Работы социального педагога

Прямые критерии:

· есть динамика роста удачно решённых проблем по сравнению с проблемами, решить которые не удалось;

· будет обеспечен общий рост психолого-социальной компетентности педагогов. Родителей, детей (по оценке специалистов).

Косвенные критерии:

· рост удовлетворённости качеством воспитательного процесса;

· снижение конфликтности;

· повышение общего уровня успешности учащихся.

Структура основных направлений работы социального педагога:

с учителями

  Типы сотруднических отношений Типологические особенности учителей Характерные ошибки, встречающиеся у этой группы учителей во взаимодействии с учащимися
  Учителя, открыто принимающие психолого-педагогическую поддержку Опытные, профессионально грамотные, авторитетные, эмоционально уравновешенные, бережно относящиеся к личности ребёнка, заботящиеся о его развитии · Угроза нарастающего давления на ученика · Ограничение прав в отношении ученика, гиперопека
  Учителя, открыто (скрыто) игнорирующие психолого-педагогическую поддержку Опытные, но имеющие устойчивые авторитарные стереотипы: “учитель всегда прав”, “учитель больше знает, что нужно ученику” и др.. Имеющие отклонения от норм гуманизма, эмоционально неуравновешенные и др. · Неэтично сформулированное замечание ученикам, бестактность; · Ироничное отношение к имеющимся знаниям учащихся их опыту: · Игнорирование права подростков иметь собственное мнение; · Манипуляция оценками; · Неверие в способности учеников.
  Учителя, остро нуждающиеся в интенсивной психолого-педагогической поддержке Эмоционально неуравновешенные, неудовлетворённые работой с детьми; сосредоточившие интерес на бытовых неурядицах и второстепенных моментах жизнедеятельности педагогического коллектива; утратившие интерес к личностному развитию своих воспитанников · Бестактность и вспыльчивость, либо равнодушие; · Несправедливость в отношении оценки знаний (и поведения) учащихся; · Унижение подозрительностью; · Неверие в способности ученика.
  Учителя новички Не всегда в достаточной мере внимательные к проблемам развития личности ребёнка; неопытные в воспитательной работе с детьми; неумеющие наладить дисциплину в коллективе и др. · Недопустимое вторжение в мир личных отношений подростков; · Злоупотребление откровенностью; · Завышение или занижение оценок; · Унижение оскорбительными прозвищами; · Установление дисциплины путём резкого разрыва доверительных отношений (дистанцирование)

Планирование социально-педагогической работы.

Формы планов:

1. Перспективный план на учебный год, на два и более.

2. Циклограмма.

3. Календарный план на полугодие, четверть, месяц.

4. План-график работы на месяц, неделю, день.

5. План-сетка на месяц и на неделю.

Структура и содержание плана.

Перспективный план

Перспективный план отражает цели и движение к ним на ближайшее будущее, опираясь на анализ проделанной работы и её результаты, с учётом настоящего состояния дел.

Структура плана:

  • аналитическая записка;
  • цели и задачи;
  • содержание по направлениям работы.

Аналитическая записка:

  • состояние социальной жизни учащихся;
  • наиболее актуальные проблемы;
  • социальные группы детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • количественно-качественный анализ результативности работы социального педагога

за прошедший период;

  • характеристика социальных связей социального педагога и включённости других

специалистов ОУ в решение проблем социальной жизни ребёнка;

  • выводы о том, что является объектом СПД, какие вопросы актуальны сейчас и в ближайшем будущем.

Цели и задачи:

двустороннего процесса:

  • процесс становления личности ребёнка как субъекта социальной жизни и СПД;
  • процесс создания педагогически целесообразной среды.

Смыс1-ого целеполигания - определение будущего результата на основе настоящего уровня возможностей среды и участников СПД.

Цель СПД - создание условий для совершенствования возможностей ребёнка и его окружения в решении проблем социальной жизни. Ведущая цель может быть уточнена в соответствии с функциональной структурой СПД, когда социальный педагог выступает в определённой социальной роли:

Цели СПД Профессиональная роль социального педагога
профилактика и предупреждение возникновения проблемных ситуаций наставник– при непосредственном общении с ребенком и его окружением
защита и охрана прав ребенка в уже возникшей трудной жизненной ситуации посредник - между ребенком и взрослым, ребенком и его окружением
управление действиями субъектов социальной жизни и СПД, от которых зависит решение проблем социальной жизни ребенка координатор

Задачи определяют ближайшую перспективу разрешения проблем социальной жизни детей в определённом направлении СПД: одна цель может быть достигнута через реализацию задач по нескольким направлениям.

Направления работы могут быть определены в соответствии с необходимостью выявить и разрешить те или иные проблемы какой-то из социальных групп семей или социальных групп детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (см. Закон о гарантиях прав ребёнка).

В каждом разделе плана указываются мероприятия, которые должны обеспечить выполнение поставленных задач в данном направлении, сроки их проведения, должностные лица, совместно с которыми решаются эти задачи: администрация, учителя, классные руководители, специалисты ОУ.


Раздел Содержание Направления СПД
Профилактическая работа: как средство профилактики возникновения проблемных жизненных ситуаций ребенка - меры по усилению социальной ориентации содержания; -методы организации учебной деятельности базовых предметов учебного плана; -изменение отношений «учитель-ученик»; -действия по включению в учебный план предметов по выбору школы, формирующих социальные знания; -занятия в ходе дополнительного образования и в ходе событий школьной жизни, развивающих чувства, поведение и общение; -проведение социологических исследований и система учета проблем социального становления обучающихся; -разработка социально-ориентированных учебных программ, проектов и мероприятий для обучающихся; -обеспечение условий для создания системы социально-психолого-педагогического просвещения родителей, повышения квалификации педагогов (том числе по темам: профориентационная работа, профилактика наркозависимости и табакокурения, профилактика правонарушений и т.п.)
Защитно-охранная деятельность -определяется степенью ответственности ОУ по обеспечению гарантий и социальных прав ребенка (их определенных социальных групп); -определяются границы возможного и необходимость привлечения государственных и общественных структур для решения проблемы. -создание и совершенствование системы сбора, анализа информации, учета и контроля за разрешением проблем социальной жизни детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; информирование о тех структурах, которые способны оказать помощь ребенку и его семье; -Создание условий для совершенствования системы опеки и попечительства, в том числе и вопросы лишения родительских прав; -меры по выявлению новых возможностей по жизнеобеспечению детей из многодетных и малоимущих семей; -объединение усилий с представителями общественных организаций многодетных семей по решению их социальной адаптации; -патронаж и социально-психолого-педагогическое патронирование детей, состоящих на учете в органах ОППН, КДН и на внутришкольном контроле; - учет и контроль всех случаев конфликтных отношений, соответствующая реакция на ситуации затянувшихся конфликтов ребенка с его ближайшим социальным окружением в семье, в школе, в социуме.
Организационная или координационная деятельность - определение и решение задач по установлению, развитию или совершенствованию социальных связей социального педагога для совместного решению проблем социального развития детей; - определение меры и степени ответственности и участия учреждений, органов, специалистов в решении проблем социальной жизни ребенка. социальные связи: - со специалистами данного ОУ; -с сотрудниками других ОУ; -с государственными учреждениями; -с местной администрацией и вышестоящими организациями; -с общественными организациями; -cо спонсорами.

Каждое направление в разделах плана обозначается:

· названием;

· задачами;

· формами социально-психолого-педагогичекой работы, которые будут использоваться в системе, последовательности как средства решения задач в конкретный период времени.

При описании каждого направления СПД в любом разделе плана соблюдается следующая логика (в соответствии со структурой подготовки и реализации социально-психолого-педагогической технологии):

· сбор информации и диагностика;

· целеполагание и прогнозирование результатов;

· непосредственное осуществление действий и контроль за результативностью.

В плане указываются педагогические советы и профессиональные объединения и их задачи по методическому обеспечению социально-психолого-педагогической деятельности ОУ, какие связи с ними устанавливает социальный педагог.

Перечисляются программы и проекты по социально-психолого-педагогической работе, которые разрабатываются и/или реализуются в данном ОУ


Приложение


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: