Аль-Бухари и Муслим. Многочисленные аяты Корана указывают на высокое место родственных связей в исламе, подчёркивая, что родственникам следует оказывать благодеяния

Многочисленные аяты Корана указывают на высокое место родственных связей в исламе, подчёркивая, что родственникам следует оказывать благодеяния, побуждая людей поддерживать родственные связи должным образом и предостерегая от нарушения прав родственников, что может находить своё выражение в притеснениях или нанесении им обид. Так, в одном из этих благородных аятов Аллах Всевышний говорит:

{И бойтесь Аллаха (именем) которого вы просите друг друга, и (бойтесь разрыва) родственных связей...} “Женщины”, 1.

Таким образом, Он повелел бояться Аллаха и воздал хвалу родственным связям, подтвердив, что к ним следует относиться с уважением и всегда их поддерживать.

Для того, чтобы придавать родственным связям большое значение, искреннему мусульманину вполне достаточно уже того, что веление поддерживать их в большинстве аятов благородного Корана следует после веления верить в Аллаха и оказывать благодеяния родителям.

Так, например, Аллах Всевышний сказал:

{И судил Господь твой, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него, а родителям (делали) добро.} “Ночное путешествие”, 23.

А чуть ниже Он говорит так:

{И давай то, что положено, родственнику, бедняку и путнику, но не предавайся расточительству.} “Ночное путешествие”, 26.

И Аллах Всевышний также сказал:

{И поклоняйтесь Аллаху и ничему более наряду с Ним и (делайте) добро родителям, родственникам, сиротам, нуждающемуся, соседу, как состоящему (с вами) в родстве, так и не состоящему, и товарищу 3, и путнику, и тем, кем вы владеете} “Женщины”, 36.

Из этого ясно, что в благородном Коране проявление доброты к родственникам на шкале человеческих связей ставится на второе место после проявления доброты к родителям, а затем действие этого установления расширяется, распространяясь на всех нуждающихся среди людей. Это полностью соответствует природе человеческой души, которая в наибольшей мере склонна к тому, чтобы прежде всего проявлять доброту по отношению к близким, и сообразуется с общим подходом ислама к принципам организации исламского общества, так как ислам считает, что основы социальной солидарности закладываются в семье, потом распространяются на круг родственников человека, а потом охватывают собой и всё общество в целом.

Поддержание родственных связей относится к числу тех основных исламских принципов и важнейших основ, о которых эта религия стала возвещать миру с первых дней её существования, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к людям со своим призывом, разъясняя им, что именно лежит в основе этого призыва и что относится к числу его особенностей. Таким образом, веление поддерживать родственные связи занимает одно из самых заметных мест в законоположениях этой религии, о чём свидетельствует длинный хадис, передаваемый со слов Абу Суфйана, который рассказывает в нём о своей встрече с Ираклием 4. В этом хадисе сообщается, что он спросил Абу Суфйана: “И что же велит вам ваш пророк?” Он ответил: “Он говорит:

«Поклоняйтесь одному лишь Аллаху и ничему более наряду с Ним и откажитесь от того, что говорят ваши отцы, и он велит нам молиться, быть правдивыми, воздерживаться от всего дурного и поддерживать родственные связи»”. Аль-Бухари и Муслим.

Таким образом, поддержание родственных связей относится к числу основных положений этой религии единобожия наряду с велениями поклоняться одному лишь Аллаху, совершать молитвы, придерживаться правдивости и отказываться от совершения всего дурного, чем и объясняется то, что об этом, как об одной из наиболее характерных особенностей ислама, сразу сообщают тем, кто впервые спрашивает об этой религии.

Другой длинный хадис, передаваемый со слов Амра бин Анбасы, да будет доволен им Аллах, также включает в себя целый ряд основ и правил ислама. Он сказал:

Однажды я зашёл к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, в Мекке 5 и спросил его: “Кто ты?” Он ответил: «Пророк». Я спросил: “А кто такой пророк?” Он ответил: «Меня послал Аллах». Я спросил: “С чем же Он послал тебя?” Он сказал: «Он послал меня (с велением) поддерживать родственные связи, разбивать идолов и поклоняться одному лишь Аллаху и никому более наряду с Ним...»Муслим.

Таким образом, мы видим, что в кратком изложении основ и правил ислама, приведенном благородным посланником, он поставил на первое место поддержание родственных связей, упомянув о них прежде всего остального. Это говорит о высоком месте, которое отводится этому вопросу в предначертаниях данной религии, ниспосланной Аллахом как милость для миров.

Этим и объясняется обилие указаний, поощряющих поддержание родственных связей и побуждающих людей к этому, с одной стороны, и предостерегающих от их разрыва и угрожающих за это всевозможными карами, с другой.

Передают со слов Абу Аййуба аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, что один человек сказал пророку, да благословит его Аллах и приветствует: “О посланник Аллаха, скажи мне, что я должен делать, чтобы попасть в рай?” В ответ ему пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поклоняйся одному лишь Аллаху и ничему более наряду с Ним, совершай молитвы, выплачивай закят и не порывай связей с родственниками».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: