маневренные действия войск (сил) на разрозненных направлениях с широким применением аэромобильных сил, десантов и войск специального назначения;
поражение войск (сил), объектов тыла, экономики, коммуникаций на всей территории каждой из противоборствующих сторон;
проведение воздушных кампаний и операций;
катастрофические последствия поражения (разрушения) предприятий энергетики (прежде всего атомной), химических и других опасных производств, инфраструктуры, коммуникаций, объектов жизнеобеспечения;
высокая вероятность вовлечения в войну новых государств, эскалации вооруженной борьбы, расширения масштабов и спектра применяемых средств, включая оружие массового уничтожения;
участие в войне наряду с регулярными нерегулярных вооруженных формирований.
4. Вооруженный конфликт может возникнуть в форме вооруженного инцидента,
вооруженной акции и других вооруженных столкновений ограниченного масштаба и
стать следствием попытки разрешить национальные, этнические, религиозные и иные
противоречия с помощью средств вооруженной борьбы.
|
|
Особой формой вооруженного конфликта является приграничный конфликт.
Вооруженный конфликт может иметь международный характер (с участием двух или нескольких государств) или немеждународный, внутренний характер (с ведением вооруженного противоборства в пределах территории одного государства).
5. Вооруженный конфликт характеризуется:
высокой вовлеченностью в него и уязвимостью местного населения; применением нерегулярных вооруженных формирований; широким использованием диверсионных и террористических методов; сложностью морально - психологической обстановки, в которой действуют войска;
вынужденным отвлечением значительных сил и средств на обеспечение безопасности маршрутов передвижения, районов и мест расположения войск (сил);
опасностью трансформации в локальную (международный вооруженный конфликт) или гражданскую (внутренний вооруженный конфликт) войну.
6. Для решения задач во внутреннем вооруженном конфликте могут создаваться объединенные (разноведомственные) группировки войск (сил) и органы управления ими.
7. Локальная война может вестись группировками войск (сил), развернутыми в районе конфликта, с усилением их при необходимости за счет переброски войск, сил и средств с других направлений и проведения частичного стратегического развертывания вооруженных сил.
В локальной войне стороны будут действовать в границах противоборствующих государств и преследовать ограниченные военно-политические цели.
8. Региональная война может стать результатом эскалации локальной войны или
вооруженного конфликта и вестись с участием двух или нескольких государств (групп государств) одного региона, национальными или коалиционными вооруженными силами с
применением как обычных, так и ядерных средств поражения.
|
|
В региональной войне стороны будут преследовать важные военно-политические цели.
9. Крупномасштабная война может стать результатом эскалации вооруженного конфликта, локальной или региональной войны, вовлечения в них значительного количества
государств различных регионов мира.
Крупномасштабная война с применением только обычных средств поражения будет характеризоваться высокой вероятностью перерастания в ядерную с катастрофическими последствиями для цивилизации, основ жизнедеятельности и существования человечества.
В крупномасштабной войне стороны будут ставить радикальные военно-политические цели. Она потребует полной мобилизации всех материальных и духовных ресурсов государств-участников.
10. Крупномасштабной (региональной) войне может предшествовать угрожаемый период.
11. Крупномасштабная (региональная) война может иметь начальный период, основным содержанием которого явится напряженная вооруженная борьба за овладение стратегической инициативой, сохранение устойчивого государственного и военного управления, достижение превосходства в информационной сфере, завоевание (удержание) господства в воздухе.
В случае затяжного характера крупномасштабной (региональной) войны ее цели будут достигаться в последующих и завершающем периодах.
12. Российская Федерация последовательно и твердо добивается создания эффективной системы политических, Правовых, организационно - технических и иных международных гарантий недопущения вооруженных конфликтов и войн.
Основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации
и других войск
13. Российская Федерация считает правомерным применение Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск для отражения агрессии против нее.
Вооруженные Силы Российской Федерации и другие войска могут применяться также для защиты от антиконституционных действий, противоправного вооруженного насилия, угрожающих целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации и для выполнения других задач в соответствии с федеральным законодательством.
14. Цели применения Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск:
в крупномасштабной (региональной) войне в случае ее развязывания каким-либо государством (группой, коалицией государств) - защита независимости и суверенитета, территориальной целостности Российской Федерации и ее союзников, отражение агрессии, нанесение поражения агрессору, принуждение его к прекращению военных действий на условиях, отвечающих интересам Российской Федерации и ее союзников;
в локальных войнах и международных вооруженных конфликтах - локализация очага напряженности, создание предпосылок для прекращения войны, вооруженного конфликта либо для принуждения к их прекращению на ранних стадиях; нейтрализация агрессора и достижение урегулирования на условиях, отвечающих интересам Российской Федерации и ее союзников;
во внутренних вооруженных конфликтах - разгром и ликвидация незаконных вооруженных формирований, создание условий для полномасштабного урегулирования конфликта на основе Конституции Российской Федерации и федерального законодательства;
в операциях по поддержанию и восстановлению мира - разведение противоборствующих сторон, стабилизация обстановки, обеспечение условий для справедливого мирного урегулирования.
15. Основные формы применения Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск:
|
|
стратегические операции, операции и боевые действия - в крупномасштабной и региональных войнах;
операции и боевые действия - в локальных войнах и международных вооруженных конфликтах;
совместные специальные операции - во внутренних вооруженных конфликтах;
контртеррористические операции - при участии в борьбе с терроризмом в соответствии с федеральным законодательством;
миротворческие операции.
16. Вооруженные Силы Российской Федерации и другие войска должны быть готовы
к отражению нападения и нанесению поражения агрессору, ведению активных действий
(как оборонительных, так и наступательных) при любом варианте развязывания и ведения
войн и вооруженных конфликтов, в условиях массированного применения противником
современных и перспективных боевых средств поражения, в том числе оружия массового
уничтожения всех разновидностей.
Одновременно Вооруженные Силы Российской Федерации должны обеспечить осуществление Российской Федерацией миротворческой деятельности как самостоятельно, так и в составе международных организаций.
17. Основные задачи Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск:
а) по обеспечению военной безопасности:
своевременное вскрытие угрожающего развития военно-политической обстановки, подготовки вооруженного нападения на Российскую Федерацию и (или) ее союзников;
поддержание состава, состояния боевой и мобилизационной готовности и подготовки стратегических ядерных сил, сил и средств, обеспечивающих их функционирование и применение, а также систем управления на уровне, гарантирующем нанесение заданного ущерба агрессору в любых условиях;
поддержание боевого потенциала, боевой и мобилизационной готовности и подготовки группировок войск (сил) общего назначения мирного времени на уровне, обеспечивающем отражение агрессии локального масштаба;
содержание вооружения и военной (специальной) техники, запасов материальных средств в готовности к боевому применению;
|
|
несение боевого дежурства (боевой службы) выделенными (назначенными) войсками, силами и средствами:
качественное и в полном объеме выполнение планов и программ оперативной, боевой и мобилизационной подготовки, воспитания личного состава войск (сил);
поддержание готовности к стратегическому развертыванию в рамках государственных мероприятий по переводу страны на условия военного времени;
охрана и защита государственной границы Российской Федерации;
развитие противовоздушной обороны Российской Федерации как единой системы на основе централизованного управления всеми силами и средствами противовоздушной обороны;
создание условий для безопасности экономической деятельности, защита национальных интересов Российской Федерации в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Мировом океане;
охрана важных государственных объектов;
предотвращение и пресечение диверсий и террористических актов;
предупреждение экологических катастроф и других чрезвычайных ситуаций, ликвидация их последствий;
организация гражданской и территориальной обороны;
обеспечение технического прикрытия и восстановления коммуникаций;
обеспечение информационной безопасности.
Решение задач по защите национальных интересов Российской Федерации в Мировом океане осуществляется в соответствии с Основами политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности.
Все задачи по обеспечению военной безопасности выполняются Вооруженными Силами Российской Федерации и другими войсками скоординированно, в тесном взаимодействии и в соответствии с их функциями, установленными федеральным законодательством;
б) по отражению вооруженного нападения (агрессии) на Российскую Федерацию и
(или) ее союзников:
частичное или полное стратегическое развертывание;
ведение стратегических операций, операций и боевых действий (в том числе совместных с союзными государствами) по разгрому вторгшихся, уничтожению созданных (создаваемых) группировок войск (сил) агрессора в районах их базирования, сосредоточения и на коммуникациях;
поддержание готовности к применению и применение (в предусмотренных Военной доктриной случаях и в установленном порядке) потенциала ядерного сдерживания;
локализация и нейтрализация приграничных вооруженных конфликтов;
поддержание режима военного (чрезвычайного) положения;
защита населения, объектов экономики и инфраструктуры от воздействия средств поражения противника;
выполнение союзнических обязательств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Решение задач по отражению вооруженного нападения (агрессии) организуется и осуществляется в соответствии с Планом применения Вооруженных Сил Российской Федерации, Мобилизационным планом Вооруженных Сил Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации по вопросам военной безопасности, приказами и директивами Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами, планами и директивными документами;
в) во внутренних вооруженных конфликтах:
разгром и ликвидация незаконных вооруженных формирований, бандитских и террористических групп и организаций, уничтожение их баз, центров подготовки, складов, коммуникаций;
восстановление законности и правопорядка;
обеспечение общественной безопасности и стабильности, поддержание правового режима чрезвычайного положения в районе конфликта;
локализация и блокирование района конфликта;
пресечение вооруженных столкновений и разъединение противоборствующих сторон;
изъятие оружия у населения в районе конфликта;
усиление охраны общественного порядка и безопасности в районах, примыкающих к району конфликта.
Выполнение задач по предупреждению и пресечению внутренних вооруженных конфликтов, локализации и блокированию районов конфликтов, уничтожению незаконных вооруженных формирований, банд и террористических групп возлагается на создаваемые на временной основе объединенные (разноведомственные) группировки войск (сил) и органы управления ими;
г) в операциях по поддержанию и восстановлению мира:
разъединение вооруженных группировок конфликтующих сторон;
обеспечение условий для доставки гуманитарной помощи гражданскому населению и его эвакуации из зоны конфликта;
блокирование района конфликта в целях обеспечения выполнения санкций, принятых международным сообществом;
создание предпосылок для политического урегулирования.
Выполнение задач в операциях по поддержанию и восстановлению мира возлагается на Вооруженные Силы Российской Федерации. Для подготовки к выполнению этих задач выделяются специально назначенные соединения и воинские части. Наряду с подготовкой к применению по прямому предназначению они обучаются по специальной программе. Российская Федерация осуществляет тыловое и техническое обеспечение, обучение, подготовку российских контингентов, планирование их применения и оперативное управление ими в соответствии со стандартами и процедурами ООН, ОБСЕ и Содружества Независимых Государств.
18. Силы и средства Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск могут привлекаться для оказания помощи органам государственной власти, органам местного самоуправления и населению при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.
19. Для решения задач, стоящих перед Вооруженными Силами Российской Федерации и другими войсками, создаются группировки войск (сил) на территории Российской Федерации с учетом:
степени потенциальной военной опасности на конкретных стратегических направлениях;
характера взаимоотношений Российской Федерации с сопредельными государствами;
расположения жизненно важных для Российской Федерации промышленных районов и районов стратегических ресурсов, особо важных объектов;
возможности стратегического развертывания на угрожаемых направлениях при максимальном снижении объемов перевозок, а также межрегионального маневра;
возможности своевременного вывода войск (сил) и материально - технических запасов из-под вероятных ракетно-авиационных ударов;
условий для расквартирования и обеспечения жизнедеятельности войск, решения социальных и бытовых проблем;
наличия и состояния базы мобилизационного развертывания;
общественно - политической обстановки в конкретных регионах.
20. В целях формирования и поддержания стабильности, обеспечения адекватного
реагирования на возникновение внешних угроз на ранних стадиях ограниченные контингенты Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск могут размещаться в
стратегически важных регионах за пределами территории Российской Федерации в составе объединенных или национальных группировок и отдельных баз (объектов).
Условия такого размещения определяются соответствующими международно-правовыми документами.
21. При создании смешанных воинских формирований Содружества Независимых
Государств они комплектуются военнослужащими государств - участников в соответствии с их национальным законодательством и принятыми межгосударственными соглашениями. Военнослужащие - граждане Российской Федерации проходят службу в таких
формированиях, как правило, по контракту.
Формирования российских войск, находящиеся на территориях иностранных государств, независимо от условий размещения входят в состав Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск и действуют в соответствии с установленным в них порядком, с учетом требований Устава ООН, резолюций Совета Безопасности ООН, двусторонних и многосторонних договоров Российской Федерации.
22. Для создания и развития военной инфраструктуры государства, обеспечивающей стратегическое развертывание Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск, ведение ими военных действий, осуществляется оперативное оборудование территории Российской Федерации в целях обороны под руководством Правительства Российской Федерации и на основе федеральной государственной программы.
23. Накопление и содержание запасов материальных средств организуются Правительством Российской Федерации в соответствии с планами создания государственного и мобилизационного резервов, утверждаемыми Президентом Российской Федерации.
Вооруженные Силы Российской Федерации и другие войска, а также органы исполнительной власти в соответствии с федеральным законодательством в мирное время осуществляют накопление, эшелонирование, размещение и содержание запасов материальных средств, обеспечивающих мобилизационное развертывание войск (сил) и ведение ими боевых действий в начальный период войны (по отдельным видам материальных средств -и на более длительный период, исходя из сроков перевода экономики страны, отдельных ее отраслей и предприятий на работу по установленному плану), формирование, подготовку, перегруппировку и применение стратегических резервов.
Планирование накопления, эшелонирования, размещения оперативных запасов материальных средств и их содержание для других войск, передаваемых в особый период в оперативное подчинение Министерства обороны Российской Федерации, осуществляются этим Министерством.
24. Планирование подготовки граждан к военной службе, воинский учет, а также учет транспортных средств, предоставляемых Вооруженным Силам Российской Федерации и другим войскам, осуществляются под общим руководством Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.
25. Как в мирное, так и в военное время осуществляется подготовка страны к территориальной и гражданской обороне, проводится комплекс мероприятий по обеспечению устойчивости функционирования объектов экономики, транспорта и коммуникаций, обеспечению готовности к проведению аварийно - спасательных и других работ в очагах поражения и районах аварий, катастроф и стихийных бедствий.
III. BOEHHO - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
Военно-экономическое обеспечение военной безопасности
Главная цель военно-экономического обеспечения - удовлетворение потребностей военной организации государства в финансовых средствах и материальных ресурсах.
1. Основные задачи военно-экономического обеспечения:
своевременное и в полном объеме финансовое обеспечение решаемых военной организацией государства задач;
оптимизация расходов материальных ресурсов и денежных средств, направляемых на обеспечение военной безопасности, повышение эффективности их использования на основе взаимосвязанного, скоординированного реформирования всех компонентов военной организации государства;
развитие научно - технической, технологической и производственной базы страны, Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск, военной инфраструктуры в интересах обеспечения военной безопасности;
обеспечение правовой защиты объектов интеллектуальной собственности, содержащихся в продукции военного назначения, а также в технологиях их разработки и производства;
интеграция гражданского и военного секторов экономики страны и координация военно-экономической деятельности государства в интересах обеспечения военной безопасности;
создание инфраструктуры государства с учетом решения задач по обеспечению военной безопасности;
повышение уровня социального обеспечения военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск, а также граждан, работающих в оборонном промышленном комплексе;
обеспечение функционирования и совершенствование систем мобилизационной готовности и мобилизационной подготовки экономики и населения страны;
накопление и содержание запасов материальных средств;
осуществление взаимовыгодного международного военного (военно-политического) и военно-технического сотрудничества;
выполнение международных договоров Российской Федерации в военно-экономической сфере.
3. Приоритетные задачи военно-экономического обеспечения:
своевременное и в полном объеме (в пределах имеющихся финансовых ресурсов государства) финансовое обеспечение планов строительства и развития, боевой и мобилизационной подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск, потребностей всех компонентов военной организации государства;
экономическое и финансовое обеспечение совершенствования стратегических и обычных вооружений, военной и специальной техники;
создание экономических и финансовых условий для разработки и производства унифицированных, высокоэффективных систем управления войсками и оружием, систем связи, разведки, стратегического предупреждения, радиоэлектронной борьбы, высокоточных, мобильных безъядерных средств поражения, а также систем их информационного обеспечения;
повышение уровня жизни, реализация установленных федеральным законодательством социальных гарантий военнослужащим и членам их семей.
4. Основные принципы военно-экономического обеспечения:
соответствие уровня финансового и материального обеспечения военной организации государства потребностям военной безопасности и ресурсным возможностям государства;
концентрация финансовых, материально - технических и интеллектуальных ресурсов на решении ключевых задач обеспечения военной безопасности;
государственная поддержка предприятий (производств) и учреждений (организаций), определяющих военно-техническую и технологическую устойчивость оборонного промышленного комплекса, а также его градообразующих предприятий, закрытых административно - территориальных образований;
научно - техническая, технологическая, информационная и ресурсная независимость в разработке и производстве основных видов военной продукции.
5. Основные направления мобилизационной подготовки экономики:
подготовка системы управления экономикой к устойчивому функционированию в период перевода на работу в условиях военного положения и в военное время;
создание, совершенствование и эффективное функционирование системы мобилизационной подготовки органов государственной власти, а также организаций и предприятий, имеющих мобилизационные задания;
оптимизация и развитие потребных мобилизационных мощностей и объектов;
создание, накопление, сохранение и обновление запасов материальных ресурсов в мобилизационном и государственном резервах;
создание и сохранение страхового фонда конструкторской и технической документации для военного времени;
сохранение и развитие объектов экономики, необходимых для ее устойчивого функционирования и выживания населения в военное время;
подготовка финансово - кредитной, налоговой систем и системы денежного обращения к особому режиму функционирования в условиях военного положения;
разработка и совершенствование нормативно - правовой базы мобилизационной подготовки и перевода экономики Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на работу в соответствии с установленными планами.
Международное военное (военно-политическое) и военно-техническое сотрудничество
6. Российская Федерация осуществляет международное военное (военно-политическое) и военно-техническое сотрудничество, исходя из своих национальных интересов,
необходимости сбалансированного решения задач по обеспечению военной безопасности.
Международное военное (военно-политическое) и военно-техническое сотрудничество является прерогативой государства.
7. Российская Федерация осуществляет международное военное (военно-политическое) и военно-техническое сотрудничество, исходя из внешнеполитической и экономической целесообразности, задач обеспечения военной безопасности Российской Федерации и ее союзников, в соответствии с федеральным законодательством и международными договорами Российской Федерации, на основе принципов равноправия, взаимной выгоды и добрососедства, с соблюдением интересов международной стабильности, национальной, региональной и глобальной безопасности.
8. Приоритетное значение Российская Федерация придает развитию военного (военно-политического) и военно-технического сотрудничества с государствами - участниками Договора о коллективной безопасности Содружества Независимых Государств, исходя из необходимости консолидации усилий по созданию единого оборонного пространства и обеспечению коллективной военной безопасности.
***
Российская Федерация, подтверждая свою принципиальную приверженность целям сдерживания агрессии, предотвращения войн и вооруженных конфликтов, поддержания международной безопасности и всеобщего мира, гарантирует последовательное и твердое выполнение Военной доктрины.
4. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (в ред. Указов Президента РФ от 20.05.2004 N 649, от 14.11.2005 N 1319, с изм., внесенными Указом Президента РФ от 15.03.2005 N295)
В целях формирования эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти, в соответствии со статьей 112 Конституции Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. Ν 2-ΦΚ3 "О Правительстве Российской Федерации" постановляю:
1. Установить, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
2. Установить, что функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации, определяются указом Президента Российской Федерации, функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации, - постановлением Правительства Российской Федерации.
Для целей настоящего Указа:
а) под функциями по принятию нормативных правовых актов понимается издание на
основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц;
б) под функциями по контролю и надзору понимаются:
осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения;
выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;
регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов;
в) утратил силу. - Указ Президента РФ от 20.05.2004 N 649;
г) под функциями по управлению государственным имуществом понимается осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе
переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями
открытых акционерных обществ;
д) под функциями по оказанию государственных услуг понимается предоставление
федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым.органами государственной власти ценам услуг гражданам и
организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в
других областях, установленных федеральными законами.
3. Установить, что федеральное министерство;.
а) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в
установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской
Федерации сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства Российской Федерации министр Российской Федерации (федеральный
министр);
б) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных
конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;