Понятие концепции воспитания и логика ее обоснования

Концепция воспитания — это совокупность идей и принципов педагогической деятельности, определяющих цель, содержание, позиции и способы взаимодействия воспитателей и воспитуемых в воспитательном процессе. Известные в педа­гогике концепции всегда имели конкретно-исторический ха­рактер, выражали интересы и идеалы определенных социаль­ных групп, обобщали накопленный опыт семейного и общест­венного воспитания, отражали характер взаимодействия тео­рии и воспитательной практики и, в целом, являлись концент­рированным выражением уровня педагогической культуры общества.

Основной вопрос концепции — о цели воспитания и способах ее достижения. Нельзя забывать о том, что обоснова­ние цели воспитания, как к решение его основных проблем, невозможно без анализа и учета особенностей социально-пе­дагогической ситуации, которая их обусловливает и порож­дает. Поэтому одним из существенных и исходных моментов разработки концепции является осмысление (точнее, пере­осмысление) реального состояния дел и воспитательных про­блем, возникающих в изменяющихся социально-экономических условиях, а также анализ того, что происходит с воспитуемыми и воспитателями в этих условиях, какие новые по­будительные силы действуют в современном воспитании, что­бы опереться в его перестройке на внутренние цели и ценно­сти основных участников этого процесса,

Такой подход указывает на необходимость использовать в качестве ключевых слов разрабатываемой концепции, кроме целей, содержания и методов воспитания, такие понятия, как социально-педагогическая ситуация, ценности, личностный смысл воспитания и 'некоторые другие, позволяющие описать кризисные явления в воспитательной практике и обозначить возможные пути выхода из кризиса. С учетом этого обсуждение концептуальных основ современного вос­питания мы намерены осуществить в соответствии со следу­ющими логически связанными шагами:

— анализом современной социально-педагогической си­туации, выделением ее основных проблем и противоречий;

— критическим переосмыслением идеологии современно­го воспитания, его целей, функций и задач;

— определением базового компонента содержания воспи­тания;

— обоснованием концептуального подхода к методам и технологиям воспитательного процесса;

— выявлением критериев, реализация которых обеспечи­вает личностный смысл и эффект воспитания в современных условиях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: