Аристотель. Любое интервью начинается с того, что журналист либо получает редакционное задание, либо самостоятельно инициирует встречу с интересующим его VIPом или

Любое интервью начинается с того, что журналист либо получает редакционное задание, либо самостоятельно инициирует встречу с интересующим его VIPом или компетентным специалистом. Выбор респондента определяет и тематику предстоящей беседы. Ясно, что с менеджером банка следует беседовать, скорее, о курсе валют, чем о проблемах развития грамматики русского языка. А с популярным артистом – о сыгранных им ролях и взаимоотношениях с режиссерами, чем о геополитическом положении Индии.

В последнее время достаточно популярным становится и тематическое перекрестье специализации респондента с обсуждаемыми в рамках интервью проблемами. Достигший значительного социального статуса и высокой степени общественной известности профессионал вызывает интерес СМИ как личность, как лидер мнения. И потому журналиста при беседе с ним могут интересовать не только факты и сведения из жизни и карьеры своего визави, но и его суждения по конкретным вопросам жизни города, региона, страны. Опыт показывает, что именно широта взглядов подобных знаменитых профессионалов продуцирует в ходе интервью неожиданные повороты дискутируемых в обществе проблем. Однако при подготовке к встрече с подобной персоной журналисту необходимо заранее оговорить круг предлагаемых к обсуждению тем, акцентируя внимание на том, что останется за пределами разговора30. Неожиданные импровизации в ходе интервью в виде вопросов “Что Вы думаете о проблеме Чечни?” в ситуации, когда журналист предварительно попросил режиссера рассказать о предстоящей премьере его нового фильма, ничего, кроме раздражения, у собеседника не вызовет. Что, впрочем, не исключает и варианта отклонения от темы беседы, но с обязательного согласия интервьюируемого.

Стоит запомнить раз и навсегда: ЧЕСТНОСТЬ – ЛУЧШАЯ ТАКТИКА В ИНТЕРВЬЮ. Ибо она скорее вызовет доверие собеседника и расположит его к журналисту, чем всякие вопросы с “двойным дном”. Не забывайте: ваш респондент, как правило, не в первый раз общается с представителями прессы и примерно ориентируется в том круге вопросов, которые могут прозвучать из уста корреспондента. Против вопросов, носящих провокационный или обидный для него характер, он может выстроить целую систему защиты. А в ряде случаев просто-напросто отказаться отвечать на них. Вы сильно рискуете в подобной ситуации вообще остаться без интервью31.

Во избежание такого исхода стоит тщательно настроится на будущего собеседника. Для этого, прежде всего, необходимо собрать о нем максимально возможную биографическую информацию, включая данные о семейном положении, родственниках, возрасте, месте рождения и т.д. Это позволит сэкономить время при беседе. Очень помогает на этапе подготовки знакомство с записями или текстами тех интервью, которые давал “объект вашего внимания” раньше. Во-первых, вы сможете выяснить наиболее часто звучащие вопросы \а, следовательно, сформулировать их по-другому либо избежать их вовсе\. Во-вторых, уяснив мнение вероятного собеседника по ряду проблем, впоследствие вы сможете использовать сказанное им как аргумент в дискуссии, если таковая возникнет.

Сбор информации о любой персоне нынче облегчен наличием Интернета, где может существовать даже персональный сайт интересующего вас человека. Но не стоит пренебрегать и традиционными печатными источниками, каковыми являются справочные издания, книги, монографии, статьи в газетах и журналах. В ряде случаев небесполезным было бы посещение и специализированных библиотек, в которых, как правило, существуют персональные библиографические подборки публикаций, посвященных знаменитой личности, прославившейся в той или иной сфере деятельности.

Игнорирование этапа сбора предварительной информации о собеседнике достаточно часто ставит корреспондента, берущего интервью, в двусмысленное положение неосведомленного человека, вынужденного, что называется, прямо по ходу беседы расспрашивать знаменитую персону о вехах творческого пути или ступенях карьеры. Однажды пришлось быть свидетелем парадоксальной ситуации, когда корреспондент НТВ \кстати, специализирующийся на освещении культурной жизни Петербурга\, прибыв на премьеру нового фильма Эльдара Рязанова, начал интервью с кинорежиссером с вопроса: “Скажите, пожалуйста, какие фильмы вы сняли за последнее время?” Надо ли объяснять реакцию мэтра отечественного кино на столь очевидную неподготовленность интервьюера? Даже если вы не знаете каких-то фактов из жизни предполагаемого собеседника, то постарайтесь заранее выяснить об этом у тех, кто осведомлен лучше вас. Тогда у вас есть шанс избежать при интервью обостренно-негативной реакции респондента на вопросы, которые могут показаться ему неделикатными. И, конечно, перед тем, как отправляться на интервью, необходимо уточнить фамилию, имя, отчество и должность вашего собеседника.

Нынешняя практика журналистского творчества предполагает достаточно раннее начало специализации по темам публикаций, видам и типам радио- и телепрограмм. Поэтому позвольте дать еще один совет, следование которому сможет облегчить профессиональную деятельность будущего интервьюера. С ПЕРВЫХ ШАГОВ ЖУРНАЛИСТСКОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ СОБИРАЙТЕ ДОСЬЕ ИЗ ОТКРЫТЫХ И ОПУБЛИКОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО КОНКРЕТНЫМ ПЕРСОНАМ, ИЗВЕСТНЫМ В ВЫБРАННОЙ ВАМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ. Позже вы сможете с помощью досье сэкономить время при непосредственной подготовке интервью. Что касается закрытых источников информации о человеке, то это – удел специальных государственных органов, за помощью к которым журналист может обращаться только в исключительных случаях32.

Никто не запрещает журналисту для сбора информации о персоне своего будущего собеседника использовать косвенные источники, к каковым можно отнести мнение знающих его людей. Или тех, кто трудился и трудится рядом с ним. Если журналист предполагает встречу с лицом, занимающим важное общественное положение или высокую государственную должность, то обязательным условием подготовки к интервью следует считать беседу с пресс-секретарем или иным уполномоченным сотрудником пресс-службы. Такая консультация поможет более точно определить формат, тематику и продолжительность предстоящего общения. Не постесняйтесь во время встречи с пресс-секретарем попросить о подготовке дополнительных фотографических и видеоматериалов, касающихся вашего собеседника. Если вам удастся познакомится с ними накануне встречи, то это позволит понять и почувствовать будущего визави более наглядно и объемно.

В случае, если журналисту предстоит проблемное интервью, то абсолютно необходимым является предварительное знакомство с кругом обсуждаемых в той или иной отрасли человеческой деятельности актуальных проблем. Если для интервью выбрана какая-нибудь одна тема, то на этапе подготовки явно не помешает выяснение наиболее характерных фактов, статистических данных, сведений, типичных суждений и прогнозов. Не ленитесь фиксировать их отдельно, вплоть до выписок на отдельные карточки или в рабочий блокнот. Неплохо было бы уточнить и непонятные термины и определения, употребляемые специалистами данной области.

Особое внимание необходимо обращать на разработку драматургии интервью. С этой целью полезно придуманные вопросы записать на бумаге в том порядке, в котором вы предполагаете их задавать собеседнику. В фиксированном виде наиболее наглядно проявляются те моменты предстоящей беседы, в которых интервью может пойти не в том направлении, как задумывал изначально журналист. Перечень вопросов, КОТОРЫЕ ВЫ ПЛАНИРУЕТЕ ЗАДАТЬ ВО ВРЕМЯ ИНТЕРВЬЮ, – не догма, но руководство к действию. В ряде ситуаций \особенно с высокопоставленными чиновниками, дипломатами\ предоставление в распоряжение интервьюируемого списка вопросов является обязательным условием проведения интервью. Здесь важно соблюдать некоторую осторожность, оставив “в запасе” те вопросы, которые могут вызвать раздражение и отторжение противоположной стороны. Позже, при проведении интервью, их можно задать собеседнику в удобный момент, когда общение наладится.

Важный момент подготовки к интервью – техническое оснащение журналиста. Если вы предполагаете использовать полученную беседу в качестве текста в газете или журнале, а также на радио, то следует тщательно проверить ту аппаратуру, которую вы возьмете с собою на встречу. Небрежность в данном вопросе может привести к тому, что после встречи с респондентом вы останетесь без записи беседы \причина – неисправность звукозаписывающей техники\. Поэтому позволим себе обозначить еще одно правило в технологии подготовки к интервью: ТЩАТЕЛЬНО ПРОВЕРЯЙТЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЗАПИСИ, КОГДА ОТПРАВЛЯЕТЕСЬ НА БЕСЕДУ.

Если вы намерены снять телевизионную беседу со знаменитой персоной \или компетентным специалистом\ за пределами студии, то предпочтительнее работать с двумя камерами, ориентированными по отдельности на журналиста и его визави. В идеальном варианте организации выездных съемок подобной беседы необходимы также монитор \для коррекции “картинки” и внешнего вида участников интервью\, микшерский пульт \для контроля качества звука\ и комплект осветительной аппаратуры. Преимущества студийного варианта записи интервью в электронных СМИ очевидны и не требуют комментариев. Хотя увлекаться обилием телекамер не стоит. Вполне достаточно трех. Одна может быть направлена на журналиста, другая – на его собеседника, третья будет давать общий план обоих участников интервью. На радио интервью, как правило, записывается в виде беседы журналиста и гостя у одного микрофона в студии. Аналогичная мизансцена сохраняется на радио и при проведении интервью в режиме прямого эфира.

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕРВЬЮ:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: