Русская пословица

Любой журналист берет интервью для того, чтобы опубликовать его либо в печатных СМИ, либо в электронных. Поэтому и общение с “объектом своего пофессионального внимания” он должен высстраивать с учетом данного обстоятельства. В этой связи следует обратить особое внимание на несколько важных ситуаций, которые могут возникнуть в связи с тем, что содержание беседы должно быть обнародовано.

Во-первых, ваш собеседник в ходе разговора может сделать специальную оговорку: “Это – не для печати”. Постарайтесь сразу же определить: насколько серьезно для интервьюируемого высказанное им ограничение. Если он настаивает на нем, то вы обязаны соблюдать договоренность о том, что не будете оглашать “информацию не для печати”. Но никто не запрещает журналисту использовать ее в своей работе в иных ситуациях. Например, при разговоре с другим официальным лицом. Вбрасывание в разговор закрытой информации журналистом, как правило, производит сильное впечатление на собеседника. Но здесь важно чувство меры, чтобы ваш визави не начал выстраивать систему защиты от вашего осведомленного любопытства. Кроме того, необходимо проверить полученную "информацию не для печати” через другие источники, чтобы понять ее правдивость и важность. Так, например, поступали знаменитые корреспонденты американской газеты “Washigton Post” Карл Бернстайн и Боб Вудворд во время расследования известного скандала “Уотергейт”. Они пользовались нерасшифрованным для общественности персональным источником информации, компрометирующей администрацию президента США Никсона. Но при этом каждый полученный факт проверяли с помощью опроса других людей.

Во-вторых, всячески старайтесь в ходе интервью избегать обещаний по части того, что текст вашей беседы будет обнародован. Нет ничего хуже невыполненных обещаний. Лучше молчать, чем давать гарантии в публикации. Тем более, если в ходе интервью вы получили социально значимую и тревожную информацию. Ее публикация потребует, как минимум, визы руководителей издания или программы. В этом случае могут возникнуть проблемы, связанные с тем, что ответственные лица конкретного СМИ начнут вырабатывать позицию по освещению обсуждаемой в интервью теме.

В-третьих, если ваш собеседник попросил \или потребовал\ показать подготовленный вами для публикации текст интервью, то эту просьбу \или требование\ необходимо обязательно выполнить. Не секрет, что во время интервью журналистом могут быть неверно записаны какие-то сведения, цифры, факты, неправильно записаны фамилии и имена, а также должности интервьюируемого или людей, которых он упоминал. Кроме того, возможны изменения обстоятельств, в которых давалось интервью. Например, был отправлен в отставку какой-либо высокопоставленный чиновник, имя которого упоминалось в беседе. Или произошла отмена премьеры спектакля, в котором собирался участвовать популярный актер, у которого вы брали интервью.

Авторизация текста интервью обязательна, если вы его получили у официального лица или руководителя. Конечно, если позволяют обстоятельства. Для этого, как правило, используют пресс-службу или пресс-секретаря. Завизированный текст интервью – гарантия от возможных претензий к печатному изданию как со стороны того, кто интервью давал, так и со стороны тех, кто это интервью читал.

В случае с электронными СМИ \радио, телевидение\ подобная процедура представляется затруднительной вследствие более оперативного характера их функционирования. Если же вы используете записанную для радио и телевидения беседу в качестве основы конкретной передачи или программы, то вмешательство вашего экс-собеседника в ее редактирование нежелательно. Конечно, бывают исключения из правил. Обычно это происходит, когда передача или программа носят заказной характер. Или когда героем становится высокое должностное лицо государства. Но даже Владимир Путин не вмешивался в то, как беседовавший с ним режиссер Игорь Шадхан смонтировал передачу “Ночной разговор с президентом”, вышедшую в эфир на канале “Россия” 7 октября 2002 года, в день пятидесятилетия Президента РФ.

После того, как интервью состоялось, начинается этап обработки полученного массива информации. Очевидно, что при подготовке текста интервью для газеты или журнала самой главной проблемой является перевод устной речи в письменную. Необходимая адаптация производится самим журналистом, исходя из стилистики, принятой в том издании, для которого и готовится интервью. У каждого издания есть свои разделы и рубрики, в которых публикуются интервью. Так, например, в петербургской газете “Невское время” существует полоса “Человек пятницы”, предполагающая еженедельный выход интервью. Кроме того, этот вид журналистского творчества активно используется в таких рубриках газеты, как “Из первых рук”, “Крупный план”, “Прямая речь”, “Подробности’, “Персона грата”.

Интервью – весьма затратный \по временным и творческим ресурсам\ вид журналистского творчества. Общий объем расшифрованного текста интервью, как правило, не может быть размещен на полосе, а потому каждому журналисту надо быть готовым к тому, что возникает необходимость в сокращении материала. Здесь, собственно, и наступает следующая фаза творчества, когда происходит выстраивание в тексте логики беседы. Обычно материал имеет двусоставную форму - небольшое введение, представляющее вашего собеседника и обстоятельства проведения интервью, и сам обработанный текст. Реже встречаются такие материалы, в которых наличествуют завершающие пояснения и комментарии. Ряд изданий предпочитает вводить в текст интервью подзаголовки69.

Более сложной в силу специфики этого вида СМИ представляется подготовка радиоинтервью к эфиру. Необходимые этапы в этом процессе: расшифровка записи, создание плана-схемы для монтажа, монтаж, наложение голоса ведущего \если в этом существует необходимость\. Монтаж может в современных технических условиях \в зависимости от наличия необходимого оборудования\ производиться двумя способами:c помощью магнитной ленты и обыкновенного монтажного пульта и с помощью компьютера. Способ определяется тем носителем, на котором зафиксирована беседа журналиста с интервьюируюемой персоной.

Схожая схема работы над записью интервью ожидает журналистов, специализирующихся на телевидении. Технологическая разница с радиозаписью является моментом эстетическим и функциональным. В телеинтервью монтируются и звук, и изображение. Спор о первичности изображения в данном дуэте выразительных средств ‘’электронного чуда ХХ века” давно решен. Изображение первично. Однако в интервью, как правило, именно на воспроизводимую в кадре речь и падает смысловая и информационная нагрзука. Важно не только кто говорит, но еще и как, и что говорит. Поэтому при монтаже телеинтервью необходимо тщательно следить в кадре за контрапунктом зрелища и того, что называется “звуковой дорожкой”. Сам же монтаж в современных технологических условиях телевидения, как правило, осуществляется либо в линейном \с помощью магнитной пленки\, либо в нелинейном варианте \с помощью компьютера\.

Учитывая отходный характер производства интервью, возникает проблема сохранения первичного зафиксированного рабочего материала70. Здесь снова настает черед практической рекомендации: ОБЯЗАТЕЛЬНО СОХРАНЯЙТЕ ПЕРВИЧНУЮ ЗАПИСЬ ИНТЕРВЬЮ. Пририричем независимо от того, для какого типа СМИ вы готовите публикацию. Архивируйте полученную запись потому, что вполне вероятно, что в будущем вам она сможет пригодиться для подготовки какого-либо иного материала, может быть, даже в другом жанре. Так в свое время автор пособия сохранил у себя на магнитной пленке запись одного из интервью замечательного артиста Евгения Леонова. Когда же он скоропостижно скончался в январе 1994 года, то обладатель записи использовал ее для монтажа сюжета в память о Леонове, вышедшего в эфир на петербургском радио. А записи эксклюзивных интервью звезд зарубежного кинематографа Жанны Моро, Катрин Денев, Гвинет Полтроу были использованы для создания радиопрограмм из авторского цикла “Легенды и мифы ХХ века”.

Кроме прагматичных целей, сохранение первичной записи может оказаться палочкой-выручалочкой в том случае, когда надо еще и еще раз проверить слова вашего собеседника по интервью. И, наконец, запись интервью является юридическим доказательством вашей правоты в том случае, если возникают претензии со стороны лиц, у которых вы брали интервью, либо со стороны тех, кто был упомянут в нем. В нынешней судебной российской практике при рассмотрении дел о защите чести и достоинства, а также дел, связанных с нанесением морального ущерба, или ущерба деловой репутации, аудио- и видеозаписи принимаются в качестиве вещественных доказательств.

В том случае, если готовящееся к публикации интервью может затронуть чьи-то интересы или связано с обнародованием сенсационных фактов и подробностей, тщательно скрываемых сведений, журналисту следует обязательно поставить в известность об этом руководителей СМИ, уполномоченных принимать решения по вопросу публикации. Нелишней была бы и консультация у юриста данного СМИ, где готовится столь скандальное интервью. Лучше предусмотреть возможные юридические последствия подобного шага заранее, чем после публикации заниматься исправлением ситуации в пожарном порядке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: