double arrow

Артур Бейр

Умение задавать вопросы – одно из главных профессиональных качеств журналиста. Без постоянных тренировок и опыта общения здесь не обойтись. Практические навыки приобретаются в работе, в том числе и на подготовительном этапе, когда вы еще только-только задумали интервью. При составлении плана предстоящей беседы стоит учитывать еще одну рекомендацию: СТАРАЙТЕСЬ СПЛАНИРОВАТЬ ИНТЕРВЬЮ ТАКИМ ОБРАЗОМ, ЧТОБЫ НАИБОЛЕЕ ТРУДНЫЕ И ПРОБЛЕМНЫЕ ДЛЯ ВАШЕГО СОБЕСЕДНИКА ВОПРОСЫ ПРОЗВУЧАЛИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ БЕСЕДЫ. ВО ВСЯКОМ СЛУЧАЕ, НЕ В САМОМ ЕЕ НАЧАЛЕ.

Автору пособия приходилось неоднократно встречаться и беседовать с генеральными консулами разных стран, аккредитованными в Санкт-Петербурге. Очевидно, что в истории отношений с рядом государств у России \как и у Советского Союза\ были драматические этапы и непростые проблемы. Например, для любого венгра будет болезненным воспоминание о событиях 1956 года, как для чеха или словака – разговор о трагедии 1968 года. В разговоре с поляками может возникнуть тема Катынского расстрела польских солдат и офицеров или Варшавского восстания. С эстонцем, латышом или литовцем надо очень деликатно обсуждать тему борьбы бывших советских прибалтийских республик за выход из состава СССР или тему сталинских репрессий после их инкорпорации в Советский Союз. Во всяком случае, когда проходило мое интервью с генеральным консулом Литвы в Петербурге господином Ронкайтисом, то вопрос о преодолении в его стране синдрома антисоветизма был задан в самом конце разговора. Ответ был получен вполне дипломатичный, корректный, но во многом объективный.

Если вы захотите перейти на личные темы \что особенно часто происходит в интервью с людьми искусства и представителями шоу-бизнеса\, то лучше всего спросить у вашего собеседника разрешения. Несанкционированное любопытство может привести к тому, что ваш визави просто завершит интервью раньше оговоренного срока. Но если вы все же решились задать вопрос о личной жизни “объекта вашего журналистского внимания”, то постарайтесь также сделать это тогда, когда вы уже обсудили проблемы, представляющие для вашего собеседника, прежде всего, сферу его профессиональной деятельности. Люди, особенно мужчины, положительно оценивают ситуацию, когда с ними cначала разговаривают о том деле, которым они занимаются, а уж затем, как они проводят досуг. Формулировка данной рекомендации выглядит так: СНАЧАЛА СПРАШИВАЙТЕ О ДЕЛЕ, А ПОТОМ – О СЕМЬЕ, ХОББИ И ЛЮБВИ.

Данная схема беседы базируется на закономерностях межличностного общения. Чем дольше люди общаются \они могли встретиться друг с другом впервые в жизни\, тем глубже происходит процесс взаимной психологической адаптации собеседников. Проще говоря, они привыкают друг к другу. Вот почему для успеха интервью так желательно предварительное знакомство с собеседником. Хотя бы на уровне визуальном, чтобы и вы, и он \она\ представляли себе друг друга.

Если вы же впервые в жизни видите вашего собеседника, то постарайтесь избегать вопросов, связанных с состоянием его здоровья, уровнем доходов, недостатками характера, привычками. Это – уже сфера личной жизни, которая в западной журналистике имеет точное юридическое определение – “privacy”. Вторжение в нее, даже если только и с вопросами, есть нарушение этики интервью. Особенно, если спрашивает малознакомый для интервьюируемого человек. Впрочем, если это необходимо для будущего материала или передачи, то вопрос может прозвучать. Только формулировка его должна быть максимально корректной. В декабре 2001 года мы записывали интервью с Александром Розенбаумом, который, как известно, в молодости был склонен злоупотреблять горячительными напитками. Где-то в середине беседы ведущий, почувствовав, что собеседник уходит в “глухую защиту”, решился вбросить интересующий его вопрос. И вот что из этого вышло….

“СЕРГЕЙ НЕВСКИЙ: Вы много гастролируете, много выступаете. Ваша жизнь – постоянный стресс. Я сам видел, с какой самоотдачей вы работаете на сцене. Но вы же врач, и знаете, что силы организма не беспредельны. Вам часто приходилось использовать традиционный российский метод расслабления и отдыха?

АЛЕКСАНДР РОЗЕНБАУМ: Вы алкоголь имеете в виду?

CЕРГЕЙ НЕВСКИЙ: Да….

АЛЕКСАНДР РОЗЕНБАУМ: Так вот. Сейчас я отвечу на этот ваш вопрос. И раз и навсегда закроем эту тему. И больше к ней возвращаться не будем? \Пауза\

Согласны?

СЕРГЕЙ НЕВСКИЙ: Да, согласен.

АЛЕКСАНДР РОЗЕНБАУМ: Я бросил пить после того, как со мной случилась клиническая смерть во время перелета из Петербурга в Австралию. Впрочем, я сам был в этом виноват, потому что мы очень долго – почти сутки – летели, а пили много. В итоге – сердце остановилось…”59.

Обратите внимание на ремарку – “пауза”. Она была очень долгой. Видимо, мой собеседник принимал решение: прервать интервью или нет? Приняв его, он остался за столом и наш разговор продолжился.

Сегодня психологи разработали достаточно регламентированную технологию того, как надо задавать вопросы. Для того, чтобы вы могли чувствовать себя более уверенно в ситуации интервью, приводим ниже их классификацию. В.Н.Панкратов предлагает ее в качестве инструмента делового общения. На наш взгляд, интервью также есть деловое общение, имеющее целью получение информации. Итак.

Первая пара классификации – по степени выраженности: явныЕ и скрытыE вопросы.

Явный вопрос выражает желание установить неизвестное. Например: Скажите, пожалуйста, где Вы родились? Скрытый вопрос выражается лишь своими предпосылками, а установка на получение неизвестной информации срабатывает после осмысления предложенных предпосылок. Например: Ваши родители ведь поженились в Самаре? И после положительного ответа на данный скрытый вопрос, может последовать его продолжение. Например: Там вы и родились?

Вторая пара классификации – вопросы по характеру структуры: ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ.

Простой вопрос предполагает только одно суждение. Например: Когда Вы родились?

Cложный вопрос образуется из простых с применением логических союзов “если, то”, “или”, “и” т.д. Ответ на него должен выражаться, как минимум двумя суждениями. Например: Если вы родились в 1970 году, то должны были стать пионером и комсомольцем?60

Третья пара классификации – вопросы по способу запроса неизвестной информации: УТОЧНЯЮЩИЕ И ВОСПОЛНЯЮЩИЕ.

Уточняющий вопросы имеют и второе название – “ли”-вопросы. Они направлены на потверждение истинности высказанных в них суждений. Например: правда ли, что Вас исключали из театрального института за профессиональную непригодность? В подобных вопросах присутствует частица “ли”, включенная в такие словосочетания как “правда ли”, “действительно ли”, “необходимо ли” и т.д.

Восполняющий вопрос направлен на получение новой информации. Например: C кем вместе Вас исключали из театрального института?

Четвертая пара классификации – вопросы по количеству возможных ответов: ОТКРЫТЫЕ И ЗАКРЫТЫЕ.

На открытый вопрос можно дать неопределенное количество ответов. Например: Какие у Вас самые яркие воспоминания об учебе в театральном училище?

Закрытый вопрос подразумевает количественно ограниченное вариантов ответов. Например: Сколько раз Вы пытались поступить в театральное училище?

Пятая пара классификации вопросов – по отношению к познавательной цели: УЗЛОВЫЕ И НАВОДЯЩИЕ.

Узловым вопрос называется в том случае, если ответ на него дает возможность получить конкретное описание решения той или иной проблемы, рекомендацию, связанную с той или иной сферой жизни, прогноз на развитие той или иной ситуации в будущем. С помощью узлового вопроса журналист более четко понимает мировоззрение своего собеседника, его взгляды, позицию. В конце концов, ответ на узловой вопрос есть одна из возможных кульминационных точек в драматургии интервью. Например: Считаете ли Вы, что человек творческой профессии должен занимать административно-руководящие посты? Или: Если бы Вам предложили должность министра культуры, то Вы бы согласились?

Наводящий вопрос приближает собеседника к обсуждению темы, которая волнует журналиста в интервью. Он подготавливает появление узлового вопроса. “Разминает” ситуацию общения эмоционально и интеллектуально. Создает ту самую цепь вопросов, когда в структуре беседы предшествующий ответ “провоцирует” cледующий вопрос. Если вы посмотрите на два примера, которые были приведены в предыдущем абзаце, то вы можете легко превратить эти вопросы в наводящие перед узловым вопросом типа: Вы считаете, что в современной России художник обязан сотрудничать с властью?

Шестая пара классификации вопросов – по правильности постановки: КОРРЕКТНЫЕ И НЕКОРРЕКТНЫЕ.

Корректным называется вопрос, предпосылкой которого является истинное и непротиворечивое знание. Мы уже приводили пример возможного вопроса человеку, который родился в 1970 году. Он касался его пребывания в молодежных коммунистических организациях. Вопрос будет вполне корректным, если Вы, зная дату рождения собеседника, зададите ему вопрос о том, являлся ли он членом КПСС.

Некорректный вопрос основывается на ложной или неправильно воспринятой информации или суждении, смысл которых не определен. Например, вы спрашиваете ученого: правда ли, что на Марсе есть биологическая форма жизни? Некорректным можно назвать и такой вопрос, который базируется на домыслах, непроверенной информации, слухах. В журналистском обиходе ими, как правило, пользуются представители СМИ таблоидного типа61.

Некорректные вопросы теоретики разделяют на два типа: тривиально некорректные и нетривиально некорректные. В первом случае вопрос является таковым, если содержит неясные слова и словосочетания. В.Н. Панкратов в своей книге приводит наглядный пример подобного вопроса: “Приводят ли критическое метафизирование абстракциями и дискредитации тенденции церебрального субъективизма к игнорированию системы парадоксальных иллюзий?”62 Попробуйте более простыми словами объяснить: о чем вопрос?

Вывод из этого следует один: КОГДА ВЫ ЗАДАЕТЕ ВОПРОС, ТО СТАРАЙТЕСЬ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПОНЯТНЫЕ И ВАМ, И ВАШЕМУ СОБЕСЕДНИКУ СЛОВА, ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ.

Если собеседник не смог адекватно отреагировать на ваш вопрос, то не стесняйтесь переспросить о том, все ли ему ясно. Иначе с трудом налаживаемое общение и доверие может разрушиться в мгновение ока.

Случай нетривиально корректного вопроса заключается в том, что его предпосылкой является ложное утверждение. Следовательно, на подобный вопрос нельзя дать истинного ответа. Например, вы допускаете, что ваш собеседник, популярный актер кино, побывал на Марсе \хотя, как известно, на эту планету космическая экспедиция планируется не раньше чем через двадцать лет\. Задавая ему вопрос: а правда ли, что на Марсе яблони цветут?, вы заведомо ставите своего собеседника в неловкое положение, потому что любое его серьезное высказывание по этому поводу может восприниматься как ложное. Потому что, во-первых, на Марс он не летал, а, во-вторых, еще не доказано, что на данной планете может быть какая-либо фауна.

Приведенная выше классификация – хороший инструмент для овладения тайнами интервью как вида журналистского творчества63. Но есть еще один эффективный способ добиться от собеседника желаемой откровенности в разговоре. Или, как говорят на профессиональном слэнге представители правоохранительных органов, “расколоть” cвоего визави. Однако применять данный способ лучше всего тогда, когда журналист освоится с премудростями науки интервью. Заключается он в следующем: СТАРАЙТЕСЬ НЕ ЗАДАВАТЬ ВАШЕМУ СОБЕСЕДНИКУ ТРАДИЦИОННЫХ И ОЧЕВИДНЫХ ВОПРОСОВ. НЕ СПРАШИВАЙТЕ У НЕГО О ТОМ, О ЧЕМ СПРАШИВАЮТ ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ ЖУРНАЛИСТЫ. Автору пособия приходилось применять такой способ общения в рамках интервью на практике. Особенно при записях телевизионной программы “Мужские истории”. И в ряде случаев это приносило хорошие результаты. Так, когда Михаил Боярский появился на съемках передачи в своей черной шляпе с полями, то она смотрелась как-то странно в интерьерах фешенебельного ресторана. Мой собеседник явно ждал, что я спрошу его о том, почему это он постоянно носит шляпу. Стоило большого труда удержаться от очевидного, “подставленного” мне вопроса. И наше общение ввиду незаданного вопроса только выиграло. Михаил Сергеевич начал рассказывать удивительные новеллы из своего детства и юности. Вторым провоцирующим, незаданным вопросом стал для Боярского вопрос о роли Д^Артаньяна в знаменитом телесериале. И здесь ведущему удалось выдержать паузу. В результате наш разговор пошел о не столь известных большинству телезрителей ситуациях, связанных с биографией популярного артиста. Например, Михаил Сергеевич рассказал драматическую историю о том, как в день смерти отца ему пришлось выходить на сцену театра имени Ленсовета, поскольку он был занят в спектакле и отменить его не было никакой возможности.

Напомним также и о тех правилах постановки вопросов, которые формулирует уже известный нам исследователь-практик. Следование им поможет журналисту справиться с задачей проведения интервью:

“Корректность постановки вопроса. Они должны быть правильно сформулированы по форме и содержанию. Провокационные и неопределенные вопросы недопустимы.

Предусмотрение альтернативности ответа \”да” или “нет”\ на уточняющие вопросы.

Краткость и ясность формулировки вопроса. Длинные, запутанные вопросы затрудняют их понимание и ответ на них.

Простота вопроса. Если вопрос сложный, то его лучше разбить на несколько простых.

Отличие обычных вопросов от риторических. Риторические вопросы, как известно, являются суждениями, так как в них содержится утверждение или отрицание, обычные же вопросы суждениями не являются”.64

Заметим, что, несмотря на жесткость приведенных правил, они – лишь дополнительный инструмент журналистского творчества. Поэтому их применение – не догма. В практической деятельности представителя СМИ бывают случаи, когда из-за ситуации \недостаток времени, неудобное место и т.д.\, в которой вы берете интервью, соблюдать все эти рекомендации не представляется возможным. Но знать и стараться следовать им необходимо.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: