Рекомендации по работе над путевым очерком

Путевой очерк известен с древних времен. Вспомните рассказы «бывалых людей» — «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина, книги наших путешественников Пржевальского, Семенова-Тяньшаньского, Миклухо-Маклая, поездку Гончарова на «Фрегате Паллада»... Тут мноогоярких деталей, автор отбирал из того, что видел и наблюдал, самое интересное, характерное и бегло обрисовывал. А. П. Чехов, будучи уже сильно больным,отправился в дальнюю дорогу на Сахалин. Побывал там в каждом населенном пункте и заполнил около 10 тысяч учетных карточек. Писатель изучил действительность и создал сильную, правдивую картину «кусочка ада», как называли тогда остров — место каторги и ссылки в царской России — серию очерков «Остров Сахалин».

В одном очерке — главная пружина — движение мысли автора. В другом главное — перемещение в пространстве. Мне повезло — ходил в океанна рыболовецких траулерах, ходил на катерах, шлюпках по Ладоге и Амуру. Но несбывшаяся мечта — пройти на лодках или байдарках по речке Красненькой, от нашего дома до нее двести метров, она петляет мимо Kрасненького кладбища, мимо угольной гавани, корабельного кладбища, рыбного порта и убегает в Финский залив. Экологи, к которым обращались с предложением, морщились, называли речку «вонючкой» и слышать не хотели о путешествии по ней. Видимо, уж не удастся написать путевой очерк о походе по речке Красненькой.

Сильные стороны очерка в показе героя, в его речевой характеристике. Редкие люди, которым я искренне завидую, имеют особый дар — так выписать речь героя, говорящего с акцентом, что сразу видно, говорит эстонец, китаец, узбек или чукча. Когда встретите человека с ярко выраженной речью, с акцентом, поговорите с ним, или хотя бы послушайте, а потом попробуйте записать — отличное упражнение для отработки прямой речи. В очерке хорошо воспринимается пейзаж, факты, детали и подробности путешествия.

Сюжет — важнейшая его составляющая. Очерк должен захватить чи­тателя загадкой, тайной, неожиданным поворотом и не отпускать до конца Композиция позволяет мудрить — дать портрет с помощью мозаики. Круп­ными мазками, — мнения о нем высказывают разные люди, эпизоды из разных лет обрисовывают его жизнь. Лучше всего очерк строить из главок, их удобно писать на отдельных листах и, когда все написано, этими главками можно маневрировать, переставлять их в начало или конец, смотря как композицию сумеете составить.

Работая над очерком, помните — по природе своей очерк всеяден — в немзапросто войдут кусочки репортажа, отчета, зарисовки, корреспонденции. Пишите очерк свободно, как душа подсказывает, можете даже от главки в главке менять тональность рассказа и ритмику повествования.

Можно строить очерк и по законам художественной литературы - экспозиция, завязка, кульминация, развязка. Когда наберете достаточно опыта — очерк сам станет к вам приходить — его эпизоды начнут появляться в голове в самое неожиданное время — ночью во сне, в трамвае или во врямя работы на тракторе... Постарайтесь все записать по свежим следам - очень ценна в них — ритмика повествования. Мелодия речи, повествования, эти находки станут звучать в вашей душе как камертон, дадут настроение для всего повествования. Многие, даже очень опытные журналисты и писатели, не могут начать писать, пока не найдут музыкальную фразу, интонацию для повествования, которая звучит как камертон. Читатель держит в руках полосы газеты и журнала с очерком и невдомек ему, сколько мук вытерпел автор, пока нащупал в себе музыку очерка, его интонацию, ритмику повествования.

Детская журналистика:

хозрасчетные газета и журнал в школе.

Учебн. пособ. –

СПб.: Изд-во Михайлова В.А.,

2006. – С. 149-151.


Приложение 19


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: