double arrow

Воспитание человека культуры

Воспитание свободной личности Высокий уровень самосознания. Гражданственность. Чувство собственного достоинства, самоуважения. Самодисциплина, честность. Ориентировка в духовных ценностях жизни. Самостоятельность принятия решений и ответ­ственность. Свободный выбор содержания жизнедеятельности
Воспитание гуманной личности Милосердие, доброта. Способность к состра­данию, сопереживанию, альтруизм. Терпи­мость, доброжелательность, скромность, го­товность оказывать помощь близким и дальним. Стремление к миру, добрососедству, по­нимание ценности человеческой жизни
Воспитание духовной личности Потребность познания и самопознания. Потребность в красоте. Рефлексия. Потребность в общении. Поиск смысла жизни. Автономия внутреннего мира, цельность
Воспитание творческой личности Развитые способности. Потребность в преобразующей деятельности. Знания, умения, на­выки, развитый интеллект. Интуиция. Жизнетворчество
Воспитание практичной личности Знание основ экономики. Трудолюбие, хозяйственность. Компьютерная грамотность. Владение языками мира. Знание народных, рели­гиозных обычаев. Здоровый образ жизни, фи­зическая закалка. Эстетический вкус, хорошие манеры. Обустройство дома, обеспечение бла­госостояния семьи.

Постановка общей цели имеет принципиальное, методо­логическое значение в работе воспитателя, определяет глав­ные направления его деятельности. Однако путь от общей це­ли к конечному результату воспитания предполагает разра­ботку более частных функциональных целей, их классификацию и систематизацию. Она может быть осуществлена по нескольким основаниям. Одним из них является системно-компонентный анализ личности и выделение целей воспита­тельного воздействия на отдельные ее сферы: цели форми­рования сознание, эмоциональной сферы, поведения. Другим основанием может стать выделение компонентов нравствен­ного развития личности: нравственных чувств, знаний, оце­ночных отношении, убеждений. Третье основание дает анализ компонентов поведения и выделение в качестве целей воспи­тания нравственных привычек, умений, способностей к нрав­ственной саморегуляции поведения, позиций.

Наконец, важное основание для классификации целей воспитания возникает в связи с выделением «единицы» вос­питательного процесса. Многие исследователи в качестве та­ковой считают воспитательную ситуацию, в которой учащий­ся осуществляет моральный выбор. Для этого ему необходи­мо понимание ситуации, осуществление ее оценки и само­оценки своих возможностей, принятие решения, проявление волевого усилия, необходимого для его выполнения. Соответ­ственно этому выделяем категории целей воспитания: знание нравственных норм, понимание сущности нравственных противоречий, конфликтов, анализ ситуации, поступков, нравст­венная оценка и самооценка, осуществление морального вы­бора.

Приведенные основания для классификации целей вос­питания указывают на большую практическую значимость таких разработок. Дальнейшее развитие теории педагогиче­ского целеполагания предполагает разработку научно-обоснованной таксономии целей воспитания, которая позволит ис­пользовать их в качестве инструментов измерения результа­тов воспитания и развития учащихся. Совершенно новый подход возникает при этом, если рассматривать, воспитание как стимулирование процессов, детерминирующих качествен­ные изменения в личности. Тогда система целей будет выра­жена категориями развития, социализации, интеграции, са­моопределения личности и др.

Реализация общей цели воспитания требует ее конкре­тизации по национально-региональным, средовым, поло-воз­растным, индивидуально-личностным признакам, типам школ и ступеням обучения. Приблизить цель к личности ребенка поможет включение в ее структуру задачи воспитания характера. Особо необходимо воспитание национального характера, придающего личности колорит национальной культуры и самобытности.

Д. С. Лихачев в цитированной выше статье к числу ис­торически сложившихся черт русского национального харак­тера относит преданность идее свободы личности и стремле­ние во всем доходить до крайностей, до пределов возможно­го. Первая определяющим образом влияет на историческое бытие нации, способствует проявлению каждого россиянина как субъекта исторического процесса, вторая «составляет не­счастье русских». И, тем не менее, Д. С. Лихачев полагает, что эти национальные черты надо, во что бы то ни было раз­вивать в правильном направлении. «Стремление русских к воле надо направлять по пути всяческого развития духовной множественности, духовной свободы, предоставления юноше­ству разнообразных творческих возможностей... Стремление русских во всем достигать последнего предела надо также развивать по преимуществу в духовной области. Пусть бу­дут у нас герои духа, подвижники, отдающие себя на служе­ние больным, детям, бедным, другим народам, святые, на­конец...» (Указ. соч..С. 5—6).

Это высказывание обращает нас еще к одной важной проблеме педагогического целеполагания — формированию субъективных целей воспитания. Возрождение человека куль­туры и нравственности невозможно без соответствующей си­стемы личностных целей: понимания смысла жизни, форми­рования культурных потребностей, нравственного идеала, развития творческих способностей, нравственного самовоспи­тания.

Особое место в системе целей саморазвития должно принадлежать осознанию себя гражданином России, призванным и способным к сохранению и приумножению славы своего Отечества и ценностей отечественной культуры. Для этого необходимо:

— вооружить подрастающих россиян знаниями базовых основ русской культуры и сформировать мотивацию к саморазвитию в мире культуры;

— развивать в каждом ребёнке патриотические, гражданские, нравственные и эстетические чувства, сформировать национальное самосознание;

— способствовать воспитанию черт русского национального характера и развитию самобытности каждой личности;

— сформировать умения, необходимые для воспроизвод­ства различных элементов русской культуры в жизнедеятель­ности учащихся в школе, семье, окружающей жизни.

Общая цель и намеченные задачи служат методологиче­ским ориентиром при определении содержания воспитания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: