Давно это было. Александра Александровича Католикова попросили взяться за работу, сложнее которой трудно найти — стать директором очень плохой школы-интерната, в которой жили дети, оставшиеся без родителей. Пошел Католиков смотреть интернат. Хозяйство разрушено: стекла выбиты, двери выломаны, мебели почти никакой, электропроводка местами совсем сгорела — кошмар какой-то. Канализационные трубы полопались, в подвале вода с нехорошим запахом... Не дом, а помойка.
Прихрамывая, с палочкой обошел он помещение. До сих пор давали знать старые раны — несколько лет назад, вытаскивая детей из застрявшего на железнодорожных путях автобуса, сам отбежать не успел... Тогда детей спас. А сейчас?
Окружили Католикова одинаково одетые, печальные ребятишки. Одного беленького, глазастого спросил:
— Как тебя звать?
— Саша Макаров.
— А что же ты такой... худющий?
Тот потупил голову. На интернатской еде сильно не растолстеешь. Александр Александрович пошел в канцелярию, посмотреть личные дела. Вынул одну папку.
|
|
«Главврачу Дома ребенка, г. Сыктывкар.
Эжвинский ОВД направляет вам мальчика (фамилия и другие данные неизвестны), которого оставила мать в Эжвинском райисполкоме. Возраст мальчика около двух лет. О матери мальчика ничего не известно...» Потом шла характеристика: «Мальчик ласковый, доброжелательный, но очень медлительный. В любом деле всегда последний. Моментально забывает, что ему делать, теряет свои вещи. У него слабая память, трудно запоминает стихи. Требуется кропотливая индивидуальная работа...»
Поднял от стола голову — в кабинете стоял Саша Макаров и внимательно смотрел на него. И что-то такое было во взгляде Саши, что Александр Александрович понял: он будет работать в этом интернате. 10 июня 1973 года Католиков стал директором Сыктывкарской школы-интерната № 1. Первым делом решил вывести ребятишек на дачу. Попросил помочьзнакомых летчиков, шефов городского Дворца пионеров. Они взяли инструменты, старших ребят и за десять дней привели лагерь в порядок. А лагерь — один жилой корпус без крылечка, да навес, под которым ютилась столовая. И вот первое построение в лагере.
— Вот здесь, где мы стоим, построим хорошую линейку. На берегу речки у нас будут цветники, теплицы, построим летние и зимние корпуса. Будет у нас лодочная станция, городок аттракционов...
Ребята усмехались:
— Ну, расписал... Сколько жили, ничего не было, а тут сразу все объявится... Но только кончилась линейка, в лагерь въехали грузовики со щебенкой.
Этопришли на помощь новые шефы из Сельхозтехники.
И в тот же день в лагере стала исчезать скука. Мальчишки разравнивали гравий для линейки, делали носилки, ремонтировали тачки, таскали дерн с окрестных лугов.
|
|
Через двадцать дней была готова прекрасная линейка. Ребята с удивнием смотрели друг на друга — получилось! Одновременно со строительства в лагере Католиков начал ремонт в интернате. В сентябре надо ребят из лагеря забирать, а жить им негде, ремонт во всю идет. Малышей развезли по другим детским домам, а ребята шестого, седьмого, восьмого классов стали жить на турбазе.
Это было тяжелое время для всего интерната. Рано утром, еще сонный Саша Макаров приходил в интернат. Католиков был уже здесь. Встречал воспитателей, учителей, ребят. Шутил со всеми, и на сонных лицах появлялись улыбки. Ребята работали со строителями до обеда, потом шли в школу. После уроков возвращались и снова работали до позднего вечера.
Саша видел — Католикову труднее всех, но именно он всегда шутит, веселит всех, и начинает казаться, что не так уж и трудно им. А когда сил на работу совсем не оставалось, раскладывали здесь же кровати и засыпали на голых матрасах.
И вот к 9 ноября ремонт закончили. Саша не узнавал интернат. Раньше были этажи мальчиков и девочек. Католиков сломал этот порядок: в одной семье братья и сестры разве живут порознь? Прежде спальни были огромные, а теперь они разгорожены, у каждого класса своя спальня-квартира из нескольких комнат. Появились уголки, отгороженные зеленой стенкой, гдеможно посидеть с книгой, отдохнуть от шума.
Это был настоящий праздник! Никогда Саша еще не видел свою столовую такой нарядной — на столах пирожные, мороженое — невиданные в интернате лакомства. Католиков пришел с огромной самодельной куклой, одетой в тельняшку, пел собственные частушки.
Всех, кто отличился на ремонте, награждали дивными подарками — тельняшками. Когда Католиков вручил Саше тельняшку, тот надел ее прямо на рубашку. Да так и ходил весь вечер. Это была не просто одежда, это была награда, как медаль.
Католиков видел — того, что дает государство, интернату недостаточно. На общем собрании объявил — они начинают жесткую экономию во всем, начиная с одежды, и развернут работы в своем лагере в Межадоре.
Саша Макаров с удивлением крутил в руках картофелину — где у нее верх, где низ, как ее сажать? Первый гектар картошки ребята сажали вручную - следующее лето купили лошадь, стало легче. Соседний совхоз раскорчевал им семь гектаров леса под пашню. Появился у них трактор, начали строить гараж.
Саша Макаров простился с интернатом, пошел служить в армию. А когда вернулся и снова попал в лагерь, не узнал его. Матово поблескивали обтянут пленкой теплицы, смоляным духом отдавали рубленные из сосен летние дома, стояли среди деревьев зимние корпуса. На речке в шлюпках и на моторных катерах копошились малыши, готовились в поход. Крутились во всю карусели городка аттракционов. Поднялись поодаль набитые инвентарем склады, ползали по полям собственные тракторы, и мальчишки управлялись на них.
Откуда все это появилось? Ранний картофель интернат выкапывал еще в августе.Первые мешки себе в столовую, остальное сдавали в магазин. Картофель шел нарасхват, потому, что совхозы начинали уборку на месяц позднее, выращиваликапусту для засолки, а в совхозе ее совсем не было. Снимали много урожая редиски, три урожая укропа. В лагере выращивали целое море цветов, в городе они шли нарасхват. Потому, что сорта хорошие, семена из Москвы,от ученых, интернат делал большие букеты и не ломил цену. Частники ругались на неожиданных конкурентов и тоже снижали цены.
Саша пришел к Католикову:
— Возьмите меня к себе в гараж.
Сначала Саша работал шофером, потом стал заведовать гаражом. И вместе со всеми он радовался, когда три первые их выпускника поступили в институт.А на следующий год в институт поступили сразу шестеро. Саша Макаров подумал-подумал, а что если ему пойти в педагогический?
|
|
Пришел вечером в кабинет директора посоветоваться, а директор сидит грустный,сердце у него болит — на столе письмо и записка корявыми буквами: «Мои мама и папа пьют. Возьмите меня к себе с моим другом собачкой, напишитетолько одно слово — «да» или «нет».
Еще один сигнал бедствия. Еще одному человеку нужна помощь.
Детская журналистика:
хозрасчетные газета и журнал в школе.
Учебн. пособ. –
СПб.: Изд-во Михайлова В.А.,
2006. – С. 146-149.
Приложение 18