Ситуация и собеседник

Все они: ученые, писатели, артисты – по-своему

невменяемы. К ним нужен особый подход. Потому что

они живут своей, придуманной ими жизнью.

Юлиан Семенов. “17 мгновений весны”

Получение согласия на интервью необходимой персоны – первый и едва ли не самый важный шаг в этом виде творчества. Добиваться этого можно разными способами. Однако надо помнить о том, что в любой ситуации данная процедура должна организовываться журналистом с учетом КОНКРЕТНОЙ личности предполагаемого собеседника и КОНКРЕТНЫХ обстоятельств его жизни и работы. Ясно, что в случае авиакатастрофы руководитель аэропорта на контакт с журналистами пойдет гораздо менее охотно, чем тогда, когда тот же самый аэропорт готовится отметить юбилейную дату со дня своего открытия. Поэтому конкретные виды интервью не всегда могут быть адекватны по своим целям и задачам тем реалиям, в которых существует и действует “объект вашего внимания” как журналиста. Очевидно, что создание на радио или в телеэфире интервью-портрета руководителя “Ленэнерго” Андрея Лихачева в период постоянных отключений электричества в домах петербуржцев в условиях сильных морозов зимой 2002\03 годов было явно неуместно и могло принести совсем неожиданные результаты с точки зрения восприятия потенциальной аудиторией. А вот получить у него проблемное интервью в связи со складывающейся в руководимой им энергосистеме ситуацией было бы более чем уместно33.

Есть и определенная специфика в том, когда и как лучше договариваться о возможном интервью с представителями разных профессий. С руководителями государственных учреждений не стоит связываться по данному поводу в понедельник в первой половине, когда проводятся всевозможные “аппараты” и совещания. Вас просто при телефонном звонке не соединит секретарь-референт с искомым ответственным лицом. С гастролирующими артистами и звездами шоу-бизнеса \в случае если вы не имеете прямого выхода на них\ интервью может быть организовано только при непосредственном участии тех, кто продюсирует выступления при условии, что вы успеете заявить о своем первенстве в этом вопросе. Чаще всего согласие получают представители тех СМИ, которые являются информационными спонсорами гастролей. Легко уяснить и то обстоятельство, что с представителями артистического мира по телефону лучше всего разговаривать об интервью не раньше десяти-одиннадцати часов утра. Если же вы решитесь на личную встречу с артистом, певцом, музыкантом, чтобы получить согласие на беседу, то подходите к нему на свидание лучше всего после спектакля, концерта или выступления. У вашего будущего собеседника в такой ситуации - вполне приподнято-возбужденное настроение и эмоционально он готов к контакту.

Еще более успешным станет ваш контакт с искомой персоной, если вас порекомендует кто-то из ближайших друзей или доверенных лиц, или из тех, в ком заинтересован так нужный вам для интервью персонаж34. Не стоит пренебрегать и помощниками VIPов, которые подчас играют решающую роль в получении согласия. Автору этих строк некоторое время назад довелось вести долгие и упорные переговоры о возможном интервью с помощниками такого занятого человека как Зураб Церетели. Пришлось пройти все этапы согласования и проверок, вплоть до составления перечня возможных вопросов. Было оговорено, что Церетели как Президент Академии Художеств не будет отвечать на вопрос о временном перемещении фондов музея Академии из Петербурга в Москву. В конце концов, местом и временем для интервью был определен…дружеский ужин Зураба Константиновича в одном из отелей Санкт-Петербурга. Процедурные тонкости на предварительном этапе были выдержаны не зря: интервью со знаменитым скульптором продолжалось полчаса и было крайне благожелательным по отношению к журналисту.

Точный учет обстоятельств жизни и творчества артистической личности помогает порою добиться согласия со стопроцетной гарантией. Можно сослаться на собственный опыт. Андрон Михалков-Кончаловский и Михаил Шемякин проявили лояльность по отношению к автору этих строк и дали согласие не только на интервью, но и на то, чтобы сниматься в телепрограмме “Мужские истории”, держа в уме предстоящие премьеры собственных постановок в Мариинском театре. Оперы Прокофьева “Война и мир” в первом случае, и балета Чайковского “Щелкунчик” во втором35. И режиссер, и художник использовали предоставившиеся возможности для дополнительной рекламы собственных творений.

Не стоит, наверное, объяснять и то обстоятельство, что для политических деятелей их податливость по части согласия на интервью увеличивается по мере приближения к очередным выборам разного уровня. Однако, чтобы журналистский труд не пропал зря, необходимо соблюсти отведенные законом сроки для предвыборной агитации. И если вы намерены затрагивать в беседе с политиком вопросы, связанные с его личной биографией, то лучше выпустить такое интервью до наступления срока ответственности за публикации агитационных материалов “за” или ”против” того или иного кандидата блока или партии. Если ваш текст или передача “публикуются” в сроки, предусмотренные действующим законодательством для агитации, то в подобном общественно-политическом контексте интервью сразу же приобретает двусмысленное значение и очевидно воспринимается как пропагандистский материал.

Наличие личных и дружеских связей с VIPами облегчает жизнь журналиста при получении согласия на интервью. Но если вам еще только предстоит налаживать отношения с кандидатом на беседу с вами, то можно воспользоваться и официальными каналами. Для того, чтобы получить первое интервью у “объекта вашего внимания”, такой метод установления контакта общепринят и вполне результативен. Особенно в общественно-политической сфере. Сегодня во всех более или менее крупных государственных учреждениях, политических образованиях и объединениях, общественных организациях существуют либо подразделения, либо уполномоченные лица, отвечающие за контакты с прессой. Пресс-службы или соответствующие департаменты имеют большинство коммерческих структур регионального и федерального уровня. Использование этих подразделений для выполнения поставленного редакцией задания - эффективный инструмент повседневной журналистской практики. Но для этого сотрудник СМИ должен иметь официальный статус \корреспондент, ведущий, обозреватель и т.п.\, удостоверенный соответствующим документом.

Хороший повод для установления контакта – назначение известного лица на новую должность. Как правило, в подобной ситуации “объект вашего внимания” более открыт для общения с прессой. Важно уметь использовать любой информационный повод для того, чтобы войти в контакт с искомой персоной. Поэтому, выбрав определенную сферу журналистской специализации, постоянно следите за тем, как развиваются события в интересующей вас области, какие здесь проявляются тенденции и возникают проблемы. Обращайте внимание, прежде всего, на комментарии и суждения специалистов. Вполне вероятно, что один из комментаторов – ваш будущий и желаемый собеседник. Тогда у журналиста возникает явный повод для установления контакта с искомой персоной под предлогом получения комментария к высказанному мнению36.

Событийный мониторинг – основа профессиональной деятельности журналиста. Отсюда становится очевидной еще одна рекомендация, которую важно соблюдать для успешной реализации творческих планов начинающего интервьюера:

ни одно важное событие в избранной вами сфере профессионального интереса не должно оставаться вне вашего внимания.

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕРВЬЮ:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: