4 месяца. Появляется лепет. Ребёнок созерцает окружающий мир. Тяжело переносит одиночество. Радость проявляет взрывами смехом. Ребёнок присваивает предметы, но не способен схватить их рукой. Будучи переведенным, в положение сидя, подолгу остаётся в нём. Способен есть из ложечки.
Месяцев. Ребёнка можно поставить на ножки. Плохо держится в положении сидя. Может хватать предметы, но у него это ещё плохо получается. Следит за предметами и находит их взглядом.
Месяцев. Ребёнок приобретает уверенность в себе. Хватает желанный предмет. Не достаточно хорошо сидит. Обходится без рожка и ест с ложечки.
Месяцев. Может сидеть, но самостоятельно положение сидя не принимает. Пытается вставать. Забавляется с предметами, перекладывая их из руки в руку. Манипулирует с предметами ловко и четко. Принимает пищу, сидя на своём стульчике. Пытается произносить некоторые слога: «ба-ба-ба», «ма-ма-ма». Часто повторяет эти слога.
8 месяцев. Становится настоящим маленьким человеком! Самостоятельно сидит, выпрямив спину. Играет с различными предметами без проблем. Ползает и иногда ходит на четвереньках. Делает попытки самостоятельно встать. Его подолгу можно оставлять в манеже, где он с долго и удовольствием играет.
Месяцев. Пытается самостоятельно садиться, вертясь и подтягивая себя руками. Сидя хорошо ориентируется, поворачивается к пальцам родителя, чтобы схватить их. Берёт и кидает предметы. Повторяет привычные слоги. Ребёнок боится одиночества. Поэтому он разбрасывает присвоенные предметы и требует, чтобы их ему приносили. Бегает по дому на четвереньках. Ест из ложечки, хотя утром и вечером предпочитает рожок.
Месяцев. Способен встать, подтянувшись на руках. Произносит слова «папа - мама».
Месяцев. Стоит, опираясь о стул или стену. Передвигается стоя с опорой. Лопочет.
Месяцев. Способен ходить самостоятельно. Его речь становится более понятной и конкретной. Ребёнок открывается окружающему миру. Его любознательность «всегда бодрствует». Очень активен. Он обследует и открывает всё, что его окружает. Он хочет всё увидеть, всё сделать, всё потрогать. Больше не исследует предметы ртом.
Два больших кризиса роста ребёнка.
Мы проследили за развитием грудного ребёнка и ребёнка младшего возраста независимо от его характера и физических данных, их особенностей и специфики. Мы констатировали, что все дети проходят аналогичные фазы.