О порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений

(с сокращениями)

1. Общие положения

1.1. Настоящие Рекомендации о порядке исчисления заработ­ной платы работников образовательных учреждений систематизи­руют нормативные правовые акты по вопросам оплаты труда ра­ботников образовательных учреждений.

1.2. Рекомендации о порядке исчисления заработной платы ра­ботников образовательных учреждений (приложения 1, 2, 3, 4 к рекомендациям, далее – Рекомендации) разработаны на основе норм Инструкции о порядке исчисления заработной платы работ­ников просвещения, утвержденной приказом Минпроса СССР от 16 мая 1985 г. №94 (с изменениями и дополнениями), Инструк­ции о порядке исчисления заработной платы работников профессионально-технических учебных заведений, утвержденной Госпрофобром СССР 31 декабря 1976 г. (с изменениями и дополнения­ми), Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников средних специальных учебных заведений, утвержден­ной приказом Минвуза СССР от 27.08.87 № 605, не противореча­щих законодательству Российской Федерации.

Кроме того, в Рекомендациях учтены постановление Прави­тельства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. № 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки» и другие нормативные правовые акты, регулирующие условия оплаты труда работников образовательных учреждений.

До утверждения, в установленном порядке, соответствующего ведомственного нормативного акта (инструкции либо положения о порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений) предлагается использовать Рекомендации при оплате труда работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, к которым применяются тарифно-ква­лификационные характеристики (требования), утвержденные приказом Минобразования России от 15 сентября 2000 г. № 2659 «О тарифно-квалификационных характеристиках, объемных показателях и требованиях по оценке квалификации и профессиональ­ной компетентности работников образовательных учреждений». Настоящие Рекомендации могут применяться при оплате труда педагогических работников учреждений здравоохранения, культуры, социальной защиты и других отраслей экономики, а также работников негосударственных образовательных учреждений.

Оплата труда работников образовательных учреждений осуще­ствляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда ра­ботников организаций бюджетной сферы.

1.3. Ставки заработной платы (оклады) работников образовательных учреждений определяются путем умножения тарифной ставки (оклада) первого разряда ETC на тарифный коэффициент, соответствующий присвоенному разряду.

1.4. При определении разряда оплаты труда руководящих работ­ников образовательных учреждений (директоров (заведующих, начальников), их заместителей, руководителей филиалов, старших мастеров и руководителей структурных подразделений) учитываются:

группа по оплате труда, к которой отнесено образовательное учреждение, квалификационная категория, присвоенная по ре­зультатам аттестации.

1.5. Ставки заработной платы и должностные оклады педагогических работников устанавливаются по разрядам оплаты труда в зависимости от образования и стажа педагогической работы (ста­жа работы по специальности или в определенной должности) либо квалификационной категории, присвоенной по результатам атте­стации.

1.6. Заработная плата работника образовательного учреждения включает в себя:

оплату труда исходя из ставок заработной платы и должност­ных окладов, установленных в соответствии с разрядами ETC с учетом их повышения в порядке и размерах, предусмотренных разделом 6 настоящих Рекомендаций:

доплаты за выполнение работ, связанных с образовательным про­цессом и не входящих в круг основных обязанностей работника;

доплаты за условия труда, отклоняющиеся от нормальных ус­ловий труда;

выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда;

процентные надбавки к заработной плате за стаж работы в рай­онах Крайнего Севера, в приравненных к ним местностях и дру­гих районах с тяжелыми природно-климатическими условиями;

другие выплаты, предусмотренные действующим законодатель­ством.

1.7. Размеры доплат и порядок их установления за выполнение дополнительной работы, не входящей в круг основных обязанно­стей работников (классное руководство, проверка письменных ра­бот, заведование кабинетом и др.), определяются образователь­ным учреждением в пределах средств, направляемых на оплату труда, самостоятельно и закрепляются в Положении, коллектив­ном договоре (соглашении).

1.8. Оплата труда медицинских, библиотечных и других работ­ников образовательных учреждений, которые не предусмотрены настоящими Рекомендациями, производится применительно к ус­ловиям оплаты труда, установленным для аналогичных категорий работников соответствующих отраслей экономики.

1.9. Изменение размеров ставок заработной платы (должност­ных окладов) производится:

при увеличении стажа педагогической работы, стажа работы по специальности – со дня достижения соответствующего стажа, если документы находятся в образовательном учреждении, или со дня представления документа о стаже, дающем право на повыше­ние размера ставки (оклада) заработной платы;

при получении образования или восстановлении документов об образовании – со дня представления соответствующего доку­мента:

при присвоении квалификационной категории—со дня выне­сения решения аттестационной комиссией;

при присвоении почетного звания – со дня присвоения;

при присуждении ученой степени кандидата наук – со дня вынесения решения Высшей аттестационной комиссией Миноб­разования России о выдаче диплома;

при присуждении ученой степени доктора наук – со дня при­суждения Высшей аттестационной комиссией Минобразования России ученой степени доктора наук.

При наступлении у работника права на изменение разряда оп­латы труда в период пребывания его в ежегодном или другом от­пуске, а также в период его временной нетрудоспособности вып­лата заработной платы исходя из более высокого разряда оплаты

труда производится со дня окончания отпуска или временной не­трудоспособности.

1.10. Руководители образовательных учреждений проверяют документы об образовании и стаже педагогической работы (работы поспециальности, в определенной должности) учителей, препо­давателей, других работников, устанавливают им ставки заработ­ной платы (должностные оклады). Ежегодно составляют и утверж­дают на работников, выполняющих педагогическую работу без за­нятия штатной должности (включая работников, выполняющих эту работу в том же образовательном учреждении помимо основной работы), тарификационные списки согласно приложениям 3, 4 к настоящим Рекомендациям.

Ответственность за своевременное и правильное определение размеров заработной платы работников образовательных учрежде­ний несут их руководители.

2. Нормы рабочего времени, нормы учебной нагрузки и порядок ее распределения в образовательных учреждениях (кроме образо­вательных учреждений, предусмотренных в разделе 3 настоящих Рекомендаций)

2.1. Ставки заработной платы педагогических работников вып­лачиваются за установленную им норму часов учебной нагрузки (объема педагогической работы):

за 18 часов преподавательской (педагогической) работы в не­делю (3 часа в день):

– учителям V—ХI(ХП) классов образовательных учреждений; учителям трудового обучения II—IX классов специальных учебно-воспитательных учреждений для детей с девиантным поведением; преподавателям специальных дисциплин I—XI классов общеобра­зовательных музыкальных и художественных учреждений; препода­вателям образовательных учреждений дополнительного образова­ния детей системы Министерства культуры Российской Федера­ции: III—V классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с пятилетним сроком обучения, V—VII классов школ искусств с семилетним сроком обучения (дет­ских музыкальных, художественных, хореографических и других школ), I—IV классов детских художественных школ и школ обще­го художественного образования с четырехлетним сроком обучения; учителям, учителям-дефектологам и логопедам учреждений здравоохранения и социальной защиты (кроме домов ребенка); пе­дагогам дополнительного образования; тренерам-преподавателям спортивно-оздоровительных групп и групп начальной подготовки образовательных учреждений дополнительного образования детей; преподавателям педагогических училищ, педагогических колледжей (за исключением этих учреждений, перешедших на порядок уста­новления норм часов за ставку заработной платы и порядок рас­пределения учебной нагрузки, предусмотренный в разделе 3 насто­ящих Рекомендаций), курсов (иностранных языков, стенографии, машинописи и др.); учителям межшкольных учебных комбинатов:

за 20 часов преподавательской (педагогической) работы в не­делю:

– учителям I—IV классов; учителям-дефектологам; учителям-логопедам образовательных учреждений:

за 24 часа преподавательской (педагогической) работы в неделю: – преподавателям образовательных учреждений дополнитель­ного образования детей системы Министерства культуры Россий­ской Федерации: I—II классов школ общего музыкального, худо­жественного, хореографического образования с пятилетним сроком обучения, I—IV классов детских музыкальных, художественных, хореографических школ и школ искусств с семилетним сроком обучения: музыкальным руководителям и концертмейстерам об­разовательных учреждений, учителям-дефектологам и логопедам домов ребенка;

за 25 часов педагогической работы в неделю:

– воспитателям специальных (коррекционных) образователь­ных учреждений (групп) для обучающихся, воспитанников с от­клонениями в развитии (для неслышащих, слабослышащих и позднооглохших, незрячих, слабовидящих и поздноослепших, с тя­желыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата (в том числе для детей, больных сколиозом), для умственно отсталых и др.);

за 30 часов педагогической работы в неделю:

– старшим воспитателям, воспитателям образовательных уч­реждений (кроме образовательных учреждений, предусмотренных в следующем абзаце), учреждений здравоохранения, приемников-распределителей для несовершеннолетних, воспитательных коло­ний, специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением; инструкторам по физ­культуре образовательных учреждений;

за 36 часов педагогической работы в неделю:

– старшим воспитателям и воспитателям дошкольных образо­вательных учреждений; воспитателям домов ребенка и учрежде­ний дополнительного образования детей; педагогам-психологам: методистам образовательных учреждений; социальным педагогам; педагогам-организаторам; воспитателям общежитий; мастерам производственного обучения; старшим вожатым: инструкторам по труду; руководителям физвоспитания; преподавателям-организа­торам (основ безопасности жизнедеятельности, допризывной под­готовки); инструкторам-методистам по спорту.

Продолжительность рабочего времени тренеров-преподавателей и старших тренеров-преподавателей, оплата труда которых осуще­ствляется по нормативам оплаты труда за подготовку одного обу­чающегося (занимающегося), регулируется в зависимости от мак­симального количества часов учебно-тренировочной работы в не­делю, установленного для каждого занимающегося по видам спорта, периодов и задач его подготовки, возможного объедине­ния занимающихся в группы и т.д.

2.2. За часы педагогической работы сверх установленной нормы производится дополнительная оплата соответственно получаемой ставке в одинарном размере.

Ставки заработной платы работников, перечисленных в п.2.1, уста на вливаются исходя из затрат их рабочего времени в астрономических часах с учетом коротких перерывов (перемен), предус­мотренных между уроками (занятиями).

2.3. Продолжительность рабочего времени помощников воспи­тателей и младших воспитателей образовательных учреждений для воспитанников с малыми и затихающими формами туберкулеза, недостатками умственного развития, поражением центральной не­рвной системы с нарушением психики; женщин, работающих в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, а также в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях; специалистов (дефектологии, психологии, лого­педии и др.) психолого-педагогических и медико-педагогических комиссий составляет 36 часов работы в неделю.

2.4. Продолжительность рабочего времени других работников, не перечисленных в пунктах 2.1 – 2.3, составляет 40 часов в неделю.

2.5. В тех случаях когда переработка рабочего времени воспита­телями, помощниками воспитателей, младшими воспитателями осуществляется вследствие неявки сменяющего работника или ро­дителей и выполняется за пределами рабочего времени, установ­ленного графиками работы, оплата их труда производится как за сверхурочную работу в соответствии с законодательством Россий­ской Федерации о труде.

2.6. Учителям, которым не может быть обеспечена полная учеб­ная нагрузка, гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере при условии догрузки до установленной нормы часов другой педагогической работой в следующих случаях:

– учителям начальных классов при передаче преподавания уро­ков иностранного языка, музыки, изобразительного искусства и физкультуры; учителям-специалистам;

– учителям I—IV классов национальных (нерусских) сельских общеобразовательных учреждений, которые вследствие своей под­готовки не могут вести уроки русского языка;

– учителям русского языка национальных (нерусских) сельс­ких начальных общеобразовательных учреждений;

– учителям физической культуры сельских общеобразовательных учреждений, учителям иностранного языка общеобразовательных учреждений, расположенных в поселках лесозаготовительных и сплав­ных предприятий и химлесхозов, при возложении на них в счет сохраняемой полной ставки учителя обязанностей (части обязаннос­тей) соответственно по организации внеурочной работы по физвоспитанию, проверке письменных работ и классному руководству.

2.7. Учителям общеобразовательных учреждений и преподавате­лям педагогических училищ (педагогических колледжей), у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается, по сравнению с нагрузкой, установленной при тарификации, до конца учебного года выплачивается:

– заработная плата за фактическое число часов, если оставша­яся нагрузка выше установленной нормы за ставку;

– заработная плата в размере ставки, если оставшаяся нагруз­ка ниже установленной нормы за ставку и если их невозможно догрузить педагогической работой;

– заработная плата, установленная при тарификации, если при тарификации учебная нагрузка была установлена ниже нормы за ставку и если их невозможно догрузить педагогической работой.

Об уменьшении объема учебной нагрузки, изменении размера оплаты труда и о догрузке педагогической работой работники дол­жны быть поставлены в известность не позднее чем за два месяца.

2.8. Должностные оклады перечисленным ниже работникам ус­танавливаются с учетом ведения ими преподавательской (педаго­гической) работы в объеме:

– 360 часов в год – руководителям физвоспитания, препода­вателям-организаторам (основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки);

– 10 часов в неделю – директорам начальных общеобразова­тельных учреждений с количеством обучающихся до 50 человек (кроме начальных общеобразовательных школ, закрепленных для прохождения педагогической практики студентов педагогических училищ, педагогических колледжей); вечерних (сменных) обще­образовательных учреждений с количеством учащихся до 80 (в городах и рабочих поселках – до 100 человек);

– 3 часов в день – заведующим дошкольными образовательны­ми учреждениями с 1—2 группами (кроме учреждений, имеющих одну или несколько групп с круглосуточным пребыванием детей).

2.9. Преподавательская работа работников, указанных в п.2.8. на­стоящих Рекомендаций, сверх установленных норм, за которые им выплачивается должностной оклад, а также преподавательская работа руководящих и других работников образовательных учреж­дений без занятия штатной должности в том же учреждении опла­чивается дополнительно в порядке и по ставкам, предусмотренным по выполняемой преподавательской работе.

Выполнение работы, указанной в п.2.8. настоящих Рекоменда­ций, осуществляется в основное рабочее время. Выполнение пре­подавательской работы, указанной в настоящем пункте, может осуществляться как в основное рабочее время, так и за– его преде­лами в зависимости от ее характера и качества выполнения рабо­ты по основной должности. Этот вопрос в каждом конкретном случае решается администрацией общеобразовательного учрежде­ния по согласованию с профсоюзным органом.

2.10. Объем учебной нагрузки учителей устанавливается исходя из количества часов по учебному плану и программам, обеспе­ченности кадрами, других конкретных условий в данном образо­вательном учреждении.

Учебная нагрузка учителей и других работников, ведущих преподавательскую работу помимо основной работы, на новый учебный год устанавливается руководителем образовательного учреждения по согласованию с профсоюзным органом. Эта работа завершается до окончания учебного года и ухода работников в отпуск с тем, чтобы определить, в каких классах и с какой учебной на­грузкой они будут работать в новом учебном году.

При установлении учителям, для которых данное образовательное учреждение является местом основной работы, учебной на­грузки на новый учебный год необходимо, как правило, сохра­нять ее объем и преемственность преподавания предметов в клас­сах. Объем учебной нагрузки, установленный учителям в начале учебного года, не может быть уменьшен по инициативе администрации в текущем учебном году, а также при установлении ее на следующий учебный год, за исключением случаев уменьшения количества часов по учебным планам и программам, сокращения количества классов (групп).

В зависимости от количества часов, предусмотренных учебным планом, учебная нагрузка учителей может быть разной в первом и втором учебных полугодиях.

Объем учебной нагрузки учителей больше или меньше нормы часов за ставку заработной платы устанавливается только с их письменного согласия.

Предельный объем учебной нагрузки (преподавательской ра­боты), который может выполняться в том же образовательном учреждении его руководителем, определяется органом управле­ния образованием по подчиненности образовательного учрежде­ния, а других работников, ведущих ее помимо основной рабо­ты, – самим образовательным учреждением.

Предоставление преподавательской работы лицам, выполняю­щим ее помимо основной работы, а также педагогическим работ­никам других образовательных учреждений и работникам предприятий, учреждений и организаций (включая работников орга­нов управления образованием и учебно-методических кабинетов) возможно только в том случае, если учителя, для которых данное образовательное учреждение является местом основной работы, обеспечены преподавательской работой в объеме не менее чем на ставку заработной платы.

Учебная нагрузка учителям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до исполнения им возраста трех лет, устанавливается на общих основаниях и передается на этот период для выполне­ния другими учителями. Применительно к данному порядку уста­навливается учебная нагрузка преподавателей педагогических учи­лищ и педагогических колледжей, а также работников учреждений дополнительного образования детей.

2.11. Верхнего предела объема учебной нагрузки (педагогичес­кой работы), который может быть установлен учителям, препода­вателям и другим педагогическим работникам в том же образовательном учреждении, не установлено, за исключением работни­ков учреждений среднего профессионального образования (см. раз­дел 3 настоящих Рекомендаций).

Учебная нагрузка на общевыходные и праздничные дни, за исключением учреждений дополнительного образования детей, не планируется.

<...>

Приложение 2

к Рекомендациям о порядке исчисления заработной платы

работников образовательных учреждений

Порядок зачета в педагогический стаж времени работы в отдельных учреждениях (организациях), а также времени обучения в учреждениях высшего и среднего профессионального образования и службы в Вооруженных силах СССР и Российской Федерации

1. Педагогическим работникам в стаж педагогической работы засчитывается без всяких условий и ограничений:

1.1. Время нахождения на военной службе по контракту из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации) – один день военной службы за два дня работы;

1.2. Время работы в должности заведующего фильмотекой и ме­тодиста фильмотеки.

2. Педагогическим работникам в стаж педагогической работы засчитываются следующие периоды времени при условии, если этим периодам, взятым как в отдельности, так и в совокупности, непосредственно предшествовала и за ними непосредственно сле­довала педагогическая деятельность:

2.1. Время службы в Вооруженных силах СССР и Российской Федерации, на должностях офицерского, сержантского, старшин­ского состава, прапорщиков и мичманов (в том числе в войсках МВД, в войсках и органах безопасности), кроме периодов, пре­дусмотренных в пункте 1.1;

2.2. Время работы на руководящих, инспекторских, инструк­торских и других должностях специалистов в аппаратах территори­альных организаций (комитетах, советах) профсоюза работников народного образования и науки РФ (просвещения, высшей шко­лы и научных учреждений); на выборных должностях в профсоюз­ных органах; на инструкторских и методических должностях в педа­гогических обществах и правлениях Детского фонда; в должности директора (заведующего) Дома учителя (работника народного образования, профтехобразования); комиссиях по делам несовер­шеннолетних и защите их прав или в отделах социально-правовой охраны несовершеннолетних, в подразделениях по предупрежде­нию правонарушений (инспекциях по делам несовершеннолетних, детских комнатах милиций) органов внутренних дел;

2.3. Время обучения (по очной форме) в аспирантуре, учреж­дениях высшего и среднего профессионального образования, име­ющих государственную аккредитацию.

3. В стаж педагогической работы отдельных категорий педагоги­ческих работников помимо периодов, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящего Порядка, засчитывается время работы в органи­зациях и время службы в Вооруженных силах СССР и Российской Федерации по специальности (профессии), соответствующей про­филю работы в образовательном учреждении или профилю пре­подаваемого предмета (курса, дисциплины, кружка):

– преподавателям-организаторам (основ безопасности жизне­деятельности, допризывной подготовки);

– учителям и преподавателям физвоспитания, руководителям физического воспитания, инструкторам по физкультуре, инструк­торам-методистам (старшим инструкторам-методистам), тренерам-преподавателям (старшим тренерам-преподавателям);

– учителям, преподавателям трудового (профессионального) обучения, технологии, черчения, изобразительного искусства, информатики, специальных дисциплин, в том числе специальных дисциплин общеобразовательных учреждений (классов) с углуб­ленным изучением отдельных предметов;

– педагогам дополнительного образования;

– педагогическим работникам экспериментальных образова­тельных учреждений;

– педагогам-психологам;

– методистам;

– педагогическим работникам учреждений среднего професси­онального образования (отделений): культуры и искусства, музы­кально-педагогических, художественно-графических, музыкальных;

– преподавателям учреждений дополнительного образования детей (культуры и искусства, в т.ч. музыкальных и художествен­ных), преподавателям специальных дисциплин музыкальных и художественных общеобразовательных учреждений, преподавате­лям музыкальных дисциплин педагогических училищ (педагоги­ческих колледжей), учителям музыки, музыкальным руководителям, концертмейстерам.

4. Воспитателям (старшим воспитателям) дошкольных образо­вательных учреждений, домов ребенка в педагогический стаж вклю­чается время работы в должности медицинской сестры ясельной группы дошкольных образовательных учреждений, постовой мед­сестры домов ребенка, а воспитателям ясельных групп – время работы на медицинских должностях.

5. Право решать конкретные вопросы о соответствии работы в учреждениях, организациях и службы в Вооруженных силах СССР и Российской Федерации профилю работы, преподаваемого предмета (курса, дисциплины, кружка) предоставляется руководителю образовательного учреждения по согласованию с профсоюзным органом.

6. Время работы в должностях помощника воспитателя и млад­шего воспитателя засчитывается в стаж педагогической работы при условии, если в период работы на этих должностях работник имел педагогическое образование или обучался в учреждении высшего или среднего профессионального (педагогического) образования.

7. Работникам учреждений и организаций время педагогической работы в образовательных учреждениях, выполняемой помимо ос­новной работы на условиях почасовой оплаты, включается в педаго­гический стаж, если ее объем (в одном или нескольких образова­тельных учреждениях) составляет не менее 180 часов в учебном году.

При этом в педагогический стаж засчитываются только те ме­сяцы, в течение которых выполнялась педагогическая работа.

8. В случаях уменьшения стажа педагогической работы, исчис­ленного в соответствии с настоящим порядком по сравнению со стажем, исчисленным по ранее действовавшим инструкциям (см. п. 1.2 раздела 1), за работниками сохраняется ранее установлен­ный стаж педагогической работы.

Кроме того, если педагогическим работникам в период приме­нения инструкций (см. п. 1.2 раздела 1 настоящих Рекомендаций) могли быть включены в педагогический стаж те или иные перио­ды деятельности, но по каким-либо причинам они не были учте­ны, то за работниками сохраняется право на включение их в педа­гогический стаж в ранее установленном порядке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: