Опыт работы над проблемным очерком

Одна из самых трудных проблем России, с которой никак не может справиться наше правительство, наше общество — огромное количество бездомных, беспризорных детей. Эта острейшая проблема не находит сво­его решения вот уже долгие годы. В связи с этой проблемой сразу всплыва­ет в памяти имя одного из лучших российских педагогов Антона Семено­вич Макаренко и его книга «Педагогическая поэма». Эта поразительная поэма чем-то напоминает «Робинзона Крузо» Дефо. Там мы видим неза­мысловатый рассказ: человек делает стол, сеет хлеб, строит дом. Поэма Макаренко, на первый взгляд, простой дневник заведующего колонией: как достали лошадей, когда распахали поле, как добывали одежду и обувь для колонистов. Но эти записки читаются взахлеб. Главное различие этих книг: Робинзон один, а в «Педагогической поэме» герой - коллектив. Поэма рас­сказывает о его рождении и становлении. Но все, о чем говорится в ней - правда, реальные события легли в ее основу.

Автор поэмы, Антон Семенович, родом из небольшого городка Белополье, недалеко от Харькова. Отец его, рабочий-железнодорожник, выу­чил сыновей, как с благодарностью вспоминает Макаренко, «на медныеденьги». А. С. Макаренко в 1905 году заканчивает кременчугское желез­нодорожное училище и педагогические курсы при нем. В восемнадцать лет с становится учителем начальной школы на станции Крюково (недалеко от Кременчуга).

Девять лет он работал учителем и старательно занимался самообразо­ванием: рисовал пейзажи и карикатуры, написал свой первый рассказ, yвлекся музыкой и театром. В 1914 году поступил в Полтавский учительский институт, одно из передовых учебных заведений того времени, который закончил в 1917 году с золотой медалью. После этого заведует школами в Крюкове и Полтаве, а в 1929 году становится заведующим колонией для несовершеннолетних правонарушителей — по тем временам это, в основ­ном, беспризорники.

Колония имени Горького в начале поэмы — несколько заброшенных строений с окнами без стекол и шестеро парней с ножами, которые ходили промышлять на большую дорогу. А в конце книги мы видим аккуратные классы и спальни, ухоженную территорию, цветы. Поодаль — засеянные поля, свиноферма, мастерские. Четыреста колонистов почти всем необходимым обеспечивают сами себя…

И, конечно, на этом материале можно написать проблемный очерк. Главная проблема в котором звучит так: Каким образом малолетние правонарушители сумели так круто изменить свою жизнь?(от авторов учебно-методического пособия).

Детская журналистика:

хозрасчетные газета и журнал в школе.

Учебн. пособ. –

СПб.: Изд-во Михайлова В.А.,

2006. – С. 142.


Приложение 17


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: