Воспитание свободной личности | Высокий уровень самосознания. Гражданственность. Чувство собственного достоинства, самоуважения. Самодисциплина, честность. Ориентировка в духовных ценностях жизни. Самостоятельность принятия решений и ответственность. Свободный выбор содержания жизнедеятельности |
Воспитание гуманной личности | Милосердие, доброта. Способность к состраданию, сопереживанию, альтруизм. Терпимость, доброжелательность, скромность, готовность оказывать помощь близким и дальним. Стремление к миру, добрососедству, понимание ценности человеческой жизни |
Воспитание духовной личности | Потребность познания и самопознания. Потребность в красоте. Рефлексия. Потребность в общении. Поиск смысла жизни. Автономия внутреннего мира, цельность |
Воспитание творческой личности | Развитые способности. Потребность в преобразующей деятельности. Знания, умения, навыки, развитый интеллект. Интуиция. Жизнетворчество |
Воспитание практичной личности | Знание основ экономики. Трудолюбие, хозяйственность. Компьютерная грамотность. Владение языками мира. Знание народных, религиозных обычаев. Здоровый образ жизни, физическая закалка. Эстетический вкус, хорошие манеры. Обустройство дома, обеспечение благосостояния семьи. |
Постановка общей цели имеет принципиальное, методологическое значение в работе воспитателя, определяет главные направления его деятельности. Однако путь от общей цели к конечному результату воспитания предполагает разработку более частных функциональных целей, их классификацию и систематизацию. Она может быть осуществлена по нескольким основаниям. Одним из них является системно-компонентный анализ личности и выделение целей воспитательного воздействия на отдельные ее сферы: цели формирования сознание, эмоциональной сферы, поведения. Другим основанием может стать выделение компонентов нравственного развития личности: нравственных чувств, знаний, оценочных отношении, убеждений. Третье основание дает анализ компонентов поведения и выделение в качестве целей воспитания нравственных привычек, умений, способностей к нравственной саморегуляции поведения, позиций.
|
|
Наконец, важное основание для классификации целей воспитания возникает в связи с выделением «единицы» воспитательного процесса. Многие исследователи в качестве таковой считают воспитательную ситуацию, в которой учащийся осуществляет моральный выбор. Для этого ему необходимо понимание ситуации, осуществление ее оценки и самооценки своих возможностей, принятие решения, проявление волевого усилия, необходимого для его выполнения. Соответственно этому выделяем категории целей воспитания: знание нравственных норм, понимание сущности нравственных противоречий, конфликтов, анализ ситуации, поступков, нравственная оценка и самооценка, осуществление морального выбора.
|
|
Приведенные основания для классификации целей воспитания указывают на большую практическую значимость таких разработок. Дальнейшее развитие теории педагогического целеполагания предполагает разработку научно-обоснованной таксономии целей воспитания, которая позволит использовать их в качестве инструментов измерения результатов воспитания и развития учащихся. Совершенно новый подход возникает при этом, если рассматривать, воспитание как стимулирование процессов, детерминирующих качественные изменения в личности. Тогда система целей будет выражена категориями развития, социализации, интеграции, самоопределения личности и др.
Реализация общей цели воспитания требует ее конкретизации по национально-региональным, средовым, поло-возрастным, индивидуально-личностным признакам, типам школ и ступеням обучения. Приблизить цель к личности ребенка поможет включение в ее структуру задачи воспитания характера. Особо необходимо воспитание национального характера, придающего личности колорит национальной культуры и самобытности.
Д. С. Лихачев в цитированной выше статье к числу исторически сложившихся черт русского национального характера относит преданность идее свободы личности и стремление во всем доходить до крайностей, до пределов возможного. Первая определяющим образом влияет на историческое бытие нации, способствует проявлению каждого россиянина как субъекта исторического процесса, вторая «составляет несчастье русских». И, тем не менее, Д. С. Лихачев полагает, что эти национальные черты надо, во что бы то ни было развивать в правильном направлении. «Стремление русских к воле надо направлять по пути всяческого развития духовной множественности, духовной свободы, предоставления юношеству разнообразных творческих возможностей... Стремление русских во всем достигать последнего предела надо также развивать по преимуществу в духовной области. Пусть будут у нас герои духа, подвижники, отдающие себя на служение больным, детям, бедным, другим народам, святые, наконец...» (Указ. соч..С. 5—6).
Это высказывание обращает нас еще к одной важной проблеме педагогического целеполагания — формированию субъективных целей воспитания. Возрождение человека культуры и нравственности невозможно без соответствующей системы личностных целей: понимания смысла жизни, формирования культурных потребностей, нравственного идеала, развития творческих способностей, нравственного самовоспитания.
Особое место в системе целей саморазвития должно принадлежать осознанию себя гражданином России, призванным и способным к сохранению и приумножению славы своего Отечества и ценностей отечественной культуры. Для этого необходимо:
— вооружить подрастающих россиян знаниями базовых основ русской культуры и сформировать мотивацию к саморазвитию в мире культуры;
— развивать в каждом ребёнке патриотические, гражданские, нравственные и эстетические чувства, сформировать национальное самосознание;
— способствовать воспитанию черт русского национального характера и развитию самобытности каждой личности;
— сформировать умения, необходимые для воспроизводства различных элементов русской культуры в жизнедеятельности учащихся в школе, семье, окружающей жизни.
Общая цель и намеченные задачи служат методологическим ориентиром при определении содержания воспитания.