Г. Самодеятельные журналы как средство развития литературно-творческих способностей подростков: Дис. …канд. пед.наук. – Оренбург, 2001. – 213 с.
37. Ковалёв А.Г. Способности //Психология / Под ред. А.Г. Ковалёва и др. – М.: Просвещение, 1966. - С. 404-423.
38. Ковалёв А.Г. Способности // Общая психология /Под ред. В.В. Богословского и др. - М.: Просвещение, 1973. - С.332-349.
39. Кожемякин Т.П. Литературно-творческий кружок старшеклассников // Литература в школе. - 1974. - № 3. - С.64.
40. Колесова Л.Н. Детские журналы Советской России. 1917-1977. - Петрозаводск, 1993. - 148 с.
41. Кондратьев А. Панкратий Сумароков (Жизнеописание основателя первого в Сибири журнала. 1765-1814.) //Новый журнал для всех. - СПб. - 1914. - № 6. - С.43-45.
42. Корсунский Е.А. Развитие литературных способностей писателей-профессионалов в их школьные годы // Вопр. психологии. - 1986. - №4. - С.19-27.
43. Костарева Н. «Искорка» (рукописный ученический журнал //Литература в школе. - 1948. - №№1-2. - С.47-55.
44. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Изд-во Питер, 2000. - 992 с.
45. Крайнева Н.И. Рукописные журналы и газеты учебных заведений России (По материалам Отдела рукописей и редких книг ГПБ им. М.Е. Салтыкова-Щедрина)//Народное образование и педагогическая мысль России кануна и начала империализма. - М., 1983. - С.223-238.
46. Крамарев А. Литературный кружок сельской семилетней школы // Литература в шк. - 1953. - № 1. - С.69-75.
47. Красноусов A.M. Методика преподавания литературы в предоктябрьские годы (1914-1917) // Учёные записки Мичуринского пед. ин-та. - Тамбов, 1957. - Вып.1.-С.З-36.
48. Кунгуров Г. Ранние культурные и литературные интересы старой Сибири (XVII-XIX вв.)//Ученые записки Иркутского гос. пед. ин-та. - Иркутск, 1941. - Вып. VII. - С.76-112.
49. Ларионов С. Ученические сборники //Свободное воспитание. - М. - 1914-1915. - № 3. - С.53-63.
50. Литвиненко Е.П. Литературный журнал в детском доме // Учебно-воспитательная работа в детских домах: Сб. № 5. - М.-Л., 1946. - С.36-44.
51. Лейтес Н.С. Проблема соотношения возрастного и индивидуального в способностях школьника//Вопр. психологии. - 1985. - №1. - С.9-17.
52. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1977. - 304.
53. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981. - 116с.
54. Лернер И.Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей // Научное творчество / Под ред. С.Р. Микулинского, М.Г. Ярошевского. - М.: Наука, 1969.
55. Логинова Г.В. Клуб любителей литературы // Краеведение в школе (Опыт организации краеведческой работы в школах Псковской области). - Л.,1976. - С.36
56. Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. - М.: Искусство, 1965. -374 с.
57. Лук А.Н. Творчество // Популярная психология. Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1990. - С. 175-190.
58. Луста Л.П. Развивать литературно-творческие способности учащихся // Литература в шк. - 1974. - № 3. - С.65.
59. Маевская 3. Литературный кружок в школе. (Из опыта работы Иркутской школы II ступени) //Просвещение Сибири. - Новосибирск. - 1928. - № 11.
60. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие у школьников. - Л.. 1974. - 149 с.
61. Меркович Л.В. Лермонтовский клуб в школе // Литература в шк. - 1975. - № 4. - С. 60-64.
62. Месеняшин И. Ученические журналы в годы первой русской революции // Нар. образование. - 1975. - № 12. - С.94-97.
63. Михайлов Т.Н. Из опыта работы литературного кружка в нерусской школе // Литература в шк. - 1953. - 6. С.88-92.
64. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. - М.: Педагогика, 1976.
65. Муравьёв Л.Л. Ученический журнал как одна из форм внеклассной работы по литературе // Внеклассная работа по литературе в школе. - М., 1955. - С.71-78.
66. Муратова К.Д. Периодика по литературе и искусству за годы революции 1917-1932. - Л., 1933. - С.343.
67. Мурзаев В. Техника школьного журнала // Русская школа. — СПб. - 1913. - №№7-8. - С. 150-160.
68. Мухтаров М. Детский пролетарский // Комсомольское племя. - Оренбург. - 1970. - 30 июня.
69. Незлобин СП. Внеклассная школьная литература Русская школа. - СПб. - 1893. - № 1.- С.59-73.
70. Незлобин СП. Внеклассная школьная литература // Русская школа. - СПб. - 1893. - №2. - С.69-81.
71. Немов Р.С. Способности // Психология. В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. - 2-е изд. - М: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - С.315-332.
72. Неустроев А.Н. Историческое разыскание о русских повременных изданиях и сборниках за 1703-1802 гг., библиографически и в хронологическом порядке описанных. - СПб., 1874. - С.550.
73. Петровский А.В. Интеллектуальные процессы: воображение // А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. Психология. - М.: Издат. центр Академия, 1998. - С.414-430.
74. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. (Дидактический анализ процессаи структуры воспроизведения творчества). - М.: Педагогика, 1972. - 184 с.
75. Пионерская печать в документах. - Л., 1972. - С.З.
76. Поташник М.М., Вульфов Б.З. Педагогические ситуации. - М.: Педагогика, 1983. - 144 с.
77. Преображенская Л.А. Развитие творческих способностей детей. Из опыта работы литературно-творческого кружка Челябинского Дворца пионеров. - Челябинск, 1962. - 64 с.
78. Прессман Л.П. Литературное краеведение в классных и кружковых занятиях // Литература в шк. - 1952. - № 6. - С. 43-50.
79. Равкин З.И. Актуальные вопросы педагогического стимулирования // Сов. педагогика. - 1974. - №10. - С.69-79.
80. Разин И. Основное в вопросе о пионерской печати // Вожатый. - 1927. - № 4. - С.5-6.
81. Разин И. Роль печати в оживлении детской самодеятельности // Вожатый. - 1927.-№ 9. - С.4.
82. Родари Дж. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. - М: Прогресс, 1978. - 216 с.
83. Роджерс К. Эмпатия // Психология эмоций. Тексты. 2-е изд./ Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтера. - М.: Изд-во МГУ, 1993. - С.248-250.
84. Роджерс Н. Творчество как усиление себя // Вопр. психологии. - 1990. - №1.- С. 164-168.
85. Роткович А.Я. Очерки по истории преподавания литературы в русской школе. - М., 1953. - С.41, 34, 98-102, 167, 118, 171.
86. Роткович А.Я. Поучительный опыт // Внеклассная и внешкольная работа по литературе. - М., 1970. - С. 178-179, 192.
87. Русский школьный фольклор. От «вызываний» Пиковой дамы до семейных рассказов / Сост. А.Ф. Белоусов. - М.: Ладомир, ООО «Издательство ACT-ЛТД», 1998. -744 с.
88. Рындак В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия). Монография. - М.: Пед. вестник, 1995. - 244 с.
89. Рыбников Н. Современные ученические журналы // Психология и дети. - М. - 1917. - №№3-4. - С.77-82.
90. Светлакова А. Журналистика учащихся средней школы // Новая школа. - М. - 1918. - №№5-6. - С.335-340.
91. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. - М., 1998.-256 с.
92. Селиванов B.C. Средство воспитания как педагогическая категория //Педагогика. - 2000. - №9. - С.34-36.
93. Селиванова К.А. Ученический журнал Карлинской средней школы //Внеклассная работа по литературе в шк. - М., 1955. - С.51-71.
94. Сигал Л.М. Воспитательное значение ученической журналистики //Литература и искусство в нравственном и эстетическом воспитании школьника. - Куйбышев, 1983. - С. 153.
95. Симонов С.И. Кадетские журналы и сборники // Педагогический сборник. - 1906. - № 11. - С.412-433.
96. Способности. Специальные способности // Психология. Словарь. Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп., - М: Политиздат, 1990. - С.381-382.
97. Способности и склонности. Комплексные исследования / Под ред. З.А. Голубевой. - М.: Педагогика, 1989. - 199 с.
98. Сталинские внучата. - Оренбург. - 1936-1938. - №№1-238.
99. Сталинские внучата. - Оренбург. - 1937. - №10. - С.1.
100. Степанченко А.И. Стенные газеты и литературные журналы в школе //Литература в шк. - 1936. - № 3. - С.73-75.
101. Стоюнин В.Я. О преподавании русской литературы. 8-е изд. - СПб., 1913. - 440 с.
102. Сухобская Г.С. Психологические аспекты проблемного обучения и развитие познавательной активности взрослых учащихся // Вопр. психологии. - 1984.- №5. - С.45-48.
103. Табидзе О.И. Ценностный аспект творчества // Вопр. философии. - 1981. - №6. - С.124-130.
104. Творческий путь. - Оренбург. - 1923. - № 2. - С.10.
105. Толстов А.С. Практика трудовой школы. Пятый год работы. - ГИЗ. - 1927. - С. 91-92.
106. Труды досуга. -Оренбург. - 1913. - № 1. - С. 1-2.
107. Тряпицына А.П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников: Учеб. пособие. - Л., 1989. - 91 с.
108. Ускова Н.И. Ученический литературный журнал «Товарищ» // Литература в шк. - 1950. - № 5. - С.49-53.
109. Ученические журналы // Родной язык в школе. - Ярославль. - 1914-1915. - №№4-5. - С.257-259.
110. Ученический журнал // Крот: Ежемес. исторический журнал. - Кунгур. Пермская губерния. - 1923. - № 5. - С.16.
111. Чехов Н.В. Детская литература. - М, 1909. - С.81.
112. Шамова Т.П. Активизация учения школьников. - М.: Педагогика, 1982. - 208 с.
113. Шатилова Н.А. Литературный журнал 5-7 классов // Литература в шк. -1970. - №3. - С.69-71.
114. Школьный журнал и литературные беседы // Педагогический сборник. - СПб. - 1890. - №3. – С. 335.
115. Школьные литературные кружки // Литература в шк. - 1936. - № 5. - С.73-84.
116. 2:3. Шумилин А.Т. Проблемытеории творчества. - М: Высшая школа, 1989.- 143 с.
117. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1979. - 160 с.
118. ЭН. ГЭ. Литературное творчество учащихся и школьные журналы // Просвещение Среднего Поволжья. - Самара. - 1929. - №№7-8. - С.72-77.
119. Юнг К.Г. Собрание сочинений: В 19 т. Т. 15. Феномен духа в искусстве и науке./ Пер. с нем. - М.: Ренессанс, 1992. - 320 с.
120. Юнкер-казак. - Оренбург. - 1908. - № 1. - С.5.
121. Юркин И.Н. Журнал корляковских школьников // Литература в шк. - 1953. - №3. - С.55-57.
122. Ягункова В.П. Формирование компонентов литературных способностей у школьников V класса // Вопросы психологии способностей / Под ред. В.А. Крутецкого. - М: Педагогика, 1973. - С. 175-214.
123. Янчевецкий Г.А. Об ученических литературных журналах // Педагогический вестник. - Ревель. - 1896. - № 5. - С.465-457.
124. Яковлева Е.Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста Вопр. психологии. - 1994. - №5. - С.37-42.
Приложения
Приложение 1