double arrow

Проблема содержания воспитания в современной теории и практике

Искусство воспитания есть не что иное, как знание средств для образования более крепких и сильных тел, более просвещенных умов и более добродетельных душ.

К.А. Гельвеции

ПРОБЛЕМА СОДЕР­ЖАНИЯ ВОСПИТА­НИЯ И ПОПЫТКИ ЕЕ РЕШЕНИЯ

В современной педагогике содержа­ние педагогического процесса опре­деляется как «объем и характер зна­ний, умений, навыков, привычек, качеств и свойств личности, которые необходимы индивиду для выполнения общих (универ­сальных для всех граждан) социальных функций, детер­минированных определенной системой ценностей обще­ства»*. Считается, что у содержания воспитания есть своя специфика: предметом его является создание условий для духовного развития**.

На протяжении истории педагогики многократно су­ществовали попытки составления программ воспитания, в которых было бы определено основное содержание. Как известно, в Древней Греции возникла идея всестороннего и гармоничного развития личности. Аристотель обозна­чил всесторонность как физическое, нравственное и ум­ственное развитие. Гуманисты эпохи Возрождения (Вит-торино да Фельтре, Ф. Рабле, М. Мантень, Э. Роттердам-


Стефаповская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М., 1998. С. 162. * Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. М., 2000. С. 71.

М. Заказ № 1233.



Глава IV. Содержание воспитания в современной школе


4.1. Проблема содержания воспитания




ский), развивая идею всесторонности, вносят еще необ­ходимость эстетического развития. Позже социалисты-уто­писты Т. Мор и Т. Кампанелла добавляют трудовое вос­питание, а еще позже К. Маркс и Ф. Энгельс выдвигают необходимость политехнической подготовки всесторонне развитого человека. С именем В.И. Ленина и теоретиками коммунистического воспитания связана идея приоритет­ности идейно-политического воспитания, которое.стало стержнем теории и методики воспитания на протяжении семидесяти лет развития советского общества. В период перестройки, разрушения основ коммунистического вос­питания была выдвинута идея деполитизации и демокра­тизации школы, всего образования в целом; поэтому как-то само собой ушла в тень идея всестороннего и гармо­ничного развития личности. Как видно даже из столь беглого анализа, содержание воспитания зависит от цели и задач воспитания, детерминированных характером и содержанием данного этапа развития общества.'




В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: РАЗЛИЧНЫЕ КОНЦЕПЦИИ

Как же обстоят дела в наше время, когда вновь возрос интерес к воспи­танию как специально организован­ному процессу развития личности? В современных условиях появилась воз­можность (и у теоретиков воспитания, и у практиков) выбораосновных идей отбора содержания, формулиро­вок концепций воспитания, создания авторских школ, построенных на определенной, модели содержания вос­питания. Приведем примеры некоторых концепций.



Так, по мнению Е.В. Бондаревской,основными ком­понентами воспитания являются*:

1) воспитание свободной личности (высокий уровень само­
сознания, гражданственность; чувство собственного до­
стоинства, самоуважения, самодисциплины, честность,
ориентирование в духовных ценностях жизни, самосто­
ятельность в принятии решений и ответственность, сво­
бодный выбор содержания жизнедеятельности);

2) воспитание гуманной личности (милосердие, доброта,
способность к состраданию, сопереживанию, альтру-

Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство, М., 1998. С. 165—!66.


изм, терпимость, доброжелательность, скромность, готовность оказывать помощь близким и дальним, стрем­ление к миру, добрососедству, понимание целей че­ловеческой жизни);

3) воспитание духовной личности (потребность в позна­
нии и самопознании, в красоте, рефлексии, общении,
поиске смысла жизни, автономия внутреннего мира,
цельность);

4) воспитание творческой личности (развитые способно­
сти, потребность в преобразующей деятельности, зна­
ния, умения, навыки, развитый интеллект, интуиция,
жизнетворчертво);

5) воспитание практической личности (знание основ эко­
номики, трудолюбие, хозяйственность, компьютерная
грамотность, владение языками мира, знание народных,
религиозных обычаев, здоровый образ жизни, физичес­
кая закалка, эстетический вкус, хорошие манеры, обу­
стройство дома, обеспечение благосостояния семьи).
В.А. Караковскийсчитает, что содержание воспитания

определяют 8 общечеловеческих ценностей: Земля — об­щий дом человечества (людей и природы), Отечество (Ро­дина), семья, труд, знания, культура, мир (согласие меж­ду людьми), Человек*.

Интересной представляется программа воспитания, созданная А.Ф. Лазурским и С.Л. Франком**.В основание ее положены «отношения личности со средой». Порядок программы:

I. Отношение к вещам. П. Отношение к природе и животным.

III. Отношение к отдельным людям.

IV. Половая любовь.

V. Отношение к социальной группе.

VI. Отношение к семье.

VII. Отношение к государству.

VIII. Отношение к труду.

IX. Отношение к материальному обеспечению и соб-'
ственности.

* Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — ос­нова целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993. ** См.: Альманах «Мир человека». Калуга, 1996. Вып. 2. С. 64.


Глава IV.Содержание воспитания в современной школе

X. Отношение к внешним нормам жизни (к праву, к

правилам вежливости и приличий). ХТ. Отношение к нравственности.

XII. Отношение к миросозерцанию и религии.

XIII. Отношение к науке и знанию.

XIV. Отношение к искусству.

XV. Отношение к себе самому (к своей физической и
психической жизни, к своей личности).

Лейтмотивом «Программы воспита­ния школьника» Н.Е. Щурковой* вы­ступает «отношение к миру: школь­ник вместе с педагогом познаетмир, взаимодействуетс миром, стараетсяРеальный, конкретный, жестокий, мир, полный проблем, ко-

ПРОГРАММА ВОС­ПИТАНИЯ

КАК ОСНОВА ОТБО­РА ЕГО СОДЕРЖАНИЯ

полюбитьэтот мир понятный и непостижимый торые вынужден ежеминутно решать человек (либо сам, либо пользуясь решением развивающейся культуры). И, вступая во взаимодействие с этим миром, школьник все более приобретает способность столь же осмысленно и осознанно выстраивать свою жизнь в согласии (либо про­тиворечии) с этим миром». Программа построена по воз­растному принципу, ибо для каждого возраста есть свои, понятные и приоритетные ценности, отношения к -кото­рым развиваются наиболее эффективно в определенный возрастной период: жизнь Природы (раздел «Первокласс­ник»); жизнь Человека, «вольноотпущенника и продукта природы и носителя культуры («Младший подросток»); жизнь Общества с его достижениями и противоречиями («Старший подросток») и образ жизни, достойный Че­ловека как продукт воли, деятельности, творчества са­мого человека... формирование принципов ДОБРА, ИС­ТИНЫ, КРАСОТЫ как принципов собственной жизни.

АКЦЕНТ НА САМО­ВОСПИТАНИЕ

Не случайно в последние два деся­тилетия появилось множество про­грамм, нацеленных на вооружение школьников методиками самопознания и самовоспита­ния, стимулирование самоактуализации в разнообразных

Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. М., 1998. С. 4—5


4.1. Проблема содержания воспитания

видах деятельности. Программы разные. Они могут быть реализованы как в учебном процессе (специальные уроки, имеющие большой воспитательный потенциал: основы этики, человековедение, мировая художественная куль­тура, этикет, семьеведение, психология и т.п.), так и во внеурочной деятельности (как содержание деятельности классных руководителей и воспитателей, в системе до­полнительного образования, в клубной деятельности...). Приведем примеры таких программ. Программа А. И. Шемшуриной «Этическая грамматика» (1—8-и классы)* выполняет функцию погружения детей в мир этических понятий и категорий; он предполагает регулярную (учебную и внеучебную) работу с детьми. Курс имеет четыре раздела, год от года расширяющие знания, представления и опыт нравственного поведения детей: этика общения, этикет, этика человеческих отно­шений и этика отношений в коллективе. Курс 9-го клас­са «Этика» построен на принципах диалогового общения учителя и учащихся. В 10-м классе в логическую цепочку этического образования введен курс «История развития этической мысли», а в 11-м классе — «История развития русской этической мысли».

Технология саморазвивающегося обучения Г.К. Селевко, суть которой в том, что деятельность ребенка организу­ется не только как удовлетворение познавательной по­требности, но и целого ряда других потребностей само­развития личности: в самоутверждении, самовыражении, защищенности, самоактуализации. Для этого в школьное обучение вводится специальный курс «Совершенствова­ние личности»**, который дает ребенку (подростку) с 1-го по 11-й класс базовую психолого-педагоги чес кую подго­товку, методологическую основу для сознательного управ­ления своим развитием, помогает ему найти, осознать и принять цели, программу, усвоить практические приемы и методы своего духовного и физического роста и совер­шенствования. Курс является базовым для всех учебных предметов.

Шемшурина А.И. Основы этической культуры. М., 1998. С. 24—27. ** Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьни­ков. М., 1999.



Глава IV.Содержание воспитания в современной школе


4. 1 Проблема содержания воспитания




Целям стимулирования самоактуализации в процессе воспитания служит и курс «Человековедение»*для 9—11-го классов, который может быть предметом изучения на уро­ках и использоваться в качестве содержательного мате­риала во внеурочной воспитательной работе с детьми.

УЧЕТ МЕЖНАЦИОНАЛЬ­НЫХ ОТНОШЕНИЙ

В последнее время в связи с услож­нением межнациональных отношений в нашей стране, да и во всем мире (воз­растающий интерес к собственной культуре, процессы миграции, доктрины разных религи­озных конфессий, межнациональные конфликты...) в те­ории и методике воспитания возросло внимание к этно-педагогике**, т.е. педагогике того или иного этноса (этнической общности), основанной на особенностях его мироощущения (менталитета) и культурно-исторического развития. Значителен интерес и к народной педагогике, изучающей многовековой опыт семейного и общинного воспитания, основанный на здравом смысле и хозяйствен­но-экономической целесообразности. В связи с этими про­цессами в содержание воспитания в современной школе включаются элементы культур разных народов. Не случай­но в педагогике появился термин «многокультурное вос­питание» (Г.Д. Дмитриев), построенное в логике «диало­га культур» (В.С. Библер).

СПЕЦИФИКА СОДЕРЖАНИЯ ВОСПИТАНИЯ В УЧЕБНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Итак, воспитание школьника проис­ходит в учебной (урочной и внеуроч­ной) и во внеучебной (внеклассной и внешкольной) деятельности, которая осуществляется в школе — в деятель­ности специальных субъектов воспи­тания (заместителя директора школы по воспитательной работе, классных руководителей или воспитателей) и вне школы — в деятельности руководи­телей кружков, секций, клубов, детско-взрослых много-

* Подробнее содержание и методика уроков «Человековедение» опи­саны в книге: Маленкова Л.И, Человековедение. Программа и методичес­кие материалы для школьного педагога. М., 2000.

** Вудьфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. М., 2000. Тема 8 «Эт-нопелагогика»


профильных объединений... Процесс воспитания в учеб­ной и внеучебной деятельности, хотя и имеет много об­щего, но тем не менее у каждого из этих видов воспита­ния есть своя специфика: обязательный и избирательный характер деятельности учащихся, определенность и вари­ативность содержания, заданная структура и логика обу­чения и свободное общение во внеучебной деятельнос­ти; одновозрастной или разновозрастной состав учащих­ся; постоянный и изменчивый состав групп учащихся и другие особенности.

Вопросы для самопроверки и размышления

1. Что следует понимать под содержанием воспитания? И чем
оно отличается от содержания образования?

2. Какой вывод можно сделать из краткого исторического эк­
скурса в проблему содержания воспитания: от чего и как
оно зависит?

3. Чем и каким образом определяется содержание воспитания
в современных условиях? Какие из перечисленных программ
воспитания (или других вам известных) наиболее убеди­
тельны и перспективны?

4. Как цель воспитания, его стратегические задачи определя­
ют содержание воспитания?

5. Как, на ваш взгляд, представленные программы самораз­
вития личности способствуют развитию воспитанного че­
ловека?

6. Как отражается современный характер межнациональных
отношений в теории и практике воспитания? Как разре­
шать противоречия этих отношений?

7. В чем заключается специфика воспитания на уроке и во вне­
урочной деятельности с учащимися? Как должна меняться
позиция педагога как учителя и как воспитателя?

Рекомендуемая литература

Бардовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. М., 2001. С. 45—57.

Василъцова 3.17. Мудрые заповеди народной педагогики. М., 1983.

Волков Т.Н. Этнопедагогика. М., 2000.

Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. М., 2000. Темы 4, 8.

Кабуш В. Т. Человек: программно-методические рекоменда­ции по воспитанию учащихся. Минск, 1995.

Кочетов А.И. Эксперимент по «Программе воспитательной работы в школе». Ярославль, 1994.


232______ Глава IV. Содержание воспитания^ современной школе

Крышова И. Б. Культурология образования. М., 2000. Никапдров Н.Д. Воспитание ценностей: российский вари­ант. М., 1996.

Селевко Г.К, Руководство по организации самовоспитания

школьников. М., 1999.

Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М., 1998.

С. 153-170, 180-181.

Тихомирова //.ТС Система воспитательной работы в средней школе на основе программы. М., 1996.

Шемшурина А.И. Основы этической культуры. Концепция этического воспитания школьников. М., 1998.

Школа диалога культур. Основы программы / Под ред. В.С. Библера. Кемерово, 1992.

Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. М., 1998.






Сейчас читают про: