Военная доктрина Российской Федерации 2 страница

маневренные действия войск (сил) на разрозненных направлениях с широким при­менением аэромобильных сил, десантов и войск специального назначения;

поражение войск (сил), объектов тыла, экономики, коммуникаций на всей террито­рии каждой из противоборствующих сторон;

проведение воздушных кампаний и операций;

катастрофические последствия поражения (разрушения) предприятий энергетики (прежде всего атомной), химических и других опасных производств, инфраструктуры, коммуникаций, объектов жизнеобеспечения;

высокая вероятность вовлечения в войну новых государств, эскалации вооруженной борьбы, расширения масштабов и спектра применяемых средств, включая оружие массо­вого уничтожения;

участие в войне наряду с регулярными нерегулярных вооруженных формирований.

4. Вооруженный конфликт может возникнуть в форме вооруженного инцидента,
вооруженной акции и других вооруженных столкновений ограниченного масштаба и
стать следствием попытки разрешить национальные, этнические, религиозные и иные
противоречия с помощью средств вооруженной борьбы.

Особой формой вооруженного конфликта является приграничный конфликт.

Вооруженный конфликт может иметь международный характер (с участием двух или нескольких государств) или немеждународный, внутренний характер (с ведением воору­женного противоборства в пределах территории одного государства).

5. Вооруженный конфликт характеризуется:

высокой вовлеченностью в него и уязвимостью местного населения; применением нерегулярных вооруженных формирований; широким использованием диверсионных и террористических методов; сложностью морально - психологической обстановки, в которой действуют войска;

вынужденным отвлечением значительных сил и средств на обеспечение безопасно­сти маршрутов передвижения, районов и мест расположения войск (сил);

опасностью трансформации в локальную (международный вооруженный конфликт) или гражданскую (внутренний вооруженный конфликт) войну.

6. Для решения задач во внутреннем вооруженном конфликте могут создаваться объединенные (разноведомственные) группировки войск (сил) и органы управления ими.

7. Локальная война может вестись группировками войск (сил), развернутыми в рай­оне конфликта, с усилением их при необходимости за счет переброски войск, сил и средств с других направлений и проведения частичного стратегического развертывания вооруженных сил.

В локальной войне стороны будут действовать в границах противоборствующих го­сударств и преследовать ограниченные военно-политические цели.

8. Региональная война может стать результатом эскалации локальной войны или
вооруженного конфликта и вестись с участием двух или нескольких государств (групп государств) одного региона, национальными или коалиционными вооруженными силами с
применением как обычных, так и ядерных средств поражения.

В региональной войне стороны будут преследовать важные военно-политические цели.

9. Крупномасштабная война может стать результатом эскалации вооруженного конфликта, локальной или региональной войны, вовлечения в них значительного количества
государств различных регионов мира.

Крупномасштабная война с применением только обычных средств поражения будет характеризоваться высокой вероятностью перерастания в ядерную с катастрофическими последствиями для цивилизации, основ жизнедеятельности и существования человечест­ва.

В крупномасштабной войне стороны будут ставить радикальные военно-политиче­ские цели. Она потребует полной мобилизации всех материальных и духовных ресурсов государств-участников.

10. Крупномасштабной (региональной) войне может предшествовать угрожаемый период.

11. Крупномасштабная (региональная) война может иметь начальный период, основ­ным содержанием которого явится напряженная вооруженная борьба за овладение страте­гической инициативой, сохранение устойчивого государственного и военного управления, достижение превосходства в информационной сфере, завоевание (удержание) господства в воздухе.

В случае затяжного характера крупномасштабной (региональной) войны ее цели бу­дут достигаться в последующих и завершающем периодах.

12. Российская Федерация последовательно и твердо добивается создания эффективной системы политических, Правовых, организационно - технических и иных междуна­родных гарантий недопущения вооруженных конфликтов и войн.

Основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации

и других войск

13. Российская Федерация считает правомерным применение Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск для отражения агрессии против нее.

Вооруженные Силы Российской Федерации и другие войска могут применяться так­же для защиты от антиконституционных действий, противоправного вооруженного наси­лия, угрожающих целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Феде­рации и для выполнения других задач в соответствии с федеральным законодательством.

14. Цели применения Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск:

в крупномасштабной (региональной) войне в случае ее развязывания каким-либо государством (группой, коалицией государств) - защита независимости и суверенитета, территориальной целостности Российской Федерации и ее союзников, отражение агрессии, нанесение поражения агрессору, принуждение его к прекращению военных действий на условиях, отвечающих интересам Российской Федерации и ее союзников;

в локальных войнах и международных вооруженных конфликтах - локализация очага напряженности, создание предпосылок для прекращения войны, вооруженного конфликта либо для принуждения к их прекращению на ранних стадиях; нейтрализация агрессора и достижение урегулирования на условиях, отвечающих интересам Российской Федерации и ее союзников;

во внутренних вооруженных конфликтах - разгром и ликвидация незаконных воору­женных формирований, создание условий для полномасштабного урегулирования кон­фликта на основе Конституции Российской Федерации и федерального законодательства;

в операциях по поддержанию и восстановлению мира - разведение противоборст­вующих сторон, стабилизация обстановки, обеспечение условий для справедливого мир­ного урегулирования.

15. Основные формы применения Вооруженных Сил Российской Федерации и дру­гих войск:

стратегические операции, операции и боевые действия - в крупномасштабной и региональных войнах;

операции и боевые действия - в локальных войнах и международных вооруженных конфликтах;

совместные специальные операции - во внутренних вооруженных конфликтах;

контртеррористические операции - при участии в борьбе с терроризмом в соответст­вии с федеральным законодательством;

миротворческие операции.

16. Вооруженные Силы Российской Федерации и другие войска должны быть готовы
к отражению нападения и нанесению поражения агрессору, ведению активных действий
(как оборонительных, так и наступательных) при любом варианте развязывания и ведения
войн и вооруженных конфликтов, в условиях массированного применения противником
современных и перспективных боевых средств поражения, в том числе оружия массового
уничтожения всех разновидностей.

Одновременно Вооруженные Силы Российской Федерации должны обеспечить осуществление Российской Федерацией миротворческой деятельности как самостоятельно, так и в составе международных организаций.

17. Основные задачи Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск:

а) по обеспечению военной безопасности:

своевременное вскрытие угрожающего развития военно-политической обстановки, подготовки вооруженного нападения на Российскую Федерацию и (или) ее союзников;

поддержание состава, состояния боевой и мобилизационной готовности и подготов­ки стратегических ядерных сил, сил и средств, обеспечивающих их функционирование и применение, а также систем управления на уровне, гарантирующем нанесение заданного ущерба агрессору в любых условиях;

поддержание боевого потенциала, боевой и мобилизационной готовности и подго­товки группировок войск (сил) общего назначения мирного времени на уровне, обеспечи­вающем отражение агрессии локального масштаба;

содержание вооружения и военной (специальной) техники, запасов материальных средств в готовности к боевому применению;

несение боевого дежурства (боевой службы) выделенными (назначенными) войска­ми, силами и средствами:

качественное и в полном объеме выполнение планов и программ оперативной, бое­вой и мобилизационной подготовки, воспитания личного состава войск (сил);

поддержание готовности к стратегическому развертыванию в рамках государствен­ных мероприятий по переводу страны на условия военного времени;

охрана и защита государственной границы Российской Федерации;

развитие противовоздушной обороны Российской Федерации как единой системы на основе централизованного управления всеми силами и средствами противовоздушной обороны;

создание условий для безопасности экономической деятельности, защита нацио­нальных интересов Российской Федерации в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Мировом океане;

охрана важных государственных объектов;

предотвращение и пресечение диверсий и террористических актов;

предупреждение экологических катастроф и других чрезвычайных ситуаций, ликви­дация их последствий;

организация гражданской и территориальной обороны;

обеспечение технического прикрытия и восстановления коммуникаций;

обеспечение информационной безопасности.

Решение задач по защите национальных интересов Российской Федерации в Миро­вом океане осуществляется в соответствии с Основами политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности.

Все задачи по обеспечению военной безопасности выполняются Вооруженными Си­лами Российской Федерации и другими войсками скоординированно, в тесном взаимодей­ствии и в соответствии с их функциями, установленными федеральным законодательст­вом;

б) по отражению вооруженного нападения (агрессии) на Российскую Федерацию и
(или) ее союзников:

частичное или полное стратегическое развертывание;

ведение стратегических операций, операций и боевых действий (в том числе совме­стных с союзными государствами) по разгрому вторгшихся, уничтожению созданных (создаваемых) группировок войск (сил) агрессора в районах их базирования, сосредоточе­ния и на коммуникациях;

поддержание готовности к применению и применение (в предусмотренных Военной доктриной случаях и в установленном порядке) потенциала ядерного сдерживания;

локализация и нейтрализация приграничных вооруженных конфликтов;

поддержание режима военного (чрезвычайного) положения;

защита населения, объектов экономики и инфраструктуры от воздействия средств поражения противника;

выполнение союзнических обязательств в соответствии с международными догово­рами Российской Федерации.

Решение задач по отражению вооруженного нападения (агрессии) организуется и осуществляется в соответствии с Планом применения Вооруженных Сил Российской Фе­дерации, Мобилизационным планом Вооруженных Сил Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации по вопросам военной безопасности, приказами и ди­рективами Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Феде­рации, другими нормативными правовыми актами, планами и директивными документа­ми;

в) во внутренних вооруженных конфликтах:

разгром и ликвидация незаконных вооруженных формирований, бандитских и террористических групп и организаций, уничтожение их баз, центров подготовки, складов, коммуникаций;

восстановление законности и правопорядка;

обеспечение общественной безопасности и стабильности, поддержание правового режима чрезвычайного положения в районе конфликта;

локализация и блокирование района конфликта;

пресечение вооруженных столкновений и разъединение противоборствующих сто­рон;

изъятие оружия у населения в районе конфликта;

усиление охраны общественного порядка и безопасности в районах, примыкающих к району конфликта.

Выполнение задач по предупреждению и пресечению внутренних вооруженных конфликтов, локализации и блокированию районов конфликтов, уничтожению незакон­ных вооруженных формирований, банд и террористических групп возлагается на созда­ваемые на временной основе объединенные (разноведомственные) группировки войск (сил) и органы управления ими;

г) в операциях по поддержанию и восстановлению мира:
разъединение вооруженных группировок конфликтующих сторон;

обеспечение условий для доставки гуманитарной помощи гражданскому населению и его эвакуации из зоны конфликта;

блокирование района конфликта в целях обеспечения выполнения санкций, приня­тых международным сообществом;

создание предпосылок для политического урегулирования.

Выполнение задач в операциях по поддержанию и восстановлению мира возлагается на Вооруженные Силы Российской Федерации. Для подготовки к выполнению этих задач выделяются специально назначенные соединения и воинские части. Наряду с подготовкой к применению по прямому предназначению они обучаются по специальной программе. Российская Федерация осуществляет тыловое и техническое обеспечение, обучение, под­готовку российских контингентов, планирование их применения и оперативное управле­ние ими в соответствии со стандартами и процедурами ООН, ОБСЕ и Содружества Неза­висимых Государств.

18. Силы и средства Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск могут привлекаться для оказания помощи органам государственной власти, органам местного самоуправления и населению при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихий­ных бедствий.

19. Для решения задач, стоящих перед Вооруженными Силами Российской Федера­ции и другими войсками, создаются группировки войск (сил) на территории Российской Федерации с учетом:

степени потенциальной военной опасности на конкретных стратегических направле­ниях;

характера взаимоотношений Российской Федерации с сопредельными государства­ми;

расположения жизненно важных для Российской Федерации промышленных рай­онов и районов стратегических ресурсов, особо важных объектов;

возможности стратегического развертывания на угрожаемых направлениях при максимальном снижении объемов перевозок, а также межрегионального маневра;

возможности своевременного вывода войск (сил) и материально - технических запа­сов из-под вероятных ракетно-авиационных ударов;

условий для расквартирования и обеспечения жизнедеятельности войск, решения со­циальных и бытовых проблем;

наличия и состояния базы мобилизационного развертывания;

общественно - политической обстановки в конкретных регионах.

20. В целях формирования и поддержания стабильности, обеспечения адекватного
реагирования на возникновение внешних угроз на ранних стадиях ограниченные контингенты Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск могут размещаться в
стратегически важных регионах за пределами территории Российской Федерации в соста­ве объединенных или национальных группировок и отдельных баз (объектов).

Условия такого размещения определяются соответствующими международно-пра­вовыми документами.

21. При создании смешанных воинских формирований Содружества Независимых
Государств они комплектуются военнослужащими государств - участников в соответст­вии с их национальным законодательством и принятыми межгосударственными соглаше­ниями. Военнослужащие - граждане Российской Федерации проходят службу в таких
формированиях, как правило, по контракту.

Формирования российских войск, находящиеся на территориях иностранных госу­дарств, независимо от условий размещения входят в состав Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск и действуют в соответствии с установленным в них порядком, с учетом требований Устава ООН, резолюций Совета Безопасности ООН, двусторонних и многосторонних договоров Российской Федерации.

22. Для создания и развития военной инфраструктуры государства, обеспечивающей стратегическое развертывание Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск, ведение ими военных действий, осуществляется оперативное оборудование территории Российской Федерации в целях обороны под руководством Правительства Российской Федерации и на основе федеральной государственной программы.

23. Накопление и содержание запасов материальных средств организуются Прави­тельством Российской Федерации в соответствии с планами создания государственного и мобилизационного резервов, утверждаемыми Президентом Российской Федерации.

Вооруженные Силы Российской Федерации и другие войска, а также органы испол­нительной власти в соответствии с федеральным законодательством в мирное время осу­ществляют накопление, эшелонирование, размещение и содержание запасов материаль­ных средств, обеспечивающих мобилизационное развертывание войск (сил) и ведение ими боевых действий в начальный период войны (по отдельным видам материальных средств -и на более длительный период, исходя из сроков перевода экономики страны, отдельных ее отраслей и предприятий на работу по установленному плану), формирование, подго­товку, перегруппировку и применение стратегических резервов.

Планирование накопления, эшелонирования, размещения оперативных запасов мате­риальных средств и их содержание для других войск, передаваемых в особый период в оперативное подчинение Министерства обороны Российской Федерации, осуществляются этим Министерством.

24. Планирование подготовки граждан к военной службе, воинский учет, а также учет транспортных средств, предоставляемых Вооруженным Силам Российской Федера­ции и другим войскам, осуществляются под общим руководством Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.

25. Как в мирное, так и в военное время осуществляется подготовка страны к территориальной и гражданской обороне, проводится комплекс мероприятий по обеспечению устойчивости функционирования объектов экономики, транспорта и коммуникаций, обес­печению готовности к проведению аварийно - спасательных и других работ в очагах по­ражения и районах аварий, катастроф и стихийных бедствий.

III. BOEHHO - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

Военно-экономическое обеспечение военной безопасности

Главная цель военно-экономического обеспечения - удовлетворение потребно­стей военной организации государства в финансовых средствах и материальных ресурсах.

1. Основные задачи военно-экономического обеспечения:

своевременное и в полном объеме финансовое обеспечение решаемых военной орга­низацией государства задач;

оптимизация расходов материальных ресурсов и денежных средств, направляемых на обеспечение военной безопасности, повышение эффективности их использования на основе взаимосвязанного, скоординированного реформирования всех компонентов воен­ной организации государства;

развитие научно - технической, технологической и производственной базы страны, Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск, военной инфраструктуры в ин­тересах обеспечения военной безопасности;

обеспечение правовой защиты объектов интеллектуальной собственности, содержа­щихся в продукции военного назначения, а также в технологиях их разработки и произ­водства;

интеграция гражданского и военного секторов экономики страны и координация военно-экономической деятельности государства в интересах обеспечения военной безо­пасности;

создание инфраструктуры государства с учетом решения задач по обеспечению во­енной безопасности;

повышение уровня социального обеспечения военнослужащих и гражданского пер­сонала Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск, а также граждан, рабо­тающих в оборонном промышленном комплексе;

обеспечение функционирования и совершенствование систем мобилизационной го­товности и мобилизационной подготовки экономики и населения страны;

накопление и содержание запасов материальных средств;

осуществление взаимовыгодного международного военного (военно-политическо­го) и военно-технического сотрудничества;

выполнение международных договоров Российской Федерации в военно-экономи­ческой сфере.

3. Приоритетные задачи военно-экономического обеспечения:

своевременное и в полном объеме (в пределах имеющихся финансовых ресурсов государства) финансовое обеспечение планов строительства и развития, боевой и мобилизационной подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск, потребно­стей всех компонентов военной организации государства;

экономическое и финансовое обеспечение совершенствования стратегических и обычных вооружений, военной и специальной техники;

создание экономических и финансовых условий для разработки и производства унифицированных, высокоэффективных систем управления войсками и оружием, систем свя­зи, разведки, стратегического предупреждения, радиоэлектронной борьбы, высокоточных, мобильных безъядерных средств поражения, а также систем их информационного обеспе­чения;

повышение уровня жизни, реализация установленных федеральным законодательст­вом социальных гарантий военнослужащим и членам их семей.

4. Основные принципы военно-экономического обеспечения:

соответствие уровня финансового и материального обеспечения военной организа­ции государства потребностям военной безопасности и ресурсным возможностям госу­дарства;

концентрация финансовых, материально - технических и интеллектуальных ресурсов на решении ключевых задач обеспечения военной безопасности;

государственная поддержка предприятий (производств) и учреждений (организаций), определяющих военно-техническую и технологическую устойчивость оборонного промышленного комплекса, а также его градообразующих предприятий, закрытых административно - территориальных образований;

научно - техническая, технологическая, информационная и ресурсная независимость в разработке и производстве основных видов военной продукции.

5. Основные направления мобилизационной подготовки экономики:

подготовка системы управления экономикой к устойчивому функционированию в период перевода на работу в условиях военного положения и в военное время;

создание, совершенствование и эффективное функционирование системы мобилиза­ционной подготовки органов государственной власти, а также организаций и предпри­ятий, имеющих мобилизационные задания;

оптимизация и развитие потребных мобилизационных мощностей и объектов;

создание, накопление, сохранение и обновление запасов материальных ресурсов в мобилизационном и государственном резервах;

создание и сохранение страхового фонда конструкторской и технической докумен­тации для военного времени;

сохранение и развитие объектов экономики, необходимых для ее устойчивого функционирования и выживания населения в военное время;

подготовка финансово - кредитной, налоговой систем и системы денежного обраще­ния к особому режиму функционирования в условиях военного положения;

разработка и совершенствование нормативно - правовой базы мобилизационной под­готовки и перевода экономики Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на работу в соответствии с установленными планами.

Международное военное (военно-политическое) и военно-техническое сотрудничество

6. Российская Федерация осуществляет международное военное (военно-политиче­ское) и военно-техническое сотрудничество, исходя из своих национальных интересов,
необходимости сбалансированного решения задач по обеспечению военной безопасности.

Международное военное (военно-политическое) и военно-техническое сотрудни­чество является прерогативой государства.

7. Российская Федерация осуществляет международное военное (военно-политиче­ское) и военно-техническое сотрудничество, исходя из внешнеполитической и экономи­ческой целесообразности, задач обеспечения военной безопасности Российской Федера­ции и ее союзников, в соответствии с федеральным законодательством и международны­ми договорами Российской Федерации, на основе принципов равноправия, взаимной вы­годы и добрососедства, с соблюдением интересов международной стабильности, нацио­нальной, региональной и глобальной безопасности.

8. Приоритетное значение Российская Федерация придает развитию военного (воен­но-политического) и военно-технического сотрудничества с государствами - участни­ками Договора о коллективной безопасности Содружества Независимых Государств, ис­ходя из необходимости консолидации усилий по созданию единого оборонного простран­ства и обеспечению коллективной военной безопасности.

***

Российская Федерация, подтверждая свою принципиальную приверженность целям сдерживания агрессии, предотвращения войн и вооруженных конфликтов, поддержания международной безопасности и всеобщего мира, гарантирует последовательное и твердое выполнение Военной доктрины.

4. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (в ред. Указов Президента РФ от 20.05.2004 N 649, от 14.11.2005 N 1319, с изм., внесенными Указом Президента РФ от 15.03.2005 N295)

В целях формирования эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти, в соответствии со статьей 112 Конституции Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. Ν 2-ΦΚ3 "О Правитель­стве Российской Федерации" постановляю:

1. Установить, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

2. Установить, что функции федерального органа исполнительной власти, руково­дство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации, опреде­ляются указом Президента Российской Федерации, функции федерального органа испол­нительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации, - постановлением Правительства Российской Федерации.

Для целей настоящего Указа:

а) под функциями по принятию нормативных правовых актов понимается издание на
основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конститу­ционных законов, федеральных законов обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц;

б) под функциями по контролю и надзору понимаются:

осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государ­ственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юриди­ческими лицами и гражданами установленных Конституцией Российской Федерации, фе­деральными конституционными законами, федеральными законами и другими норматив­ными правовыми актами общеобязательных правил поведения;

выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;

регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов;

в) утратил силу. - Указ Президента РФ от 20.05.2004 N 649;

г) под функциями по управлению государственным имуществом понимается осуще­ствление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе
переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным ка­зенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федерально­му агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями
открытых акционерных обществ;

д) под функциями по оказанию государственных услуг понимается предоставление
федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвоз­мездно или по регулируемым.органами государственной власти ценам услуг гражданам и
организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в
других областях, установленных федеральными законами.

3. Установить, что федеральное министерство;.

а) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в
установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской
Федерации сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства Российской Федерации министр Российской Федерации (федеральный
министр);

б) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных
конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федера­ции и Правительства Российской Федерации самостоятельно осуществляет правовое регу­лирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое ре­гулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федераль­ными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: