J06 Мартин Э. П. Зеляпяаи

ми моделируемого реального явления, то способ ее функци­онирования покажет вам, как работает интересующий вас объект.

Самолет Райтов — логическая модель птичьего по­лета — поднялся в воздух и, как ни странно, полетел. И физики пришли к выводу, что птицы летают аналогичным образом.

И я поставил себе задачу: создать логическую модель, воспроизводящую все свойства депрессии. Задача распада­лась на две части: первая — построить модель и вторая — показать, что она адекватно описывает депрессию. Я, в общем-то, с самого начала видел определенные черты сход­ства, однако доказать идентичность, а также то, что воспи­танная беспомощность является лабораторной моделью ре­ального явления, называемого депрессией, — совсем дру­гое дело.

В течение последующих двадцати пяти лет в результате свыше трехсот исследований, поставленных во многих уни­верситетах мира, удалось построить модель воспитанной беспомощности. Самые первые исследования ставились на собаках; затем крысы вытеснили людей, и, наконец, люди вытеснили крыс. Все исследования строились по одной схе­ме. Подопытные субъекты делились на три группы. Первая группа имела возможность сознательно влиять на некото­рое событие или предмет: шум, шок, деньги, пищу. Напри­мер, крыса могла прекратить действие шока, нажимая на клавишу. Вторая группа («беспомощная») была «привяза­на» к первой, получала точно такой же шок, но не могла на него повлиять, что бы ни делала. Шок, действующий на крысу из второй группы, прекращался, если соответствую­щая крыса из первой группы нажимала на клавишу. Третья же группа была предоставлена сама себе.

Результаты хорошо воспроизводились. Беспомощная группа сдавалась. Они становились такими пассивными, что



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: