Концепция самоактуализации А. Маслоу

Одним из родовых понятий гуманистической педагогики является понятие самоактуализации. Актуальный - это важный, существенный для настоящего времени, проявляющийся в действительности. Естественно, что свое начало понятие самоактуализации получило в философии. Актуализация (филос.) - это осуществление, переход из состояния возможности в состояние действительности. В психологии актуализация означает действие, заключающееся в извлечении усвоенного материала из долговременной или кратковременной памяти с целью последующего использования его при узнаваемости, припоминании и воспроизведении. В педагогике актуализировать означает извлекать, востребовать спрятанные, заложенные в сознание от природы нравственные ценности, делать их значимыми для личности.

Каждый ученый и практик гуманистической педагогики по-своему использовал философские, психологические и педагогические аспекты этого явления. Сократ актуализировал, пробуждал спящее нравственное содержание сознания, “раскодировал”, делал его актуальным для своих учеников, задавая вопросы. Ян Амос Коменский (1592-1670), утверждал, что в учениках развиваются духовные силы непосредственно с помощью педагога, задача которого состоит в том, чтобы помогать им совершенствоваться.

Разрабатывая принцип свободного воспитания, Жан-Жак Руссо (1712-1778), развивал идею о том, что педагог не должен навязывать ребенку свои взгляды, но должен предоставлять возможность расти и развиваться свободно: “Природа желает, чтобы дети были детьми прежде чем они станут взрослыми. У детства свои, ему свойственные способы видеть, думать и чувствовать; нет ничего нелепее заменять их нашими”.

Актуализировать, сделать необходимым внутренне присущий каждому человеку категорический императив нравственных требований призывал немецкий философ Иммануил Кант (1724-1804). Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) считал проявление в детях “истинной человечности” общей целью воспитания, проповедовал идеи всестороннего развития человеческой природы. Ученик Песталоцци, Ф. Фребель (1782-1852), занимаясь процессами индивидуального развития детей, ввел в педагогику понятие “саморазвитие”, (один из базовых терминов личностно ориентированной педагогики), рассматривая его как процесс выявления в ребенке божественного начала.

Адольф Дистервег (1790-1866) считал, что высшую ступень состояния души ребенка составляет развитие способности к свободному самоопределению. При этом душа ученика, хотя и возбуждается внешними впечатлениями, но уже не подчиняется им: она следует своему свободному решению. А. Дистервег считал, что наставника следует не только посвящать в какую-нибудь систему воспитания, а скорее навести его самого на путь свободного развития.

Джон Дьюи (1859-1952) предложил в качестве критерия педагогической деятельности пользу, определяя ее значимость чувством внутреннего самоутверждения, возникающего у ребенка.

Работы Марии Монтессори (1870-1952), поддерживавшей идею о недопустимости насилия над ребенком и требовавшей от педагогов уважения личности воспитанников, пользуются большой популярностью не только у педагогов дошкольного образования, но и у преподавателей, работающих с учениками среднего и старшего школьного возраста. Одним из лозунгов деятельности педагогов сегодня становится девиз Монтессори “помоги мне это сделать самому”.

С позиций саморазвития, как главной движущей силы развития личности, по мнению Шарлотты Бюлер (1893-1974 гг., Австрия, США) является потребность личности в самоосуществлении. Разработанный ею "коэффициент развития" (вместо "коэффициента интеллекта") привнес гуманистическую направленность в исследования возрастных особенностей личности. Человеческая жизнь, по Бюлер, характеризуется четырьмя сосуществующими базисными тенденциями: удовлетворением потребностей, адаптивным самоограничением, творческой экспансией и установлением внутренней гармонии. Каждая из них может преобладать в различные периоды жизни личности, самоосуществление которой возможно в рамках любой из этих тенденций.

Ценностные ориентации концепции самоосуществления личности Ш.Бюлер сконцентрированы вокруг идеи уникальности жизненного пути, активности и самообусловленности субъекта, направленности на реализацию цели, смыслов и ценностей. Вместе с тем, интеграция этой активности осуществляется личностью, по мнению Бюлер, без участия сознания. Личность рассматривается как изначально данное духовное образование, неизменяющееся по своей сути на протяжении всей жизни.

Однако, как термин, с приставкой само понятие актуализации стало употребляться сравнительно недавно. Впервые его ввел Курт Гольдштейн для обозначения активности биологического процесса, существующего в любом живом организме. Будучи нейрофизиологом, занимающимся пациентами с поврежденным мозгом, Гольдштейн рассматривал самоактуализацию как фундаментальный процесс организма: “организм управляется тенденцией актуализировать в возможно наибольшей степени свои индивидуальные способности, свою “природу”, в мире” (113, с. 103).

В психологии понятие самоактуализации появляется благодаря работам Абрахама Маслоу (1908-1970 гг., США). В это понятие он вкладывал множество смыслов, но наиболее значимым для гуманистической педагогики, скорее всего, является следующее: Самоактуализация - это стремление к самоосуществлению, к актуализации того, что содержится в качестве потенций. Поясняя свою мысль, Маслоу уточнял: Самоактуализация это “желание человека самоосуществиться, а именно - его стремление стать тем, чем он может быть. Это полное использование самим человеком талантов, способностей, возможностей и т.п.”. Самоактуализированного человека Маслоу представлял не как обычного человека, которому что-то добавлено, а как обычного человека, у которого ничто не отнято: “Средний человек - это полное человеческое существо, с заглушенными и подавленными способностями и одаренностями”.

А. Маслоу в своей концепции самоактуализации предлагает такую трактовку природы личности: человек от природы хорош и способен к самосовершенствованию, люди - сознательные и разумные создания, сама сущность человека постоянно движет его в направлении личностного роста, творчества и самодостаточности.

Для изучения человека как уникальной, целостной, открытой и саморазвивающейся системы А. Маслоу использовал понятие self - actualization (англ.) Развитие человека в этой теории представляется, как восхождение по лестнице потребностей, имеющей уровни, в которых “высвечивается”, с одной стороны, социальная зависимость человека, а с другой - его познавательная природа, связанная с самоактуализацией. Автор полагал, что “люди мотивированы для поиска личных целей, и это делает их жизнь значительной и осмысленной”. Вопросы мотивации являются центральными в гуманистической теории личности и описывают человека как “желающее существо”, редко достигающее удовлетворения.

А. Маслоу рассматривает все потребности человека как врожденные. Иерархия потребностей, по А. Маслоу, прослеживается с первого уровня, который составляют физиологические потребности, связанные с поддержанием внутренней среды организма. По мере насыщения этих потребностей возникают потребности следующего уровня. Второй уровень составляют потребности в безопасности, стабильности, уверенности, свободе от страха, защищенности. Данные потребности функционируют аналогично физиологическим потребностям и при регулярном удовлетворении - перестают быть мотиваторами. Следующий, третий уровень включает потребность в любви и привязанности, общении, общественной активности, в желании иметь свое место в группе, семье. Далее следует четвертый уровень, который составляют потребности в уважении, самоуважении, независимости, самостоятельности, мастерстве, компетентности, уверенности перед миром, в желании иметь определенную репутацию, престиж, известность, признание, достоинство. Неудовлетворенность потребностей этого уровня приводит человека к чувству неполноценности, бесполезности, ведет к различным онфликтам, комплексам и неврозам. И, наконец, последний, пятый уровень потребностей - потребность в самоактуализации, самореализации и творчестве.

Иерархия потребностей, по А. Маслоу, представляет собой пирамиду от низших потребностей (нужды) до высших потребностей (потребности роста). Потребность в самоактуализации - этой особый вид потребности: “Это потребность “роста” в отличие от потребностей “дефицита”, к которым относятся потребности четырех нижележащих уровней”. А. Маслоу писал, что самоактуализация означает “желание человека самоосуществится, а именно его стремление стать тем, чем он может быть”.

Согласно А. Маслоу, тенденция к самоактуализации составляет сущность, ядро личности, это есть стремление человека постоянно воплощать, реализовывать, опредмечивать себя, свои способности, свою сущность. Но реализовать, воплотить себя человек может только в деятельности. Человек самореализуется в деятельности, и содержанием потребности в деятельности является потребность в самореализации. Потребность в деятельности и потребность в самореализации являются едиными для личности.

Разработанная А. Маслоу теория самоактуализации до сих пор продолжает вызывать дискуссии, споры и даже - протесты.

Судя по всему, такое неоднозначное отношение связано с тем, что в качестве образцов самоактуализировавшихся людей А. Маслоу рассматривал тех, кому присущ некоторый уровень личного свершения как в профессиональной, так и в личной жизни. Изучая лучших, считал Маслоу, можно исследовать границы человеческих возможностей. Критериями для отбора самоактуализированных личностей он установил относительную свободу от неврозов и наилучшее использование своих талантов, способностей, возможностей: “Самоактуализированные люди, без единого исключения, вовлечены в дело, выходящее за пределы их шкурных интересов, в нечто во-вне себя”. Проанализировав жизненные достижения и особенности многих выдающихся людей (А. Линкольна, А. Эйнштейна, А. Швейцера, Б. Спинозы, П. Кропоткина и др.), Маслоу выделил характеристики самоактуализации:

1. Более эффективное восприятие реальности и более комфортабельные отношения с ней. Одна из основ для истинной науки о ценностях состоит в различных восприятиях реальности людьми тревожными (невротиками) и людьми спокойными (здоровыми). Спокойные люди менее подвержены воздействию влечений, страхов, предрассудков, идеологий на свое восприятие реальности. Они много лучше других отличают свежее, конкретное и индивидуальное от общего, абстрактного и стереотипного. Поэтому они способны жить в реальном мире, а не в той искусственной массе понятий, абстракций, ожиданий, убеждений, стереотипов, которую большинство людей принимают за реальность. Они воспринимают реальность, а не свои страхи, связанные с ней. Колебания, сомнения, хаос, неопределенность, неупорядоченность, которые для большинства людей кажутся опасной угрозой, для этих людей являются стимулирующим вызовом.

2. Принятие (себя, других, природы). Личностные качества могут быть поняты исходя из единого фундаментального отношения к миру - наличия или отсутствия чувства вины, стыда и тревоги. Тревожные люди в каждом своем проявлении одержимы этими чувствами. Самоактуализирующиеся люди принимают себя и свою природу без жалоб и смущения, понимая ее недостатки, ее расхождения с идеалом, но не испытывая реального беспокойства. Они принимают работу природы такой, какая она есть и не требуют от нее ей неприсущего. Они не приемлют: защитные реакции, маски, позы, искусственность, хитрость, лицемерие, задние мысли, стремление произвести впечатление. Они, вместе с тем, чувствуют вину (стыд, тревогу, сожаление) за непоправимые недостатки (лень, бездумие, бездеятельность); за боль, причиненную другим; за болезненные пережитки (предрассудки, ревность, зависть); за привычки и недостатки культуры.

3. Спонтанность, простота, естественность. У самоактуализирующихся людей отсуствуют искусственность и желание произвести эффект. Они безыскусны, спонтанны, естественны в своих импульсах, чувствах, мыслях. Проходят через ритуалы условностей с добрым юмором и максимальным изяществом. Имеют собственный, относительно автономный и отличающийся от принятого, этический код. Отчуждены от обычных условностей, лицемерия, лжи. Мотивация обычного человека - стремление к отсутствующему удовлетворению базовых потребностей. Мотивация самоактуализирующегося человека - рост, развитие, созревание и выражение характера.

4. Центрированность на задаче (проблемная центрация). Проблемно-центрированы, а не эго-центрированы. Не представляют проблемы для себя и не слишком озабочены собой. Имеют жизненную миссию, задачу, требующую исполнения, внешнюю по отношению к себе цель. Цель как ответственность, долг, обязанность. Живут в мире широких, универсальных и долговременных ценностей. Умение смотреть поверх мелочей.

5. Некоторая отъединенность и потребность в уединении. Стремление к одиночеству, невовлеченность в то, что захватывает и поглощает других. Сохраняют достоинство даже в недостойных ситуациях. Основываются на собственной интерпретации событий, а не на том, что что думают или чувствуют в них другие люди. Рассеянность, забывчивость, игнорирование непосредственного окружения. “Нормальными” людьми устраненность (сторонняя позиция) интерпретируется как холодность, снобизм, бесчувственность, недружелюбность, враждебность. Но их отношения с другими - это искренние отношения взаимной поддержки, тепла и требовательности. Способны к самостоятельным решениям, к самоуправлению, быть сильным, активным, ответственным субъектом своего действия, а не куклой в руках других. Сами создают содержание своего сознания, в то время как многие люди предоставляют делать это другим - рекламодателям, родителям, партийным агитаторам, телевидению и газетам

6. Автономия, независимость от культуры и среды. Людям, движимым мотивацией роста, другие люди (как и их любовь, уважение, культура) ничем помочь не могут. Независимость от окружения (социо-культурного) означает для них стабильность перед лицом лишений, крушения надежд, ударов судьбы. Им свойственна самодостаточность.

7. Постоянная свежесть оценки. Умение получать удовольствие от простых радостей жизни. Черпают силу из основных жизненных переживаний. Обычные же люди узнают истинную ценность обыденному окружению (природы, близких, работы) только после того, как лишаются их.

8. Мистичность и опыт высших состояний. Имеются в виду не теологические и сверхъестественные переживания, а сексуальные, в частности - оргазм, сопровождающийся чувствами безграничности открывающихся горизонтов, всемогущества и крайней беспомощности, восторга и трепетного ужаса, потери ощущения своего места в пространстве и времени, уверенности в том, что происходит крайне важное и ценное, что изменяет человека и придает ему силы даже в обыденной жизни.

9. Чувства сопричастности, единения с другими. По отношению к другим людям, самоактуализирующиеся личности испытывают глубокие чувства идентификации, симпатии, любви, подлинное желание помочь. Но, даже помогая, они остаются чужаками для других; мало кто понимает их, но любят многие. Тем не менее, они чувствуют и переживают глубокое родство с остальным человечеством, понимая, что истина, столь ясная для них, спрятана и темна для большинства. По А.Адлеру это - “отношение старшего брата”.

10. Более глубокие межличностные отношения. Более глубокие межличностные отношения, основанные на большей самоотдаче, любви, более полному выходу за границы своего “Я”. Круг друзей невелик. Не прощают предательства, лицемерия, самовлюбленности. Но своих оценок не предъявляют.

11. Демократическая структура характера. Не замечают классовых, социальных, профессиональных, расовых и т.п. различий. Считают возможным учиться у любого, лишь бы ему было чему учить. Понимают, как мало знают по сравнению с другими людьми. Вместе с тем, они - действительно элита, но это элита характера, способностей, таланта, а не элита расы, семьи, возраста или власти. Умеют высказывать минимальное количество уважения любому, просто потому, что он человек.

12. Различение средств и цели, добра и зла. Сильные моральные стандарты. Но их представления о добре и зле часто не совпадают с обычными. Внутренняя, непоказная религиозность: вера в Бога не как в персонифицированную фигуру, а как в метафизическую сущность. Концентрируются на целях, умея подчинять им средства, а не наоборот, как принято у большинства. Но любая деятельность рассматривается как цель, превращаемая в увлекательную игру, развлечение.

13. Философское, невраждебное чувство юмора. Не приемлют смех над причинением вреда другому, смех превосходства, протеста против власти. Обладают реалистическим юмором, близким к философии: мягкое высмеивание реальных человеческих недостатков (насмешка над собой без мазохизма и клоунады). Юмор рассматривается как форма воспитания, родственная басням и притчам. Отношение к анекдотам, шуткам, розыгрышам более прохладное, чем к осмысленному философскому юмору, который вызывает смех, а не злобу, внутренне присущ ситуации, а не привнесен в нее извне, спонтанен и не может быть повторен в другой ситуации.

14. Самоактуализирующееся творчество. Универсальная характеристика, присущая всем самоактуализирующимся личностям. Отлична от специального таланта. Их творчество похоже на всеобъемлющее творчество ребенка (потенциал, данный от рождения каждому), “вторая наивность” (Дж.Сантаяна). Внешние ограничения (образование, культура, идеологии), загоняющие способность к такому творчеству вовнутрь, на них не распространяются. Творчество, как выражение здоровья личности, проецируется на весь мир и окрашивает любую деятельность. Все делается с определенным отношением к делу, с настроением. Человек может даже видеть творчески, как видит ребенок. В этом смысле есть творческие сапожники, клерки, каменщики.

15. Сопротивление аккультурации (усредненному “окультуриванию”, приобщению к массовой культуре). Самоактуализирующиеся люди мало приспособлены к социо-культурной среде обитания. Они сосуществуют с культурой, но сопротивляются “окультуриванию”, поддерживают внутреннюю отстраненность от культуры, в которую они погружены. Но они вписываются в рамки условностей вещевой культуры, хотя большого значения она для них не имеет: облегчая жизнь, вещи не стоят того, чтобы поднимать из-за них шум. Спокойно принимается все, что не имеет существенного начения. Но эти условности, если соблюдение их кажется излишним, могут быть сброшены, как надоевшая одежда.

Они не преступники и не бунтовщики. Считаются с постепенностью прогресса культуры, признавая его бесспорную необходимость. Но это не прекращение борьбы, ради ведения которой они, вместе с тем, не пойдут на радикальные меры и бесполезные жертвы. Прекрасно понимают, что оптимизм по поводу быстрых изменений - беспочвен, необходимы спокойные, совершаемые с добродушным юмором ежедневные усилия по улучшению культуры изнутри, не отвергая ее и не выходя за ее пределы. Активно культурны своим критическим отношением, одобрением или неодобрением в отличие от пассивной приверженности культурным стандартам (агрессивная этнокультурная центрация). Автономны, т.е управляемы законами собственного характера, а не законами общества (являются не столько гражданами страны, сколько членами человеческого сообщества).

Кульминацией размышлений А. Маслоу о самоактуализации, которые не всегда укладываются в рамки общепринятого научно-логического мышления, являются восемь типов поведения, ведущих к самоактуализации.

1. Самоактуализация - это полное, живое, концентрированное переживание происходящего с человеком и вне его. Моменты повышенного сознавания и интенсивного интереса Маслоу называет самоактуализирующими.

2. Жизнь - это процесс выборов. Самоактуализация предполагает в каждом выборе решать в пользу роста. Выбирать безопасное - оставаться при известном и знакомом, но рисковать стать устарелым и смешным. Выбирать рост - значит открыть себя новому, неожиданному опыту, но рисковать оказаться в неизвестном: “Нельзя мудро выбирать жизнь, если ты не смеешь прислушиваться к себе, к собственной самости, в каждый момент жизни”.

3. Акутализироваться - значит становиться реальным, существовать фактически, а не только в потенциальности. Реальность - это не только среда, но в первую очередь - самость, сердцевина, уникальная природа индивидуума (темперамент, вкусы, ценности). Самоактуализация - это научение сонастраиваться со своей собственной внутренней природой: решить для себя, нравиться ли тебе самому определенная пища, фильм, книга, независимо от мнений и точек зрения других.

4. Честность и принятие ответственности за свои действия. Искать ответы внутри себя, соприкасаясь со своей совестью, а не позировать, не стараться хорошо выглядеть или удовлетворять своими ответами других.

5. Верить своим суждениям и инстинктам.

6. Самоактуализация - постоянный процесс развития своих потенциальностей. Большой талант или разумность - это не то же самое, что самоактуализация. Многие одаренные люди не смогли полностью использовать свои способности, другие же, может быть со средним талантом, сделали невероятно много. Самоактуализация - это не вещь, которую можно иметь или не иметь. Это - способ проживания, работы и отношения с миром, а не единичное достижение.

7. “Пик-переживания” - переходные моменты самоактуализации. Это особенно радостные и волнующие моменты в жизни, они вызываются сильным чувством любви, произведениями искусства, переживанием исключительной красоты природы. По Маслоу “пик-переживания” вызываются интенсивными, вдохновляющими событиями, в которых человек глубоко чувствует и осознает свою вовлеченность, сопричастность, связь с ними.

8. Обнаружение своих “защит” и работа отказа от них.

В основе личности, считал А. Маслоу, заложена мотивационная сфера, т.е. то, что движет человеком, то, что делает его личностью. Эту сферу образует ряд взаимоподчиненных потребностей: физиологические потребности в безопасности, любви, уважении. Но высшее место занимает потребность в самоактуализации: человек стремится максимально реализовать весь свой потенциал способностей, чтобы "быть тем, кем он может стать". Стремление к самоактуализации, по своей сути, есть стремление к самоутверждению за счет проявления, специфического включения целого набора личностных функций: рефлексии, коллизийности, мотивации, опосредования, смыслотворчества, создания собственной картины мира и т.д.

Самоактуализация как способность может существовать у большинства людей, но лишь у небольшого меньшинства она является в какой-то степени свершившейся. Такие люди - самоактуализирующиеся личности, - являясь примером нормального развития, максимально полно воплощают человеческую сущность.

Но самоактуализированных людей очень мало, менее 1%, а учителей, стремящихся к самоактуализации, по оценке Психологического института Российской академии образования, всего от 12% до 18%. Многие люди не видят своего потенциала, а процесс роста требует постоянной готовности рисковать, ошибаться, отказываться от старых привычек. Такое состояние часто увеличивает страх и тревогу, тенденцию возврата к поиску безопасности и защиты.

Жизнь самоактуализированного человека А. Маслоу определял как "усилие или рывок, когда человек использует все свои способности в полную силу”. Автор предполагал, что актуализация человеческого потенциала возможна "в способствующем обществе", которого практически не было еще в человеческой истории.

Вряд ли уместно утверждать, что “рафинированная” самоактуализация должна непременно стать целью и смыслом образования. Однако, если иметь в виду, что потребность в реализации физических и психических сил наиболее актуальна в подростковом и юношеском возрасте, для которого характерны рост самосознания, переход от внешней детерминации деятельности поведения к самодетерминации, то весьма важной для старших школьников становится помощь взрослых в определении направления и способов самореализации. А это уже связано с вполне реальной организацией педагогической поддержки процессов самопознания, самопонимания, адекватного отношения к себе. Единство потребности в деятельности и потребности в самореализации показывает, что основой существования подросткового и юношеского возраста является потребность в деятельностной самореализации или потребность самоактуализации в деятельности.

А. Маслоу рассматривал человека, исходя из позиций его природы. Вероятно, именно эти позиции имеет смысл учитывать педагогу, рискнувшему создать условия для самоактуализации своих воспитанников.

Человек в корне свободен и ответственен за свои решения, какой образ жизни выбрать и как стремиться актуализировать свой потенциал; чем старше человек, чем выше он поднялся в иерархии потребностей, тем он свободней.

Поведение человека регулируется рациональными силами, принятием рациональных решений и стремлением рационально актуализировать свой потенциал.

Человек рассматривается как единое целое. “Именно Джон Смит хочет есть, а не желудок Джона Смита”, поэтому человек является целостным существом, стремится к самоактуализации.

Умеренный конституционализм, выраженный в концепции мета-потребностей с использованием таких терминов, как “врожденное стремление”, “инстинктивный”, “присущий человеку”, означает, что стремление актуализировать свой потенциал есть врожденное, а не приобретенное качество.

Постоянное стремление к личностному росту, когда люди обладают способностью решать, какими они хотят стать, приводит к тому, что личность непременно меняется.

Каждый человек уникален в выражении этих потребностей, т. е., человек стремится актуализировать уникального себя в соответствии со свой собственной оценкой.

Несмотря на то, что потребности являются врожденными, значительная роль ситуационных переменных, т. е. влияние мотивации (врожденных потребностей) и социального и физического окружения, оказывающих влияние на поведение человека.

Автор склоняется к положению гетеростаза, ведущего к вершинам личностного роста, однако человек не все время стремится к росту - часть его жизни включает переживание разрядки напряжения.

Людей нельзя изучать традиционными методами, именно поэтому они непознаваемы, традиционное изучение человека по частям необходимо заменять таким подходом, который позволяет людям демонстрировать свой субъективный опыт в холистической манере (как иерархию целостностей).

Самоактуализируясь, человек стремится максимально реализовать весь свой потенциал способностей, чтобы "быть тем, кем он может стать". Стремление к самоактуализации, по своей сути, есть стремление к самоутверждению за счет проявления, специфического включения целого набора личностных структур сознания: рефлексии, коллизийности, мотивации, опосредования, смыслотворчества, создания собственной картины мира и т.д.

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ И РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие. - М.-Ростов н/Д, 1999. С.199-212.

Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. -М., 1982.

Маслоу А. Мотивация и личность. В кн.: Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности. - Самара: Изд.Дом “БАХРАХ”. 1996. С.422-449.

Кулишов В.В. Педагогическая поддержка самоактуализации личности старшеклассников. Дисс. канд. пед. наук. Краснодар, 2000.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: