Время и место

Тень! Знай свое место!

Евгений Шварц. “Тень”

Всему свое время, и время всякой вещи

под небом. Время разбрасывать камни, и

время собирать камни.

Книга Екклезиаста

Выбор места проведения интервью определяется, прежде всего, тем как для какого СМИ журналист берет интервью. Естественно, что наименьшие требования выдвигаются при организации интервью для печатных изданий. Журналисту необходимы всего лишь диктофон и собеседник. Однако и в таком случае следует учитывать место проведения беседы. Если вам требуется официальное мнение официального лица, то, скорее всего, вы получите интервью прямо у него в кабинете. Для получения интервью, связанного с особенностями личной \ или семейной\ жизни ”объекта вашего внимания”, предпочительнее менее официальная обстановка: кафе, уютный холл или любое другое помещение в том же здании, но не являющееся местом официального пребывания в должности вашего собеседника. В случае природных или техногенных катаклизмов, аварий, иных эктремальных ситуаций журналисту приходится довольствоваться тем, что беседа будет происходить прямо на месте события, как правило, в экстерьерных условиях.

Выбор времени встречи для заранее согласованного интервью с должностным лицом лишь на первый взгляд кажется обстоятельством малосущественным. Опыт проведения подобных интервью показывает, что если журналист общается с интервьюируемым в первой половине рабочего дня, то структура общения “cвой – чужой” выдерживается достаточно жестко. Ведь, как правило, мысль о грядущих заботах и проблемах порождает у официального лица одновременно ощущение тревоги и порыв побыстрее отделаться от журналиста, чтобы приступить к выполнению своих служебных функций. Тем более, что почти постоянно вашего собеседника будут отвлекать либо коллеги, либо подчиненные, либо вышестоящее начальство. У него останется и больше психологических сил для того, чтобы выстроить своеобразную систему защиты от слишком любопытствующего и настойчивого представителя СМИ.

Поэтому стоит дать одну важную рекомендацию тем, кому предстоит постигать таинства процедуры интервью: СТАРАЙТЕСЬ, ЧТОБЫ ОФИЦИАЛЬНОЕ ЛИЦО СОГЛАСИЛОСЬ ВСТРЕТИТЬСЯ С ВАМИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ РАБОЧЕГО ДНЯ. Самое оптимальное время - конец рабочего дня, а лучше – после его завершения. Во-первых, вашего собеседника меньше будут беспокоить те категории людей, которые связаны с ним профессиональной деятельностью. Во-вторых, закономерная психологическая усталость от привычного общения в рамках служебных обязанностей в большинстве случаев порождает потребность отвлечься на разговор с посторонним человеком \в большинстве случае таковым является для “объекта вашего внимания” любой журналист\.37 В-третьих, та же усталость облегчит переход с официальной интонации общения на менее дежурную и протокольную. Если, конечно, журналист сумеет почувствовать настроение собеседника и этим воспользоваться.

Конечно, в случае чрезмерной занятости VIP-персоны приходится соглашаться и на удобное для будущего визави время. Однако никто не мешает журналисту проявить некоторую твердость и упорство, предложив свой, альтернативный вариант. Что вовсе не исключает последующего согласия представителя СМИ на предложение противоположной стороны. К такому же крайнему средству как интервью “на ходу” или при случайной встрече с искомым персонажем, стоит прибегать лишь в исключительных случаях38. Реакция на навязчивость журналистов со стороны VIPов следует чаще всего раздражительная. Порою – вовсе негативная и резкая.

По-особому необходимо относиться к выбору места и времени проведения интервью с представителями культуры и искусства, шоу-бизнеса. Здесь, во-первых, не стоит назначать время встречи раньше полудня с учетом ночного и вечернего характера их работы. Людям надо элементарно выспаться. Чаще всего представители театрально-музыкальной сферы назначают журналистам время для интервью перед вечерним спектаклем или концертом, иногда – в антракте, реже – после их окончания. Понятно, что в подобной ситуации представитель прессы явно ограничен во времени, а закулисная суета и нервозность затрудняют установление эмоционального контакта с собеседником. Тем не менее, такие условия – привычная практика для работы корреспондента, что требует максимальной концентрации внимания и настроя при тщательной подготовке на предварительном этапе. Времени на то, чтобы сообразить последовательность вопросов и их характер, у журналиста практически нет. Поэтому лучше всего записать вопросы на бумаге заранее и не стесняться озвучивать их непосредственно во время интервью со “звездой”.

“Звезды” любят общаться с журналистами в гримерных комнатах, сочетая общение с прессой с подготовкой к спектаклю или отдыхом в антракте. Поэтому смущаться того, что артист, разговаривая с вами, накладывает грим или меняет сценический костюм, не следует. Наоборот, подобная ситуация выгодна, так как ваш собеседник, сосредоточив внимание на профессиональных обязанностях, менее всего контролирует собственную речь. Если же вы желаете получить более развернутые ответы на свои вопросы, то можно пригласить собеседника в кафе. Правда, в таком случае существует опасность того, что знаменитость будет отвлекаться на общение с проходящими мимо знакомыми и друзьями. Поэтому с точки зрения выбора места для проведения интервью общий совет может быть дан один: СТАРАЙТЕСЬ УЕДИНИТЬСЯ С СОБЕСЕДНИКОМ.

Выбор подобной позиции для интервью является предпочтительным и в том случае, если вы записываете разговор на диктофон для радио или снимаете его на телекамеру. Очевидно, что в такой ситуации вы минимизируете помехи, связанные с человеческим фактором, и обеспечите лучшее техническое качество записи.

Для аудиоинтервью замкнутое пространство вообще является наиболее предпочтительной обстановкой проведения его записи. Даже если вы находитесь с диктофоном в помещении, где присутствует много посторонних, то постарайтесь расположить вашего собеседника где-нибудь в углу. Тем самым вы уменьшите возможный посторонний шум39 при записи. Аналогичным способом следует действовать и в условиях записи на пленере, то есть на открытом пространстве. Постарайтесь в таком случае выбрать место за каким-нибудь укрытием или, по крайней мере, вдали от работающих механизмов и машин. Используйте также и специальные шумопоглащающие насадки на микрофон, если все же вам приходится работать в ветренную погоду.

Если вы записываете интервью в радиостудии, то лучше всего пользоваться одним стационарным микрофоном, сидя за пультом-столом записи. Это позволит уравновесить звучание голосов собеседников, создаст более непринужденную атмосферу в общении с гостем. Когда в такой ситуации журналист задает вопрос, то лучше всего частично разворачиваться в сторону его адресата, как бы указывая направления вашей речи. В момент ответа интервьюеру следует еще более разворачиваться лицом к собеседнику, тем самым ободряя его, демонстрируя внимание и контролируя продолжительность речи. Кроме того, в таком положении легче подавать гостю корректирующие мимические знаки, направляющие тему и темп разговора. Вы можете выполнять эту функцию и с помощью соответствующих жестов.

Ни в коем случае не располагайтесь в паре с гостем в радиостудии лицом к лицу с противоположных сторон стола или пульта. Подобной мизансценой вы невольно провоцируете некую конфликтность общения, которая вполне может отрицательно повлиять на вашего гостя, если он впервые оказывается в замкнутом пространстве студии, отгороженной от внешнего мира звуконепроницаемыми стенами. Конечно, приступов клаустрофобии не бывает, но возникновение психологического ступора, который актеры определяют термином “зажим”, вероятно. Старайтесь брать интервью у лиц, не имеющих навыков произнесения публичных речей и публичного общения, в привычных для них условиях по месту работы или проживания. В конце концов, где-нибудь в нейтральном месте – кафе, холле, даже на улице. Приглашение в студию – ситуация для таких людей экстремальная, поэтому вашего будущего собеседника необходимо к ней готовить заранее.

Телесъемка интервью выдвигает особые требования к тому месту, где ее организует журналист. Если вы снимаете интервью официального лица в официальном месте, то особых изысков в подобной ситуации не требуется. О том, чтобы грамотно выстроить кадр, должен позаботиться оператор. В его обязанности входит и внимание к деталям. Вернее, к тому, чтобы они не слишком бросались в глаза и не отвлекали внимание от “объекта вашей беседы”. Перед началом записи журналист должен дать указания оператору относительно возможных визуальных акцентов съемки. Это - и крупные планы интервьюера и его собеседника, и подсъемка общих планов беседующей пары, которые впоследствие могут использоваться для монтажных “перебивок”. Здесь важно взаимодействие журналиста и оператора. Просто обязан чувствовать те моменты в интервью, когда интервьюируемый дает важную информацию или высказывает необходимое журналисту суждения. “Наезд” телекамеры на лицо говорящего в эти секунды поможет ведущему получить выразительный крупный план своего собеседника, который может быть использован позднее, при окончательном монтаже.

Не стоит напоминать, наверное, и о рекомендациях по части одежды вашего собеседника. Предпочтительнее темные цвета. Необходимо избегать того, чтобы ваш собеседник был одет в пиджак в полоску или клетку. Как известно, это создает на телеэкране неприятный эффект ряби. Стоит помнить и о том, что очень часто \особенно в летнее время\ ваши собеседники могут быть одеты в разного рода одежду, на которых будет крупно изображен логотип или название фирмы, Во избежание возможных осложнений с рекламной службой вашей телекомпании стоит избегать того, чтобы такие детали попадали в объектив телекамеры.

Если вы берете интервью у важного собеседника на пленере, вне помещения, на открытом воздухе, то стоит обратить внимание на точку съемки. Cтрого следите, чтобы за спиною интервьюируемого был нейтральный фон, а уж тем более не происходило бы никаких перемещений, работ, иных отвлекающих действий. Вы снимете эти кадры позже, когда закончите разговор. Если интервью не носит официального или политического характера, то подобные требования можно опустить. Сегодня гораздо чаще, для оживления телевизионной “картинки” используется активно насыщенный людьми и действием фон. Очевидно, что такой подход наиболее характерен для развлекательных передач или информационных программ, когда интервью у носителя компетентного мнения зачастую берется или записывается журналистом в динамичной обстановке.

В том случае, если вы записываете интервью не в студии, но в помещении, следует обращать внимание на окружающие интерьеры. Так автор этих строк, задумывая вместе с режиссером петербургского телевидения Константином Гавриловым телепрограмму “Мужские истории”, пришел к выводу о необходимости ее записи в том месте, которое бы располагало собеседника к диалогу с ведущим, с одной стороны, а, с другой, производило бы на будущего гостя яркое впечатление. 40 В результате наш выбор был остановлен на известных фешенебельных ресторанах. Для тех VIPов, которые кое-что видели на своем веку, приход в красивый интерьер и роскошную обстановку становился событием. Они получали доказательство уважения к своей персоне, что диктовало в последующем и определенный стиль в общении между гостем и ведущим.

Подобные рекомендации отчасти условны, потому что многое в ситуации записи развернутого интервью зависит от того времени, которое уделяет журналисту его собеседник. Фактором, определяющим место \ и время\ телесъемки, всегда служит для журналиста статус “объекта его профессионального внимания”, а также - пол, возраст, род занятий, образование. Не говоря уже о виде самого интервью, предопределяемого содержательными моментами предстоящего разговора.

Ситуация студийной телезаписи интервью значительно облегчает технологическую подготовку будущего процесса. Однако подобные условия не снижают требовательности журналиста к своей подготовке. Как и в случае с радиоинтервью приход в студию телевидения в любом случае событие для интервьюируемого, особенно если он не обладает опытом публичного разговора. Проблемы в телеинтервью здесь идентичны тем, что возникают и при радиозаписи. С той лишь разницей, что наличие телекамер\ы\ усугубляет возможную скованность гостя при общении. Для представителей артистического мира, наоборот, подобная ситуация является привычной, и они чувствуют себя в ней, как рыба в воде. Здесь кроется иная опасность. Профессиональная адаптация к ситуации общения в присутствии посторонних лиц происходит быстро и “объект вашего внимания” начинает не общаться, а играть в общение, используя набор определенных штампов и уже рассказанных кому-то и где-то случаев и историй41. Здесь ведущему надо быть начеку и контролировать ход разговора.

Важный аспект интервью в студии – выбор мизансцены, в условиях которой предстоит общаться журналисту и гостю. Она определяет световые, визуальные и аудиальные параметры записи, производимой, как правило, не менее чем тремя телекамерами. Традиционно интервью записывается в “cидячей” мизансцене. Здесь важно сохранение паритета. Если кто-то из двух участников меняет свое положение \например, встает\, то его визави также необходимо ответить сменой положения. Проще говоря, ведущий и гость должны либо сидеть вдвоем, либо стоять. В противном случае, в кадре зрители увидят явный дисбаланс, когда ведущий стоит, как бы нависая над собеседником. Обратная ситуация и вовсе выглядит неприличной. Особенно, если ваш гость - дама42.

В “сидячей” мизансцене важен момент расположения участников. Точки их нахождения должны быть на уровне одного горизонта. Но часто ведущий ставит собственный стул или кресло на некоторое возвышение по отношению к гостю, тем самым нарушая визуальный паритет43. Другой характерный недостаток студийных мизансцен при записи интервью – явная отдаленность собеседников друг от друга. Особенно грешат этим многие ток-шоу последних лет на ТРК “Петербург”44. Их ведущим было бы нелишне знать, что если собеседники располагаются лицом друг к другу, но параллельно объективу телекамер, то на экране зрителям остается созерцать лишь два говорящих профиля. Если к этому добавляется еще и большой стол, находящийся между собеседниками, то легко понять, насколько в таком положении затруднено непринужденное общение. Вероятно, что именно по этим причинам и программа “Инверсия”, и передача “Дневной экспресс”, и беседы с губернатором производят впечатление растянутых во времени протокольных интервью, не более.

В социальной психологии давно известны приемлемые расстояния в ситуации общения между людьми. Г.Почепцов, например, выделяет четыре зоны: интимная \15-45 сантиметров\,

личная: - близкая \45-75 cантиметров\,

- дальняя \75 – 120 сантиметров\

социальная \120-360 cантиметров\

публичная \360 сантиметров и далее\45.

Если произвести анализ мизансцен телепрограмм, в которых наличествуют элементы интервью, или которые сами являются развернутыми интервью, то мы обнаружим, что в большинстве из них собеседники располагаются в лучшем случае в пределах социальной зоны общения и, гораздо чаще, в публичной. Тем самым формализируются попытки установления диалога. Такое мизансценирование выглядит адекватным тогда, когда собеседник журналиста – лицо официальное. Но оно противоречит целям и задачам доверительного разговора. Поэтому важно найти некоторую золотую середину, чтобы не слишком вторгаться в личную зону собеседника, с одной стороны, и чтобы не удаляться от него, с другой. В ряде случаев, если это допускает режиссерское решение программы, журналист может расположиться непосредственно рядом с телекамерой, ориентированной на его гостя, и из этого положения вести с ним беседу46.

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ИНТЕРВЬЮ:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: