Равновесие фирмы в краткосрочном периоде

Фирма на рынке м.к. сталкивается с двумя ограничениями: убывающей линией спроса на свой продукт и возможностью замещения своего продукта аналогичными продуктами других фирм.

Сталкиваясь с убывающей линией спроса на свой продукт (который является более эластичным по сравнению со спросом на продукцию монопольной фирмы, т.е. графически линия более пологая), фирма будет реализовывать свою монопольную власть за счет выбора такой цены и объема выпуска, которые обеспечат ей получение максимальной прибыли, руководствуясь принципом равенства предельной выручки предельным издержкам, MR=MC.

Рис. Фирма на рынке м.к. максимизирует прибыль

Рис. Фирма на рынке м.к. минимизирует убытки

Прибыль фирмы является результатом реализации ее монопольной власти и зависит от уровня спроса на ее продукт и уровня понесенных ею издержек производства. Однако, в отличие от абсолютной монополии, фирма действует в конкурентной среде. Учитывая высокую степень замещения своего продукта, фирма может столкнуться с проблемой низкого спроса, не обеспечивающего ей покрытия средних издержек. Как и в случае с совершенно конкурентной фирмой, фирма на рынке м.к. может минимизировать убытки до тех пор, пока цена на ее продукцию покрывает средние переменные издержки для каждого данного объема выпуска. Если спрос окажется настолько слабым, что никакая комбинация цены и объема выпуска не обеспечивает покрытия переменных издержек, то фирма вынуждена прекратить свое производство.

Отличительная особенность краткосрочного равновесия при монополистической конкуренции заключается в том, что для него характерны черты как монополии так и совершенной конкуренции. С одной стороны, фирма сталкивается не с абсолютно эластичной, а с наклонной кривой спроса, что позволяет фирме продавать продукт по цене, превышающей ее предельные издержки, что характерно для монополии. С другой стороны, цена фирмы формируется под давлением рыночных сил, что указывает на отсутствие контроля фирмы над ценой, как и в случае с совершенной конкуренции. Также фирма, находясь под давлением рыночных конкурентных сил, не может гарантировать себе получение устойчивой экономической прибыли.

Несмотря на то, что фирма действует в условиях монополистической конкуренции, нельзя рассматривать кривую ее предельных издержек в качестве кривой предложения фирмы, как это было в случае с совершенно конкурентной фирмой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: