В качестве методики по определению системы взаимосвязанных показателей эффективности можно использовать бизнес-диагностику и построение SCORE-модели предприятия

SCORE-модель предприятия

Направления бизнеса, анализируемые в ходе бизнес-диагностики (SCORE-модель), аналогичны тем, что рассматривались в BSC. Но показатели эффективности берутся от процессов, а не от стратегии, как в случае с BSC. Это повлияет на результат оценки, но не на принцип BSC и бизнес-диагностика имеют одинаковый смысл. Для того чтобы качественно оценить эффективность проекта оптимизации системы управления, необходима исходная информация. В случае BSC такая информация уже изначально присутствует в виде критических факторов успеха и ключевых показателей эффективности, а также их значений. В случае отсутствия BSC такой информации нет, поэтому изначально необходимо провести диагностику системы управления, чтобы выявить необходимые факторы и показатели, а также их значения.

В ходе диагностики выявляются слабые места (симптомы или проблемы) существующей системы управления, анализируются и выявляются причины их возникновения (рис. 3.2, позиции 1 и 2). Затем определяется будущее состояние, к которому организация стремится. Это состояние выражается в виде результатов, характеризующих количественное состояние будущей системы управления, и эффектов, характеризующих качественное состояние будущей системы управления (рис. 3.2, позиции 3).

Рис. 3.2 Схема формирования SCORE-модели предприятия

После того, как будущее состояние определено, подбираются процедуры по переходу из текущего состояния в будущее, иначе говоря, формируется перечень ресурсов. SCORE-модель позволяет предприятию выработать стратегию перехода от проблемы к ее решению. Причем ключевым здесь является именно переход к решению, а не уход от проблемы. SCORE является аббревиатурой от английских Symptom (симптом), Cause (причина), Outcome (результат), Resource (ресурс), Effect (эффект).

В ходе диагностики выявляются основные показатели эффективности процессов предприятия, оценивается их текущее состояние. Диагностика проводится по основным направлениям развития бизнеса, определяемым BSC (рис. 3.3). Для выявления показателей эффективности строятся диаграммы причинно-следственных связей. Говоря о проблемах предприятия и причинах, их вызывающих, нельзя не упомянуть тот факт, что ни на те, ни другие уже никак нельзя повлиять, все, что можно сделать, - устранить их последствия. На причины возникновения проблем также нельзя повлиять потому как они в прошлом. Все, что можно сделать, - анализировать ошибки. Остается только одно состояние, на которое можно влиять, - это будущее. Будущие результаты отображаются в виде набора показателей эффективности и их будущих значений. Набор будущих показателей эффективности строится с учетом следующих моментов:

· в качестве основы используется набор показателей эффективности, выявленный в ходе диагностики.

· будущий набор показателей и их значений строится с учетом видения будущего компании на краткосрочный и среднесрочный период.

Рис. 3.3 Схема оптимизации процессов достижения бизнес - целей

Помимо, результатов, которые достаточно конкретны и измеримы, существуют еще так называемые эффекты. Измерить эффекты гораздо сложнее, чем результаты, потому как эффект - это долгосрочное проявление достижения результата. Например, если в качестве результата берется сокращение продолжительности процесса, то эффектом от достижения этого результата может быть возможность самообразования за счет высвобождения части рабочего времени. Чтобы перейти из текущего состояния в будущее, необходимы ресурсы. Ресурсы отражают те действия, которые необходимо совершить для достижения показателями эффективности заданных значений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: