Пример: Теперь, когда я потерял очередную хорошую работу, я уже больше никогда не смогу получить и сохранить хорошую должность. Я навсегда обречен занимать ничтожное место.
Скрытые категорические требования:
1. Я не должен терять хорошую работу. Если такое случится, то я никогда в жизни не получу хорошего места.
2. Я должен продержаться на хорошей работе достаточно длительное время. В противном случае я никогда не смогу получить другую хорошую работу и всегда буду должен довольствоваться ничтожными должностями.
3. Я должен доказать, что я настоящий сотрудник и хороший человек, но я никогда не смогу доказать этого, если я снова потеряю работу. Если я ни на что не способен, то не видать мне хорошей работы.
4. Время от времени я могу, конечно, терять работу, но нельзя допустить, чтобы это случалось снова и снова. Продолжая в том же духе, я всегда буду занимать низкое положение.
Если вас что-то расстраивает, попробуйте разглядеть очевидные и скрытые категорические, догматические требования. Допустите, что они у вас действительно есть. Если вы не можете найти их сами, попросите помощи у друзей, родственников или психотерапевта. Ищите слово «должен», ищите слово «обязан».
|
|
ЗАБУДЬТЕ О СВОЕМ «УЖАСНОМ» ПРОШЛОМ!
Часто люди продолжают активно придерживаться первоначальных, вынесенных из детства иррациональных представлений и отказываются расставаться с ними.
Но не старые мысли и чувства повергают их сейчас в состояние тревоги. Нынешние догмы являются непосредственной причиной их текущих неврозов.
Источником эмоциональных расстройств являются отнюдь не переживания раннего детства, не более поздние переживания — этим источником являетесь вы сами.
Вы переносите ваши воспоминания о прошлых событиях (включая ваши реакции на эти события) в новую ситуацию - и следовательно, переживаете эту новую ситуацию несколько искаженно. Вы в значительной степени (хотя и не полностью) сами являетесь активным творцом своих переживаний. Таким образом, вы в значительной степени сами являетесь создателем своего прошлого, вы «избираете» его. И если это прошлое сейчас заставляет вас чувствовать себя подавленным, это значит, что вы по собственной воле оживляете его.
Как вы это делаете?
Во-первых, вы продолжаете придерживаться тех же самых иррациональных представлений, которыми расстраивали себя в детстве. Например: «Я не просто хочу, чтобы мама меня одобряла, - мне это необходимо, как воздух, без этого я ничто!»
Во-вторых, вы активно поддерживаете эти взгляды сегодня.
В-третьих, вы отказываетесь переосмыслить свои иррациональные представления и действовать против них до тех пор, пока они продолжают расстраивать вас.
|
|
В прошлом вы сами соорудили себе ложе страданий, а сейчас инстинктивно продолжаете возлежать на нем! Используя методы РЭТ, можно переосмыслить свой ранний жизненный опыт, можно распознавать свою собственную роль в формировании этого опыта и понять, каким образом можно преодолеть пагубное воздействие своих детских представлений, чувств и сохранившейся манеры поведения.
Попробуйте распознать те способы, с помощью которых вы сейчас делаете себя несчастным. Посмотрите, что реально происходило в вашем детстве, включая и то, что вы делали тогда, чтобы это произошло. Чем больше вы будете разбираться в том, какие ваши действия вызывают ваши эмоциональные расстройства, тем проницательнее станете.
Упражнение. Вспомните случай из детства, когда вы пережили настоящий ужас. Выделите свои рациональные и иррациональные представления, которых вы придерживались в то время и которые, возможно, привели вас в состояние эмоционального расстройства.
Проверьте, не сохранили ли вы те же представления по сей день.
Упражнение. Вспомните случай из детства, когда вы пережили депрессию. Проанализируйте этот случай, как в предыдущем упражнении.
Упражнение. Вспомните случай из детства, когда вы пережили ненависть к се-бе. Проанализируйте этот случай, аналогично предыдущим упражнениям.
Например: «Родители заставляли меня носить некрасивую, сшитую ими одежду, которая явно была мне не по росту. Я этого стыдилась и потому часто оставалась дома, вместо того, чтобы играть с другими детьми».
Рациональное представление: «Мне не нравится носить плохую одежду, которая дурно сидит на мне, потому что другие дети могут посмеяться надо мной. Но я могу это перенести и продолжать общаться даже с теми ребятами, которые надо мной посмеялись.
Раннее иррациональное представление: «Я не должна носить эту плохую, дурно сшитую одежду. Дети не должны смеяться надо мной. Это ужасно стыдно. Они будут думать, что я дура, я уродина, и будут правы».
Современное иррациональное представление: «Сейчас я не ношу дурно сидящей одежды. Но я по-прежнему думаю, что если кто-то смеется надо мной, то я дура и уродина, и мне очень стыдно».
Пример: «В детстве мои учителя относились ко мне несправедливо, и из-за этого я стал грубым и непослушным».
Рациональное представление: Мне хотелось бы, чтобы учителя относились ко мне лучше и справедливее. Очень жаль, что все не так. Но это говорит только о том, что они вели себя неправильно, однако сами они могли быть и неплохими людьми».
Раннее иррациональное представление: мои учителя (или родители) обязаны относиться ко мне справедливо и с пониманием. Если они этого не делают, то это ужасно. Если они относятся ко мне плохо, значит они плохие люди, и я надеюсь, что они будут наказаны за это».
Современное иррациональное представление: «Некоторые люди относятся ко мне невнимательно и несправедливо. Они не имеют права так ко мне относиться. Они плохие люди. Я надеюсь, что за это их ждет суровое наказание.
Как только вам в голову придет мысль, что ваши ранние переживания расстраивают вас и сегодня, попробуйте восстановить и оживить в памяти эти переживания и вычленить свои рациональные и иррациональные представления, которые явились основной причиной ваших эмоциональных проблем в прошлом. Задумайтесь, каким образом в настоящее время вы продолжаете придерживаться тех же иррациональных представлений.