Вспомните случай, когда вы были очень рассержены и злы. Поочередно предположите: вначале - что ваш гнев был вызван наличием рационального представления или желания, затем - наличием иррационального представления, или категорического требования. Постарайтесь осознать, что рациональные представления отражают ваши предпочтения и антипатии - то есть то, чего вы хотите или не хотите, а иррациональные - выражают ваши безусловные требования т категоричные обязательства, которые вы возлагаете на себя, на окружающих и на весь мир. Упражняйтесь в поисках этой разницы упорно и старательно, пока не научитесь легко и почти автоматически находить ее.
Вы сами делаете себя несчастными и зарабатываете неврозы главным образом из-за того, что строго и неуклонно придерживаетесь абсолютистских иррациональных представлений - в особенности из-за жесткой приверженности безусловному понятию о том, как должно быть.
Итак, каким образом вы создаете себе деструктивные представления о том, что должно быть?
|
|
Как человек, вы рождены с определенным уровнем внушаемости и доверчивости к тем заповедям, которые прививаются вам родителями и всей культурой. Но гораздо хуже то, что у вас есть собственный дар к изобретению правил и законов, которых, согласно вашим представлениям, вы (и другие тоже!) должны строго и неуклонно придерживаться.
Вот три основные заповеди, которые создают эмоциональные проблемы:
1. Я должен делать это хорошо и / или получать одобрение важных для меня людей, а иначе я — просто ни на что не годный человек.
2. Вы должны относиться ко мне внимательно и справедливо, вы не имеете права разочаровывать или огорчать меня, а иначе вы - плохой человек.
3. Мне должны быть предоставлены те вещи и те жизненные условия, которые я хочу иметь, я должен быть предохранен от всех неприятностей, а иначе жизнь становится невыносимой, и я никогда не смогу стать счастливым.
Рассмотрим одно из популярных иррациональных представлений: "Ужасно, если я не смогу сделать этого. А если люди осудят меня за неудачу, это будет страшно".
Идея эта является совершенно безумной. Да, действительно, если вы потерпели неудачу, испытали отвержение и неприятие, это весьма неприятно и неудобно. Но называя эти события страшными и ужасными, вы явно преувеличиваете, так как тем самым переводите их в разряд самых плохих. А всегда есть что-то, что гораздо хуже. Если вы что-то чрезмерно обобщаете и уходите от реальности, то в результате неудачи или отказа заставляете себя пережить панику и депрессию (вместо вполне уместных недовольства и разочарования).
А теперь давайте посмотрим, почему же столь яркая личность, как вы, хватается за такие глупые, нереалистические представления? Это происходит главным образом потому, что вы начинаете со своих сознательных или подсознательных представлений о том, как "должно быть", а затем якобы "логически" выводите из них свой страх. Например, вы начинаете с утверждения: "Я обязан выполнить это задание хорошо!" Затем вы приходите к "разумному" заключению: "А если я не могу выполнить его хорошо, как должен, то это - ужасно, это более чем неудобно, это так плохо, как только может быть, это конец света!"
|
|
Если бы вы только оставались на своих позициях предпочтений и никогда не переходили бы к жесткой необходимости, к долгу, то неужели же вы стали бы ужасаться из-за того, что у вас что-то не получилось? Едва ли! Ведь ваша формулировка предпочтений была бы следующей: "Мне нравится выполнять свою работу хорошо, но я не обязан выполнять ее безупречно. Если у меня что-то не получится, это очень плохо - но не ужасно и нестрашно!"
Другой набор иррациональных представлений или мышления типа "все или ничего":
"Если меня отверг любимый человек, это значит, что я все делал(а) совсем плохо. Следовательно я ничего не стою и меня всегда будут отвергать те, кто мне дорог".
Такое мышление является иррациональным и разрушительным по следующим причинам:
1. Вы могли все делать хорошо и правильно, а вас все равно могли бы отвергнуть, потому что предмет вашей любви может иметь свои собственные, особенные вкусы, пристрастия или антипатии и предрассудки.
2. Если даже вы что-то сделали плохо, и были отвергнуты по этой причине, то это не значит, что вы - нестоящий человек. Вы - человек, который в данном случае сделал что-то неадекватное и который может научиться в будущем не повторять своей ошибки.
3. Тот факт, что вас отвергли сегодня, не означает, что вас будут отвергать всегда или что вы никогда не получите одобрения от человека, которого любите.
Итак, почему же такой разумный человек, как вы, приходит к таким диким выводам? Совсем не потому, что вы просто хотите, чтобы вам отвечали взаимностью. Ведь в этом случае вы подумали бы, что отвергнутое чувство - это большая и нежелательная неприятность, и попробовали бы добиться взаимности в другой раз.
Предположим, что вы начинаете с искренних иррациональных рассуждений о том, как "должно быть": "Я должен добиться любви и одобрения каждого человека, которого я люблю. Меня никогда не должны отвергать!" Из этого легко и естественно можно прийти к следующему выводу: "Раз меня отвергли, - чего просто не должно быть, - значит, я все делал неправильно, значит, я - плохой, значит, меня никогда не будут любить так, как должны бы были любить!"
Вы сами расстраиваете себя категорическими требованиями "так должно быть".
Вы можете научиться отличать подобные требования от тех, в которых оговаривается условие исполнения. Например: "Для того, чтобы я мог получить диплом, я должен сдать экзамены". Это условие. Оно является рациональным. Теперь сравните: "Я должен сдать экзамены, потому что иначе, - грош мне цена!" Это догматическое требование, так как оно не является условием чего-либо, а является просто совершенно нелогичным, далеким от реальности долженствованием. На самом деле, если человек не сдал экзамен, это совершенно не является показателем его личностной бесценности.
Когда вы пытаетесь понять, какие иррациональные представления вызывают у вас эмоциональные расстройства, ищите слово "должен", ищите слово "обязан". Ищите догматические требования.