double arrow

ДИСЦИПЛИНА ИНТЕРВЬЮ

Нравственные правила походят на знаки,

которые указывают путь на поприще жизни

и показывают подводные камни.

Пьер Буаст

Для того, чтобы ваше интервью было успешным, желательно соблюдать не только те рекомендации, которые приводятся в этом пособии, но еще и помнить о том, что вы общаетесь, прежде всего, с человеком. И в принципе на журналистскую работу распространяются те же психологические законы, что и на любую другую сферу профессиональной деятельности. Поэтому рекомендуем усвоить на самом первом этапе журналистской карьеры нехитрый свод правил, соблюдение которых поможет вам достичь успеха.

НИКОГДА НЕ ОПАЗДЫВАЙТЕ НА ИНТЕРВЬЮ. Старайтесь придти на встречу за пять-десять минут до назначенного времени. Лучше ждите вы, чем будут ждать вас. Если вы отправляетесь к официальному лицу, то эти минуты ожидания в приемной руководителя или в коридорах власти могут стать временем невольного сбора дополнительной информации об учреждении или организации, в которой вы оказались. Лишнее время можно также использовать для дополнительного настроя на беседу. Вы можете проверить список заготовленных вопросов, лишний раз пролистать ваши предварительные записи, освежить в голове сведения, необходимые для проблемного разговора.

Кроме того, появившись заранее, вы продемонстрируете свое уважение к собеседнику, свою заинтересованность в его положительной реакции на вашу персону. А самое главное, точность – вежливость не только королей, но и просто воспитанных людей.

Стоит внимательно следить и за хронометражом вашего общения с “объектом профессионального внимания”. Не стоит чрезмерно пользоваться гостеприимством, затягивая интервью. Старайтесь закончить его в точно установленное время. Поэтому и не стесняйтесь контролировать ход интервью с точки зрения получения нужных ответов на ваши вопросы. Для этого необходимо четко контролировать то время, которое тратит ваш собеседник на ответ. Если ответ по вашему мнению затягивается, то можно аккуратно посмотреть на часы. Желательно, чтобы этот жест был увиден вашим “ответчиком”.

Направляясь на интервью, продумайте свой внешний вид. Хотя журналист может использовать ту одежду, в которой, прежде всего, ему удобно работать. Однако некоторые минимальные требования – чистота и аккуратность – все же стоит соблюдать. Ничто в вашей одежде не должно отвлекать интервьюируемого от общения с вами. Иные молодые дамы, игнорируя возможный человеческий и мужской интерес собеседника к собственной персоне, носят порою слишком яркие блузки, кофточки, платья с разрезами и вырезами, мини-юбки. Стоит, наверное, помнить, что свою привлекательность надо демонстрировать в иных ситуациях65. Ваша одежда должна соответствовать социальному статусу вашего собеседника и тем обстоятельствам, в которых вы берете интервью. Очевидно, что если вас приглашают на интервью к губернатору, то джинсы и футболку стоит оставить дома, надев костюм. Также нелепо, отправляясь в ночлежки для бездомных одеваться в смокинг с бабочкой. Он вам может пригодится для официальных приемов и элитных мероприятий. Но в любой ситуации не забывайте о том, чтобы взять с собою рабочие “инструменты” в виде записных книжек, авторучек, диктофона, фотоаппарата и т.д.

Общение с собеседником, объектом вашего интервью, стоит начать с приветствия и собственного представления. Желательно, чтобы журналист обменялся визитными карточками с тем человеком, с которым ему предстоит общаться. Если вы пригласили гостя на запись радио- или телепрограммы в студию или в соответственно подготовленный интерьер, то вполне уместным будет предложение чашки кофе или чая.

Достаточно часто гости появляются в студии в сопровождении своих родных, близких и коллег. Не стоит сразу же отделять вашего главного героя от группы или спутника\спутницы\. Но сразу же стоит оговорить, где они будут находиться непосредственно во время записи. Если вы записываете интервью на радио, то в записывающей студии должны находиться только вы и ваш собеседник.

Сложнее добиться такого уединения, если вы проводите запись телепрограммы в павильоне или каком-либо интерьере красивого помещения. Обычно сопровождающие устраиваются где угодно и как угодно. Опыт показывает, что наличие рядом знакомого человека провоцирует вашего визави не только на неадекватные реакции, смущение при определенных тематических поворотах интервью, но и на элементарное нарушение мизансцены, когда “объект вашего профессионального внимания” постоянно поворачивается в сторону от телекамеры, ища взглядом знакомые лица. Поэтому для сохранения нужной композиции кадра во время записи надо размещать сопровождающих гостя людей за теми камерами, которые направлены на вашего собеседника. Идеальный же вариант – вообще изолировать его от сопровождающих. Иначе получится ситуация, которая сложилась на площадке при съемке самой первой программы “Мужские истории”. Гостем был артист Донатас Банионис вместе с супругой. Ведущий задал вопрос об отношениях звезды театра и кино с поклонницами. Реакция была любопытной. “Что вы меня все о поклонницах справшиваете? Ведь у меня жена здесь рядом!” – шутливо парировал вопрос известный актер.

Ваши жесты и ваша поза во время интервью – такой же фактор успеха, как и умело заданный вопрос. Журналист может и должен располагаться рядом с интервьюируемым так, как ему удобно для работы. Но соблюдение правил хорошего тона при этом никто не отменял. Не стоит наваливаться грудью на стол или разваливаться в кресле или на стуле, закинув ногу на ногу. Даже если так поступает ваш собеседник.

Существует немало рекомендаций, как вести себя во время интервью, чтобы общение было результативным и приятным. Все мы – люди со своими слабостями, привычками, желаниями, темпераментом. И тот, кто спрашивает, и тот, кто отвечает. Поэтому старайтесь, прежде всего, настроиться на эмоциональную волну вашего визави. Он – такой же, как и вы. Вы играете роль внимательного и корректного слушателя, задающего вопросы. А он играет роль профессионала, отвечающего на заданные вопросы. При этом, не забывая и о своей социальной роли. Позволим здесь дать некоторые советы не столько профессионального, сколько общежитейского характера. Но они вполне могут выручить вас и во время выполнения редакционного задания, и в общении во время интервью.

Сошлемся на авторитет классика ХХ века, американского писателя Джона Стейнбека. В его романе “Благостный четверг” описана жизнь небольшого приморского городка, в котором есть разные развлекательные заведения. И вот хозяйка одного из них по имени Фауна наставляет молоденькую “cотрудницу” Cюзи…

“Фауна вздохнула: Держи рот на замке – убережежься от многих неприятностей.

- Это правильно, - сказала Сюзи. – Но не получается у меня молчать.

- А ты учись – всему на свете можно научиться…Что ты, что я – обе любим высказать собтственное мнение. Но если разобраться, какое оно собственное? Мы просто повторяем, что слышали или в кино видели. А молчать боимся. Вот тебе и второе правило: придержи свое мнение, потому что нет у тебя никакого мнения….Итак, правило третье. Учись слушать собеседника. Это вроде легко, но ведь никто не слушает! Зато если научишься слушать, можешь узнать много интересного…Вот мужчина что-то сказал, тебя это заинтересовало – так ты этого не скрывай! Вникни в его мысли, а не ломай голову, что бы самой такое ловкое вставить.

- Да, - вздохнула Сюзи, - неплохо бы мне этому научиться…

- Погоди, это еще не все. Осталось самое трудное правило, оно же самое легкое…Правило такое. Всегда оставайся сама собой, никем не притворяйся…Не делай вид, будто знаешь то, чего не знаешь: рано или поздно выплывет…И держи еще к этому правилу довесок: никогда не стесняйся спрашивать, за спрос денег не берут…Если хочешь знать, люди больше всего на свете любят учить других тому, что непонятно. Вот и давай им такую возможность!

- Какая ты молодец! – зачарованно сказала Сюзи. – Спасибо за советы. Только вот смогу ли я всему этому научиться.

- Сможешь…Я горжусь тобой. Умеешь слушать. Итак, ты – расчудесная. Но учти – всем на тебя наплевать. Никто про тебя не думает, все заняты собой. Как же сделать, чтоб тебя заметили?..Запомни: хочешь обратить на себя внимание, заговори с человеком о нем самом – проверенный способ! Видишь в нем что-то хорошее, красивое, умелое – скажи ему об этом. Однако льстить и притворяться не стоит… Итак, человек обратил на тебя внимание: и он тут же захочет что-нибудь для тебя сделать. И ради бога пусть делает. Не гордись: мол, ничего мне ни от кого не нужно, - так только дураки говорят…Потому что для человека в жизни самая большая отрада – дать что-то другому и знать, что дар твой – нужен”66.

При всей житейской практичности советов Фауны есть в них то, что можно назвать человеческим отношением к окружающим людям. И подобная эмоциональная настроенность на позитив в непростой работе журналиста может дать и дает, как правило, неплохие результаты с точки зрения творчества. Можно было бы назвать эту рекомендацию “правилом доброжелательности”. Необходимо видеть в собеседнике не противника, охраняющего от вас информацию или скрывающего военную тайну, но человека, уполномоченого выполнять определенные функции, обладающего комплексом прав и обязанностей и подчиняющегося принятым в обществе законам так же, как и правилам поведения и работы, которые приняты в той структуре, где он трудится.

Дисциплина интервью – это дисциплина доброты и благожелательности. Иначе вы как представитель СМИ будете постоянно оказываться в скрытой оппозиции к любому вашему собеседнику. Еще более сложные условия общения ожидают журналиста, когда его визави оказывается либо смущающимся человеком, либо уклончивым или враждебно настроенным.

В первом случае самым главным является начало общения. Дэвид Рэндалл в подобной ситуации рекомендует журналисту убедить своего эмоционально скованного собеседника сказать хотя бы одно слово67. Последующие действия имеют для спрашивающего такой же алгоритм, как и в случае общения с более открытым собеседником. Разница лишь в том, чтобы журналист не слишком прессинговал смущающегося визави вопросами, в том числе и теми, на которые последний либо затрудняется отвечать, либо он их просто-напросто боится.

В случае явного проявления враждебности или уклончивости вашего потенциального собеседника следует, наоборот, проявлять настойчивость в допустимых пределах корректности. Если собеседник не дает вам конкретные ответы, то тот же Д.Рэндалл советует предлагать ему различные варианты ответов68. Словом, не заискивайте, но демонстрируйте максимально возможную лояльность, готовность к сотрудничеству. При этом старайтесь анализировать ту информацию, которую вы получаете во время интервью. Вполне вероятно, что ваш собеседник что-то недоговаривает, желая утаить отрицательные факты, тревожные данные или сведения. Если вам без них никоим образом не обойтись в будущей статье или репортаже, то можно задать прямой вопрос – в лоб, но в таком случае надо быть готовым к тому, что вам ответят традиционной фразой: “Без комментариев”. Подобный ответ – не конец интервью, поэтому стоит через некоторое время повторить “заход” на неудобный вопрос, попытавшись задать его косвенным образом. Например, хрестоматийная ситуация для представителей СМИ складывается во время техногенных катастроф. Типичный вопроc – это вопрос о возможном количестве жертв. Задавая его в привычной форме со словом “cколько”, вы рискуете не получить искомой цифры. Во второй раз можно поинтересоваться, например, характером разрушений, количеством людей, находящихся в зоне катастрофы, требуемым количеством врачей и качеством оказываемой медицинской помощи. Можно попросить вспомнить аналогичные ситуации из практики тех, кто ликвидирует последствия катастрофы. Полученная таким косвенным путем информация поможет журналисту составить картину события даже в том случае, если официальные лица что-то скрывают.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: