Система оценки достижения требований стандарта

Место и роль системы оценки достижения требований к образовательным результатам определяются основными под­ходами к пониманию и формированию стандартов общего об­разования.

Новый подход, согласно которому стандарт выступает как об­щественный договор, отражающий целевые установки функцио­нирования и развития системы общего образования, предопре­деляет в качестве объекта системы оценки качество образова­нияв широком его понимании. Предметом оценки при этом выступают:

ü адекватность отражения потребностей личности, общества и государства в общем образовании в основополагающей сис­теме требований стандарта;

ü условия реализации общеобразовательных программ началь­ного, основного (неполного среднего) и полного среднего образования, включая ресурсное обеспечение образователь­ного процесса (в том числе его кадровое обеспечение) и их соответствие требованиям стандарта;

ü реализуемые в образовательном процессе и достигаемые уча­щимися результаты освоения основных общеобразователь­ных программ и их соответствие планируемым результатам образования как на уровне требований стандарта, так и на уровне его ресурсного обеспечения.

Такой подход прежде всего предполагает разделение ответ­ственностимежду участниками образовательного процесса и требует использования широкого спектра процедур— от со­циологических исследований и экспертизы до традиционных аттестационных процедур.

С позиций формирования системы оценки достиже­ния требований стандарта это означает необходимость разграничения отдельных аспектов оценивания с выделением, как минимум, трех согласованных моделей оценки:

ü модели системы оценки адекватности отражения потребнос­тей личности, общества и государства в общем образовании в основополагающей системе требований стандарта;

ü модели системы оценки условий реализации основных об­щеобразовательных программ;

ü модели системы оценки результатов освоения основных об­щеобразовательных программ.

Именно оценка начинает выполнять функцию обратной связи и регулирующего (управляющего) элемента системы, в значительной мере способствующего поддержанию единства всей системы образования. Более того, система оценки пере­растает узкие рамки модели контроля качества образования и становится принципиально необходимым элементом моде­ли обеспечения качества образования.К функциям систе­мы оценивания должна быть добавлена функция ориентации образовательного процесса на реализацию и достижение пла­нируемых результатов обучения, воспитания и развития, т. е. та функция, которая традиционно выполнялась учебны­ми планами, программами, учебниками и поурочными разра­ботками.

Это, в свою очередь, определяет ряд особенностей системы оценки результатов освоения образовательных программ. По определению она может быть реализована только посредством изучения образовательных результатов, демонстрируемых уча­щимися. Однако разделение ответственности между субъектами образовательного процесса за достижение результатов образова­ния, определяемых требованиями стандартов, предполагает ис­пользование как персонифицированных (как правило, аттес­тационных), так и неперсонифицированных (как правило, мониторинговых) процедур оценки.

Система оценки, формируемая в рамках модели обеспече­ния качества образования, предполагает использование, наря­ду с внутренней оценкой педагога и школы, системы внеш­них оценок,которые наиболее целесообразно использовать на этапе итоговой аттестации, а также в процессе аккредита­ции образовательных учреждений. Как внешняя, так и внут­ренняя оценка должны строиться на критериальной осно­ве, адекватно отражающей основные требования стандарта к результатам образования на данной ступени обучения. Со­отношение результатов внутренней и внешней оценки при итоговой аттестации выпускников и аккредитации образова­тельных учреждений определяется с учетом особенностей сту­пеней обучения.

Модель системы оценки результатов освоения основных об­щеобразовательных программ рассматривается как неотъемлемая составная часть более общей модели общероссийской сис­темы оценки качества образования.

Главным условием успешности разработки является необхо­димость выражения требований к результатам образования в та­ких формах, которые понимались бы предельно однозначно всеми участниками образовательного процесса и по возможнос­ти не требовали бы дополнительных толкований.

Для достижения данной цели необходимо задать требования в предметно-деятельностной форме, которые возможно зафикси­ровать, измерить и оценить.

Формируемая модель системы оценки результатов освоения основных образовательных программ должна быть нацелена на создание такой системы, которая бы естественным образом могла быть «встроена» в образовательный процесс.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: